• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему учат студентов программы «Управление пространственным развитием городов»?

Представляем вашему вниманию свежее интервью с Русланом Гончаровым, доцентом Высшей школы урбанистики, академическим руководителем магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»

В чём суть профессии урбаниста?

Урбанист обладает системными научными знаниями и профессиональными навыками в области планирования и управления развитием урбанизированных территорий. Его основная роль – выступать в роли медиатора между различными стейкхолдерами, он одновременно понимает точку зрения экономистов, социологов, архитекторов, приоритеты городской администрации, чего хочет бизнес и так далее. Он может систематизировать и учитывать всё это многообразие мнений для решения вопросов городского устройства, в том числе  пространственного развития города.

На кого ориентирована программа «Управление пространственным развитием городов» ВШУ?

Программа предназначена для самого широкого круга слушателей. Мы будем рады видеть и архитекторов, и экономистов, и социологов, и географов, и специалистов по государственному и муниципальному управлению, и многих других. В изучении города как единого объекта исследования профессиональные компетенции каждой отдельной области так или иначе играют огромную роль. При этом мы помогаем развить исследовательские навыки, готовим междисциплинарных специалистов, способных всесторонне анализировать сложные городские процессы.

Какие профессиональные качества будут выработаны у выпускников программы УПРГ?

Традиционно урбанистику принято разделять на несколько блоков. Первый большой блок – это ‘urban studies’, или городские исследования. Второй – ‘urban planning’, или городское планирование. Наша программа строится на балансе этих двух составляющих. В процессе обучения мы уделяем большое внимание развитию научно-исследовательских навыков наших студентов, в частности, обучаем их ключевым методам пространственного, геоинформационного анализа, объясняем социологические методы и принципы натурного обследования. При этом мы также развиваем конкретные проектные компетенции, которые позволят нашим выпускникам применять полученные знания и навыки на практике, в том числе, в рамках территориального планирования и проектирования.

Где работают и чем занимаются выпускники программы? В каких областях находят себе применение?

Существует несколько основных отраслей, в которых развиваются наши выпускники. В первую очередь, это городское управление, администрации городов, федеральные ведомства и госучреждения. Во-вторых, бизнес, например, крупные консалтинговые и девелоперские компании. И, наконец, организации исследовательской и проектной направленности: различные институты и проектные бюро, которые занимаются как теоретическими, так и прикладными исследованиями и разработками в области городского территориального и транспортного планирования.

Какова структура программы УПРГ и логика учебного плана?

В нашей программе мы, прежде всего, стараемся соблюдать баланс между ‘urban studies’ и ‘urban planning’. Первое направление находит свое отражение в научно-исследовательской деятельности каждого магистранта, финальный результат которой – защита выпускной квалификационной работы, самостоятельно проведённого исследования в области пространственного развития городов. Второй ключевой элемент программы, который определяет  направление ‘urban planning’, – это курс территориального планирования. Он позволяет применить полученные в ходе обучения знания и исследовательские навыки для решения конкретных практических задач.

Учебный план состоит из четырех блоков дисциплин. Первый из них – адаптационные курсы. Их задача – выравнивание теоретических знаний студентов разных профилей, объяснение ключевых урбанистических концепций и используемого терминологического аппарата, изучение базовых исследовательских навыков, необходимых для успешного продолжения обучения. Во второй – базовый – блок входят основные научные дисциплины (экономика, право, культурология и т.д.) в их приложении к проблемам городского планирования, развития и управления. Третий блок – дисциплины вариативной части. Наконец, четвертый – это дисциплины специализации, наборы взаимосвязанных курсов, позволяющих студенту углубиться в целостное изучение отдельных отраслей городского хозяйства – коммунальной либо транспортной инфраструктуры – в рамках одной из двух специализаций, представленных в программе.

В каком формате проходят занятия?

В программе мы активно применяем самые разные формы обучения – от классической лекционной до практикумов и мастер-классов, в том числе выездных. Большое внимание уделяется семинарским и практическим занятиям в компьютерных классах – особенно это касается дисциплин, на которых изучаются различные исследовательские методы, в частности, методы пространственного анализа и работы с городскими данными, основы программирования и т.д.

Каковы формы контроля, помимо выпускной квалификационной работы?

В качестве итогового контроля мы часто используем классическую форму экзамена. Здесь нужно иметь в виду, что по правилам НИУ ВШЭ «вес» оценки за экзамен не может превышать 80%. В большинстве случаев мы стараемся ещё сильнее снижать долю экзамена и увеличивать «вес» накопленной оценки за текущую работу. Также мы активно используем формат презентаций и выступлений – это могут быть индивидуальные и групповые презентации, защиты выполненных проектов и результатов исследований. В конце первого курса студенты обязательно защищают курсовую работу, а финальная точка обучения – это защита магистерской диссертации.

Чем отличается программа УПРГ от других магистерских программ, которые можно найти в российских вузах – управление проектами, городская экономика, менеджмент, регионоведение и т.д.?

На мой взгляд, прежде всего – комплексностью. Три «кита» программы – это междисциплинарность, фокус на пространственном развитии и баланс между академическим знанием и его практическим применением. Именно сочетанием этих компонентов наша программа выделяется среди других российских программ в данной области, которых, к слову, не очень много.

Есть ли аналоги УПРГ за рубежом?

За рубежом урбанистика развита намного лучше, чем в России, и образовательные программы в этой области очень популярны. Программы по урбанистике в ведущих западных университетах являются более специализированными – к примеру, фокусируются на отдельных аспектах городских исследований (в частности, социокультурных), определенных проблемах городского планирования или дизайна городской среды. Программа «Управление пространственным развитием городов» более комплексная и междисциплинарная, в силу чего представляет выпускникам больше свободы при трудоустройстве в условиях активно формирующегося российского рынка урбанистических услуг. После успешного завершения обучения у выпускников появляется серьёзный научно-исследовательский задел, который позволяет им проводить полноценные исследования, есть навыки критического мышления и критического осмысления профессии, которые пригодятся им на этом новом формирующемся рынке, а также умение применять эти исследовательские методы и научные знания при решении конкретных прикладных задач.

И последний вопрос: чем ещё, помимо учёбы, занимаются студенты УПРГ во время обучения? Какие у них есть дополнительные возможности?

В ВШУ мы уделяем большое внимание внеучебной деятельности студентов. Один из форматов – различные лекционные циклы приглашённых исследователей и практиков не только из России, но и из других стран. Есть мероприятия, рассчитанные как на широкую публику, так и  конкретно на студентов нашей программы.

Второй формат – так называемые «Мастерские», когда студенты под руководством сотрудников ВШУ и приглашенных экспертов участвуют в исследованиях и реализации проектов в области урбанистики. В сентябре мы формируем пул мастерских на текущий учебный год, определяем их темы и направления работы, и каждый может выбрать наиболее близкие и интересные для него. В этом году были мастерские, посвященные вопросам пространственной экономики в приложении к городским исследованиям, изучению феномена парка «Зарядье», изучению вернакулярных районов и другие. Под заданную тему руководители мастерских набирают студентов как первого, так и второго курсов обучения. На выходе участники получают не только новый опыт – как исследовательский, так и проектный – но и конкретные результаты в виде совместных публикаций и выступлений на научных конференциях.

Также в Школе важную роль играет академическая мобильность.  На ежегодной основе проводится Летняя школа во Франции, где наши студенты знакомятся с опытом градостроительных решений в условиях французской действительности, принимают участие в семинарах и круглых столах с представителями экспертного сообщества. Также у студентов есть возможность участвовать в разнообразных научно-исследовательских экспедициях ВШУ – многим запомнились поездки в Пермь, Кимры, Подмосковье.

Мы стараемся создавать возможности и для совместного отдыха. Традиционным стало празднование Нового года, в котором участвуют сотрудники, преподаватели и студенты ВШУ. Профессиональный праздник – международный День градостроительства 8 ноября – с недавнего времени тоже стал для нас значимой датой. И, конечно, особый праздник Школы – день рождения её сооснователя и первого декана Александра Аркадьевича Высоковского, который мы отмечаем ежегодно 23 октября.

В заключении нашего разговора хотел бы напомнить о Дне открытых дверей Высшей школы урбанистики, который состоится в субботу, 21 апреля в 12:00 в Шухов Лаб. Будем рады рассказать о Школе и нашей программе и ответить на все интересующие вопросы. Приходите!

Беседовала Виктория Гуткович