• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV Летняя школа отделения культурологии


C 4 по 15 июля в городе Сатка Челябинской области прошла IV Летняя школа отделения культурологии Высшей школы экономики, организуемая совместно с Администрацией Саткинского муниципального района.

Руководители школы: профессор НИУ ВШЭ Виталий Анатольевич Куренной, профессор НИУ ВШЭ Руслан Заурбекович Хестанов.

 

В соответствии со Стратегией социокультурного развития Саткинского района* были сформированы несколько исследовательских групп, работа в которых началась еще задолго до самой Летней школы. В этом году школа стала не только межфакультетской, но и межуниверситетской: в ней принимали участие представители отделения культурологии и факультета философии НИУ ВШЭ, факультета медиакоммуникаций и факультета политологии НИУ ВШЭ, Сибирского Федерального Университета. Одна из основных задач школы – творческая активизация местных жителей и молодежи, поэтому к участию широко привлекались представители местного сообщества, предлагавшие собственные проекты по развитию территории. В числе гостей школы был главный редактор журнала Русский Репортер Виталий Лейбин.

В школе работа велась по следующим направлениям:

Городская культура Саткинского района

Руководитель группы: преподаватель факультета дизайна, научный сотрудник Лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ Александр Сергеевич Сувалко.

Участники группы занимались изучением сети учреждений культуры для выработки экспертных рекомендаций по обновлению формата мероприятий на основании анализа современного российского и зарубежного опыта (с опорой на результаты аналитического проекта «Современные технологии культурной политики»).

В бывшем гараже БелАЗов, который со временем планируется превратить в новый культурный центр Сатки, был организован курс лекций о зарубежном опыте культурной политики. Их прочитали Руслан Заурбекович Хестанов, Мария Румянцева, Нина Цуциева, Александра Талавер, Александр Сувалко. Анна Карасева (Культурный центр ЗИЛ) провела недельную серию мастер-классов для работников учреждений культуры, по результатам которых они разработали собственные проекты городских событий.

11 июля во Дворце культуры "Магнезит" студенческий клуб "Кто убил Лору Палмер" организовал показ одного из эпизодов сериала "Шерлок". Свой комментарий к сериалу дал Виталий Анатольевич Куренной, гости и местные жители активно участвовали в обсуждении.

В рамках направления “Городская культура” велась работа в архиве Краеведческого музея Сатки с целью формулирования дальнейших путей взаимодействия: например, создания городской фотовыставки (Александра Талавер, Юлия Введенская). Исследовались городские библиотеки и разрабатывались перспективы создания в Сатке проекта "Живая библиотека” (Ксения Романенко). Проблемами развития городского общественного пространства и нехватки мест для коммуникации между жителями занималась группа по placemaking (Вера Автаева, Нина Цуциева).

Интервью А.Сувалко 

 

Разработка платформы бренда района

Руководитель группы: дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин.

В рамках разработки бренда района, реализуемой Факультетом дизайна НИУ ВШЭ, проводились предварительные обследования (анкетирование, фокус-группы), нацеленные на выявление образа района у внешней и внутренней аудитории, выявление ассоциативных рядов и желаемого образа района (Всеволод Куренной). Анализировались существующие в Сатке формы визуальной коммуникации (Александра Талавер, Александр Сувалко).

Результаты исследований формируют основу для разработки визуального бренда и брендбука Cатки.

 

Распределенный образ жизни

Руководитель группы: заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ, профессор Виталий Анатольевич Куренной.

Целью исследования было выявить и описать основные формы распределенного образа жизни в городе Сатка, генезис, прагматику и мотивационную структуру практик, проанализировать распределенную экономику с точки зрения ожидаемых хозяйственных и жизненных рисков. Исследовались конкретные пространственные и материальные формы распределенной экономики в контексте городского и жизненного пространства: гаражи, сараи, «стайки». В практическом плане исследование позволит учесть тенденции и прагматику использования элементов распределенного образа жизни в рамках городской планировочной политики и программ городского пространственного развития. (Участники: Ксения Резникова, Алена Колесникова, Мария Мирская, Всеволод Куренной, Дмитрий Павловский).

Статья В.А. Куренного по результатам исследования в Calvert Journal

 

Медиа-группа

Руководитель группы: Виталий Анатольевич Куренной.

Медиа-группа содействует информационному продвижению района, формированию его имиджа как культурно-исторического и туристического центра. Она создает информационные продукты, которые могут быть представлять район на городских и туристических порталах района, глобальных и общероссийских информационных ресурсах (Google Erth, Panoramio, Googlemaps, yandex-карты, Афиша «Мир»).

Медиа-группой проводилось информационное сопровождения Летней школы на различных медийных площадках (группа в Фейсбуке): создание репортажей и фотоотчетов, информирование местный жителей о событиях Летней Школы, подготовка материалов для видео-ролика (Светлана Мусинова, Александра Скоробогатская, Ангелина Кречетова). Участники занимались созданием базы фотоизображений района, играющих важную роль для стимулирования локального и регионального туризма, цифровым документирование достопримечательностей и видов района, предварительным этапом электронной реконструкции исторических достопримечательностей (Александр Волощук, Александр Черкашин).

 

Культура рабочих старших возрастных групп

Руководитель группы: директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, декан факультета социальных наук МВШСЭН Дмитрий Михайлович Рогозин; участник - Владимир Картавцев.

Группа занималась анализом социального положения и мировоззрения старшего поколения саткинских рабочих. Участников группы интересовали возрастные диспропорции, ситуация с занятостью людей, потребность и отношение к непрерывному обучению, взгляд рабочих на свою профессиональную жизнь и карьеру, их вкусы, предпочтения и интересы, быт и корпоративная культура рабочей среды.

По результатам исследования создан интернет-проект “Мнети”.

 

Содействие развитию человеческого капитала

Руководитель группы: научный сотрудник Института развития образования, преподаватель лицея НИУ ВШЭ Мария Владимировна Румянцева.

В рамках данного направления исследовалась сфера общего среднего образования, рассматривалось, как различаются школы по уровню социокультурного благополучия их учеников и результатам, которые они показывают (Кристина Анисенко, Екатерина Царапина). По итогам исследования выявлены недостающие формы взаимодействия между учениками разных разных школ.

В школах и детских оздоровительных лагерях в Саткинского района представители проекта&nbsp“Осмысленный мир” провели ряд культурно-образовательных мероприятий: игры в формате “Что? Где? Когда?”, семинары (Ася Копылова, Валерия Шалаева, Александр Гиринский). Кроме того школьникам рассказали о проектной деятельности на отделении культурологии, чтобы они могли поразмышлять, какие подобные формы возможны на базе их школ (Вероника Молчанова, Алексей Казаков).

 

Исследование базара в городе Сатка

Руководитель группы: профессор НИУ ВШЭ Руслан Заурбекович Хестанов.

Предметом исследования была кризисная занятость, анализ того, чем занимаются люди после сокращений на промышленных предприятиях, затронувшие многие малые города страны. В базарах и рынках отражается вся социальная конституция малого города. Исследуя городские торговые точи, участники группы стремились узнать, чем живет город, каковы формы социальной солидарности, каким образом формируется общественное мнение. (Участники: Алексей Казаков, Нина Цуциева, Дмитрий Павловский, Екатерина Царапина, Ксения Резникова).

 

Летняя Школа закончилась, но это не значит, что работа завершена: предстоит большая деятельность по анализу и доработке полученных результатов. Все мы очень надеемся, что проведенные исследования и разработанные в рамках Школы инициативы будут полезны для социокультурного развития Сатки и найдут свое применение. Участники Школы будут поддерживать контакты с местным активным сообществом и продолжать реализацию намеченных проектов.

По результатам работы школы формируются предложения для Экспертного и Попечительского совета Фонда содействия развитию Саткинского муниципального района в рамках Стратегии социокультурного развития Саткинского района.

---

* Стратегия социокультурного развития Саткинского муниципального района разработана Лабораторией исследований культуры НИУ ВШЭ под руководством В.А. Куренного по результатам полевого исследования, проведенного в августе 2013 года.