• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
15
Май

Портрет второкурсника магистратуры «Мировая экономика» Лысенко Кирилла.

Кирилл рассказывает о своём опыте, профессиональных интересах и месте мировой экономики в своей и нашей жизни.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет (Константин Дмитриевич Ушинский)

Знакомьтесь: Кирилл Лысенко, второкурсник магистратуры «Мировая экономика», выпускник бакалавриата «Мировая экономика», медалист олимпиады Высшая лига, аналитик в отделе суверенных и региональных рейтингов в Эксперт РА, приглашённый преподаватель Факультета мировой экономики и мировой политики ФМЭиМП и лаборант Центра комплексных европейских и международных исследований ФМЭиМП. Кирилл рассказывает о своём опыте, профессиональных интересах и месте мировой экономики в своей и нашей жизни. 

1. Расскажи, почему ты продолжил учиться по направлению «Мировая экономика».

В процессе обучения на бакалавриате ФМЭиМП я познакомился со многими актуальными проблемами в области мировой экономики и получил необходимую базу для их анализа. В целом, к концу 4 курса можно уже было точно сказать, что у меня в мозге было хотя бы три пучка нейронных связей, пригодных для применения на рынке труда: один – отвечающий за экономику, второй – за языки и третий – за математико-статистический аппарат. И как мне показалось, наиболее органичным вариантом развития и применения этих трёх «пучков» являлся именно путь продолжения обучения и работы по направлению мировой экономики. Тем более к тому времени моё восприятие данной предметной области перешло из категории «звучит круто, наверное, там много зарабатывают» к «здесь такое не паханное поле, тут еще так много можно исследовать, применить и поменять». На момент выбора магистратуры у меня не было желания уехать из страны, а внутри страны лучше своей альма-матер я альтернатив не видел. Поэтому можно сказать, что все дорожные знаки указывали прямо на магистратуру «Мировой экономики».

2. Доволен ли ты своим выбором? Расскажи, что тебе больше всего нравится на нашей программе?

Вполне! Мне нравится то, что моя магистерская программа, как и моя бакалаврская программа не является «Потемкинской деревней». Здесь действительно стремятся дать знания и предоставляют возможности для их применения. Тут нет бесполезных предметов, создаваемых только для видимости обучения, нет некомпетентных преподавателей и нет чувства бесперспективности нахождения в стенах университета. Программа «Мировая экономика» – это кипящий бульон, попадая в который, вы до костей пропитываетесь наиболее актуальной информацией о механизмах, лежащих в основе глобальных экономических процессов, а также инструментарием, необходимым для работы современного экономиста. Готовящие вас «кулинары» – это признанные в научном сообществе эксперты и работающие над реальными кейсами специалисты-практики из различных коммерческих и ведомственных организаций. Причем тут вас не только учат, но и дают самим прочувствовать роль творцов через многочисленные проекты, к участию в которых вас приглашают с первого дня нахождения на программе.

3. Над чем ты конкретно работаешь в своей магистерской диссертации и почему ты выбрал именно эту тему?

В своей магистерской диссертации, которую я пишу под научным руководством Подругиной А.В., я исследую, что в течение последних 15 лет определяло долю дохода, направляемого домохозяйствами Китая на сбережения. Тема достаточно ёмкая. Тут и анализ факторов, влияющих на уровень дохода и экономическую защищенность разных социальных групп, и оценка кредитно-инвестиционной обстановки КНР, и построение эконометрических моделей от макро до микроуровня. Выбрал я эту тему в силу её актуальности: текущая модель развития Китая, от которой власти страны пытаются отойти, в значительной мере ориентирована на высокий уровень инвестиций, опирающихся на сильную сберегательную активность населения. При этом потенциал развития за счет экспортной экспансии в условиях усиливающегося международного протекционизма ограничен, а внутренний спрос при высокой склонности к сбережениям также относительно слаб. По сути, распутывание клубка сберегательных паттернов – важный шаг к понимаю первопричин и способов устранения имеющихся структурных дисбалансов в экономике страны, являющейся крупнейшим торговым партнером России.

4.     Есть ли у тебя научные публикации? Чему они посвящены?

Да, есть. С 4 курса бакалавриата я потихоньку начал принимать участие в написании различных статей и продолжил это занятие и в магистратуре. Основная часть работ была создана в ходе проекта нашего департамента про влияние санкций на мировую экономику. Так, в рамках данного проекта в 2023 году мы с Анастасией Викторовной опубликовали работу про международный всплеск инфляции 2021-2023 годов. В том же году вышла статья с Макаровой Е.А. и Смоловик Е.В. про состояние рынка зеленых облигаций в условиях санкционных шоков. В 2024 году к этому списку добавилась статья про банковский кризис 2023 года в США, а также глава с Подругиной А.В. про международные резервы в учебном пособии «Макроэкономика. Практикум странового анализа». Часть результатов нашего проекта по влиянию санкций на мировую экономику были по презентованы в 2024 году на студенческой конференции в Ереване.  Помимо исследований в области международных финансов, во время магистратуры я также успел принять участие в написании пособия центра изучения Африки про E-Governance на африканском континенте

5.     Поделись, как тебе удается совмещать учёбу в магистратуре с работой и иной научной деятельностью.

Терпение и труд всё перетрут. Никаких секретов тайм-менеджмента, продаваемых мошенниками и коучами. Просто занимаюсь тем, что мне нравится, поэтому готов всему этому уделять почти всё своё время, без выгорания. К тому же все мои виды деятельности очень хорошо друг друга дополняют. Моя исследовательская деятельность в Вышке позволяет мне постепенно улучшать своё понимание устройства мировой экономики. Параллельно этому аналитическая деятельность в рейтинговом агентстве предотвращает возможный уход в башню из слоновой кости и дает возможность соприкасаться с повседневной реальностью финансового мира. А преподавание является идеальной лакмусовой бумажкой качества и актуальности всех этих знаний, а также драйвером восполнения их возможных пробелов.

6.     Расскажи, как ты пришёл к преподаванию. Было ли страшно начинать?

Когда я учился на первом курсе магистратуры, на онлайн-майноре «Financial Decisions in International Companies» возникла необходимость замены семинариста. Мне предложили занять эту позицию, и я из любопытства решил попробовать. Начинать было действительно страшно. Причем страшно было начинать и другой курс «International Finance: micro and macro aspects», за который я взялся на втором курсе, но уже в оффлайн формате. Впрочем, и в тот, и в этот раз страх быстро ушел, и верх взял задор, связанный с невероятно приятными моментами осознания того, что тебе удалось или объяснить что-то им ранее непонятое, или рассказать что-то новое и интересное, или организовать ход пары по эффективному сценарию.

7.     Думаешь ли дальше заниматься академической и преподавательской деятельностью?

Да, данную часть жизни я забрасывать точно не собираюсь. Поэтому как раз в этом году я и решил поступать в аспирантуру по направлению «Мировая экономика». Я уже подался на вступительный конкурс первой волны и сдал все экзамены. Знания, полученные в Вышке, здесь очень хорошо послужили – благодаря им, например, удалось сдать письменный экзамен на максимальный балл. Списки поступивших будут только в мае – так что, хоть суммарные баллы и очень даже неплохие, говорить «гоп» пока не буду. 

8.     Пригодились ли полученные в магистратуре навыки и знания в работе и исследовательской деятельности?

Да и еще раз да. При рейтинговом анализе суверенных правительств я не раз прокручивал у себя в голове разные моменты с занятий по макрофинансам и поправлял себя, вспоминая важные детали, на которые преподаватели обращали отдельное внимание.  В ходе академических исследований банковского сектора и долговых рынков многократно пригождались полученные в магистратуре углубленные знания о банковском регулировании. А в потенциальной кандидатской диссертации, которую я хочу посвятить влиянию макропруденциального регулирования на рынок недвижимости КНР, я буду использовать почти всю гремучую смесь компетенций, полученных на моем треке, начиная от финансов компаний и заканчивая финансами государств.

9.     Зачем вообще исследовать другие страны и мировую экономику?

Нет экономики, кроме мировой экономики. Всё переплетено. Например, экономические шоки в одних странах часто дают внешние эффекты и для прочих государств. Причем каналов этих взаимосвязей большое множество. Влияние может проявиться и через изменения объема торгового оборота, и через дестабилизацию внешнего банковского фондирования, и через резкое бегство капитала и т.д. Если мы хотим осознавать, что происходит у нас в экономике, то мы не можем обойтись без учета всех ключевых внешних факторов, иначе мы обречены на ложные выводы. Соответственно, чтобы гарантировано быть корректными в экономическом дискурсе, нужно тщательно изучать мировую экономику. И тогда с вами будет правда, в которой и содержится сила.

И к тому же специалисты в области мировой экономики с хорошим уровнем подготовки сегодня очень нужны. Наше государство и бизнес не сидят как кот из мультика про попугая Кешу с фразой: «А нас и здесь неплохо кормят». Российские организации активно ищут альтернативы рынкам товаров и капитала недружественных стран. Поэтому сегодня работодателям требуются люди с навыками экспертизы, с умением быстро и качественно оценивать ситуацию на этих направлениях и находить решения по налаживанию на них работы. Впрочем, и век исследователей рынков недружественных стран не прошел – многие западные организации до сих пор заинтересованы сотрудничать с нами, несмотря на непростой политический фон.