• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое Visual Studies?


 


Что такое исследования визуальной культуры (Visual Culture Studies)?

 
Это трансдисциплинарное направление исследований (или даже "движение", в которое вовлечены многие социальные и гуманитарные науки), сфокусированное на социальных эффектах визуального опыта.

Визуальный опыт при этом не сводится к его оптической составляющей, а понимается как (мультисенсорная) система – не всегда осознаваемых – активностей, нацеленных на учреждение и поддержание социальных различий. 

Видимое/зримое – это, прежде всего, социальная и культурная категория.

Что составляет тему визуальных исследований (что такое визуальная культура)?

Темой визуальных исследований могут быть разнообразные артефакты и практики, относящиеся, по общему признанию, к области визуальной культуры. Однако и в этом случае они будут рассматриваться не в категориях эстетики, психологии или оптики, как что-то сложившееся и данное, но станут частью генеалогической постановки вопроса, разворачивающейся в ряде дисциплин, таких как философия восприятия, теория образа, социология искусства, социальная антропология, STS, семиотика, современная эстетика и других. Генеалогия подразумевает здесь в первую очередь внимание к процессу формирования различных типов и форм зримости, понимаемой в смысле относительно устойчивого присутствия в эмоционально структурированном и перенасыщенном образами социокультурном пространстве.

Визуальные артефакты и практики рассматриваются в этой связи как стратегии и инструменты борьбы за позиции в социальном пространстве – инструменты далеко не всегда явные, однако все более влиятельные и эффективные, принимая во внимание ряд факторов, которые, по всей видимости, будут оказывать определяющее воздействие на наше ближайшее и, вероятно, отдалённое будущее.

 

Ключевые факторы, влияющие на ближайшее будущее и особое место в нем визуальной культуры, соответственно, трансдисциплинарных визуальных исследований

В первую очередь, к этим факторам следует отнести следующие тенденции: 

  • Плюрализация социально-политических дискурсов: постепенное исчезновение доминантного культурного центра (этот процесс имеет свои медленные и быстрые фазы: медленные – это долгий процесс секуляризации и культурализации социального мира, быстрые – культурная глобализация второй половины 20 в.).
  • Экспоненциальный рост многообразия форм и объёмов культурного производства, количества его участников, каналов дистрибуции и т.д.
  • Гибридизация социальной и технологической сфер: изменения в характере и формах социального действия; распределённая субъектность/агентность, распространяющаяся и на материальные артефакты/системы.
  • Иконоклазм в небывалых масштабах (конфликт между индивидуализацией/локализацией социального воображаемого и его циркуляцией в глобальных коммуникационных средах).
  • Пролиферация и одновременная тривиализация сложноорганизованных форм визуальной репрезентации (усиление факторов "оптического бессознательного", суггестивного воздействия образов, мультисенсорности и мультимодальности восприятия).
  • Автономизация и континуализация материальных и экранных поверхностей: сегодня не столько субъективно мотивированная манипуляция окружающими нас вещами, сколько дорефлексивная вовлеченность в окружающие нас поверхности и текстуры составляет базовый модус нашего контакта с "внешними средами". Как следствие, идентифицирующие процедуры сознания во все возрастающей степени дополняются диффузной и фоновой работой воображения, пространство которого зачастую идентично континууму эстетизированных поверхностей и экранов. 
  • Распространение эстетических принципов организации социальной коммуникации и формирования личной идентичности.

 

Основные задачи исследований визуальной культуры 

  • Критика политических импликаций визуальности как многообразия практик учреждения и поддержания социальных различий (различных форм социального неравенства).
  • Реконструкция социальной истории визуальности: от примитивного искусства до повседневных практик технологически опосредованного конструирования идентичностей.
  • Анализ культурных функций визуального опыта: роль визуальных медиа и визуального опыта в формировании современных высокодифференцированных и конфликтных культур.
  • Изучение роли визуального опыта (визуальных сред) в современных коммуникациях (научной, политической, повседневной).