• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальность в современной культуре

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Автор программы


Сосна Нина Николаевна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён изучению и сопоставлению ключевых концепций визуальной культуры, разработанных в рамках визуальных исследований, современного искусствознания, философии восприятия, теории медиа, социальной критики и т.д. Рассматриваются как признанные классическими теории взгляда, средового восприятия и визуального поворота, так и более экспериментальные, новаторские или эклектичные разработки в исследованиях визуальной культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Визуальность в современной культуре» являются формирование у обучающихся представлений об устройстве визуального поля и знания механизмов, обеспечивающих его функционирование — культурных, антропологических, социально-политических. Тематическое и проблемное разделение материала по модулям позволяет охватить широкий спектр проблем, связанных с ролью визуального в современной культуре, и показать возможные направления дальнейших актуальных исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: - основные подходы к описанию области визуального, выработанные в предшествующий период и являющиеся частью актуального аппарата современных представителей академических кругов и деятелей культуры стран Западной Европы и Северной Америки
  • знать методы исследований области визуального, в том числе используемые не только в гуманитарных науках; отличительные признаки различных методологий и границы их применений
  • уметь анализировать примеры взаимодействия с визуальным
  • уметь формулировать проблемы с использованием принятых подходов
  • уметь самостоятельно и ясно формулировать задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку
  • уметь корректно формулировать цели и достигать новых результатов в своей профессиональной области
  • уметь грамотно использовать качественные методы при работе с современными визуальными медиа
  • уметь разрабатывать теоретические модели для описания различных культурных явлений
  • уметь создавать новые теории, изобретать новые способы и инструменты профессиональной деятельности
  • уметь анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности
  • при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию
  • владеть навыками исследования сложного материала — не только визуального, но смешанного, составленного из переплетающихся кодов и выразительных средств
  • уметь различать разные уровни сложного материала и способы его концептуализации
  • владеть навыками разносторонней интерпретации визуального материала
  • навыками разносторонней интерпретации теоретических положений
  • владеть навыками критической оценки новейших текстовых материалов, научная оценка которых ещё не сформирована в полной мере
  • владеть навыками критической оценки новейших визуальных материалов, научная оценка которых ещё не сформирована в полной мере
  • владеть навыками формулирования собственной позиции на основании изученного и опробованного материала.
  • владеть культурой мышления, речи и письма
  • уметь логически верно, аргументированно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации
  • использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение
    Проблематика курса; объяснение задач курса; требования. Основной круг проблем визуальных исследований. Хронология теоретических работ. Характеристика материалов курса.
  • Тема 2. Начало складывания терминологического аппарата визуальных исследований
    Интерес к области визуального в 1940-1960. Ж.-П. Сартр и понятие взгляда. Понятие взгляда у Ж. Лакана. М. Фуко и «Менины» Веласкеса. Паноптикум. Живопись Э. Мане.
  • Тема 3. Исследовательский и публичный интерес к визуальным исследованиям
    «Способы видения» Дж. Берджера и расширение поля «изобразительных искусств». Появление нового способа подачи традиционного живописного материала. Сравнение двух способов изложения – в книге и в сериале.
  • Тема 4. М. Баксандал и первый словарь терминов (XV век): разметка дискурса о визуальном
    М. Баксандал. Практика живописи в XV веке. Появление потребности в её оценивании и инструменты её оценки. Словарь терминов Кристофоро Ландино
  • Тема 5. М. Баль о подходах к визуальному: семиотика и эссенциализм
    М. Баль о проекте складывания программы визуальных исследований. Объект, цели, методы и задачи визуальных исследований. Проблема методологии. Дж. Элкинс и девять типов междисциплинарности для визуальных исследований. Географические различия подходов. Визуальные исследования и иконический поворот (К. Мокси). Н. Брайсон и логика взгляда.
  • Тема 6. Обсуждение проблем визуального материала: анимация и фотография
    Практическая часть занятия: Jeff Wall in his own words (http://www.moma.org/interactives/exhibitions/2007/jeffwall/)
  • Тема 7. Р. Краусс: формирование «дискурса» о фотографии
    Дискурсивные пространства фотографии. Геологический и эстетический дискурсы. Работы Т. О’Салливана, Э. Атже. Обсуждение серий работ Барбары Крюгер. «I shop therefore I am», «Your body is a battleground», «Untitled (Questions)» (1991).
  • Тема 8. У. Дж. Митчелл: визуальный поворот и желание изображений
    Что такое визуальная культура и визуальные исследования. Мифы и контртезисы о визуальной культуре. Визуальный, пикториальный и иконический повороты. «Прибавочная стоимость» образов. Различие между образами и изображениями. Что такое изображение, как появляются новые образы. «Жизнь» образов.
  • Тема 9. Х. Белтинг и проект «дополнительной» истории искусства
    Обсуждение глав из работы «Образ и культ: История образа до эпохи искусства». Изменение понимания образа. Связь искусства и религии. Вопрос об иконоборчестве. Bild-anthropologie.
  • Тема 10. Дж. Элкинс: возможности незападных историй искусств, science-art и визуальное в науках
    Gramma, graphein, gerebh-. «Образ» вне общепринятых западных моделей. Тростниковая ручка калам, каллиграфия и живопись. Ситта и ситра. «Случай штриха и буквы». Science-art и визуальное в науках. «Как использовать глаза?»: примеры.
  • Тема 11. Визуальное вне чётких жанровых границ
    Практическая часть курса. Обсуждение по выбору: «Контракт рисовальщика» (П. Гринуэй, 1982), «Догвилль» (Л. фон Триер, 2003), «Вальс с Баширом» (А. Фольман, Й. Гудман, 2008).
  • Тема 12. Формирование теоретического словаря и роль «французской теории»
    Ж. Диди-Юберман о фотографии, «оборотной стороне» изображений и визуальном представлении исторических событий. Проблема «герметичности» дискурсов различных наук.
  • Тема 13. Ж.-Л. Нанси об условиях возможности появлений образа
    Статья Ж.-Л. Нанси «Uncanny Landscape». Понятия пейзажа. «Природа». Случаи локации, оккупации и репрезентации в связи с понятиями pays, paysan, paysage.
  • Тема 14. М.-Ж. Монзэн об экономии образа и моделях организации видимого
    Что значит видеть образ. Аниконизм, иконофилия и иконоборчество. Монополии над видимым и невидимым. «Обмен взглядами». Экономия веры и власти. Христианская визуальная экономия. Процесс глобализации образа.
  • Тема 15. Критика визуального с позиции несимулятивного, незнакового и насыщенного: Марьон
    Перспектива, видимое и невидимое. «Аудио-визуальный период истории». Телевидение, телеобраз, мера телевизионного образа. Реальность, приведённая к статусу образа.
  • Тема 16. Новое в соотношении дискурсивное-визуальное: пример А. Азулей
    Гражданский договор или контракт фотографии. Фотография как действие и практический ресурс. Политический смысл фотографии. Появление фотографического сообщества. Критика Барта и эстетизирования фото.
  • Тема 17. Критические подходы к оценке роли визуального в обществе и культуре: Дебор, Джеймисон, Лиотар
    Дебор Г. и общество зрелища. Производство визуальной продукции. Фильм «La Société du spectacle» (Debord G., 1973). Джеймисон об историзме в фильме «Сияние» Кубрика. Имитация нарратива. Изображение как функция общественных отношений.
  • Тема 18. Политический взгляд на визуальное: Вирно, Рансьер
    Понятие «множества» у Вирно и визуальные характеристики множества. Публичность без публичной сферы. Деятельность без произведения. Виртуозность. Понятие «эстетического бессознательного» у Рансьера. Режимы искусства.
  • Тема 19. Визуальное и (прото)медиа: Вирильо, Флюссер, Манович
    Технические элементы как необходимая и специфическая составляющая изображения и средство его анализа. Начальный этап: на примере подхода к фотографии В. Флюссера «За философию фотографии» и архитектурных импликаций П. Вирильо.
  • Тема 20. Технологические медиа и проблематика визуального: Стиглер, Хансен, Эрнст
    Дальнейшее разрабатывание проблематики «технического» от категорий «овнешненной памяти» (Б.Стиглер) до технологического анализа данных культурных полей (Л.Манович).
  • Тема 21. Визуальное и биомедиа
    Новое понимание медиа и технических устройств, разрабатываемое в области «влажной» среды (wetware); ее возможные визуальные характеристики (на примере коллекций, собранных куратором Д.Булатовым).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе, посвящённое одному из понятий (или группе понятий), которые характеризуют анализ визуального. Выполняется обязательно всеми в формате групп или индивидуально. Объём – 3500 слов
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Зачет, 1 модуль
  • неблокирующий Зачет, 2 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Зачет, 1 модуль + 0.25 * Зачет, 2 модуль + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред. И.А. Герасимова. - М.: ИФРАН, 2008.- 248 с.- ISBN 978-5-9540-0095-5. - Режим доступа: http://znanium.com/

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сартр, Ж.- П. Слова : книга для чтения на французском языке : художественная литература / Ж.- П. Сартр. - Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 288 с. - (Litterature contemporaine). - ISBN 978-5-9925-0640-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048657