• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспедиция в Мурманскую область для исследования роли Северного морского пути в развитии ВЭД

С 20 по 30 сентября 2025 года в рамках федерального проекта “Открываем Россию заново” состоялась студенческая экспедиция НИУ ВШЭ «500-летие Северного Морского Пути. Развитие внешнеэкономических связей России в условиях санкций (Мурманская область)»

 

Студенты разных ОП и ступеней обучения исследовали особенности ВЭД, логистику и меры поддержки экспорта в Арктике на примере Мурманской области. Экспедиция проходила под руководством преподавателей ОП «Международная торговая политика» - заместителя заведующего кафедрой, старшего преподавателя Евгения Александровича Гальченко и преподавателя Александра Андреевича Куракова.

По итогам поездки подготовлен исследовательский отчет, освещающий посещение населенных пунктов Мурманской области: Мурманск, Североморск (в т.ч. Сафоново), Междуречье. В отчете представлены исследовательские результаты экспертных бесед с представителями логистических и стивидорных компаний, портов, региональных министерств и агентств, ассоциаций предпринимателей, научного сообщества.

 

День 1. 20 сентября учебно-исследовательская группа прибыла самолетом в Мурманск для проведения полевого этапа проекта. После заселения в отель участники экспедиции совершили ознакомительную прогулку, чтобы получить первое впечатление о столице Арктики.

Вечером состоялось собрание, на котором были распределены роли и уточнены цели предстоящей работы, что позволило приступить к сбору эмпирических данных.
 

 

День 2. 21 сентября участники посетили поселок Териберка, чтобы оценить существующую инфраструктуру, проанализировать туристический спрос и выявить точки роста. Участники экспедиции лично познакомились с ключевыми активами региона: от суровых ландшафтов каменного пляжа Баренцева моря до этнографических объектов и местной гастрономии.

 Собранные материалы и впечатления позволили подтвердить, что Мурманская область обладает конкурентоспособным туристическим потенциалом международного уровня, уникальная природа и культура Арктики могут быть трансформированы в успешные туристские продукты.

 

День 3. 22 сентября экспедиционная группа встретилась с преподавателями Мурманского Арктического университета (МАУ) и представителями компании «Антей Север». В МАУ студентам рассказали о проблемах с перевозкой грузов по СМП, об основных грузопотоках через Мурманский торговый порт, о необходимых для развития СМП инвестициях. От компании «АнтейСевер», ориентированной на экспорт крабовой продукции.
У
частники экспедиции узнали о возникших бюрократических барьерах, о переориентации экспорта в страны Азии, а также о возможности получения государственной поддержки в виде субсидий. На рынке труда Мурманской области сохраняется дефицит квалифицированных кадров.



 

День 4. 23 сентября экспедиционная группа посетила компанию «Скадар», основной деятельностью которой является бункеровка судов. Представители компании отметили, что геополитические вызовы привели к резкому сокращению рынка — доля иностранной выручки упала с 20% в 2022 году до 6% в 2024-м.  

Была подчеркнута и ключевая проблема развития Северного морского пути — кадровый голод и низкий уровень подготовки специалистов, что требует внимания со стороны образовательных учреждений. Что касается диалога между государством и бизнесом, наряду с высокой эффективностью способов поддержки предпринимательства в арктическом регионе была отмечена и потребность в предупредительных мерах.

В ходе диалога с Комитетом по экономическому развитию и туризму Администрации города Мурманска обсудили развитие международных связей, которые представлены побратимскими соглашениями с такими городами, как Рованиеми (Финляндия), Тромсё и Вадсё (Норвегия), Джексонвилл (США), Гронинген (Нидерланды), а также с городами, с которыми взаимодействие наиболее активно: Минск (Беларусь), Аланья (Турция), Харбин (КНР). Особый интерес представляет активная работа по заключению побратимского соглашения с китайским городом Ляньюньган, который заинтересован в контейнерных перевозках по СМП. Также были затронуты меры поддержки местного бизнеса, включая предоставление грантов и работу таких организаций, как Корпорация развития Мурманской области, Институт Инвестиционного уполномоченного и «Опора России».


 

 

 День 5.  Благодаря слаженной работе высококвалифицированных российских специалистов и содействию органов государственной власти недалеко от Мурманска (с.п. Междуречье) в условиях санкций построен на территории опережающего развития и введен в эксплуатацию терминал по перевалке угля «Лавна» (ключевой объект проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»), который экспедиционная группа посетила 24 сентября. 
Из-за эмбарго на поставки угля в ЕС логистические маршруты были переориентированы в Турцию, Индию и по СМП в КНР. Установленные системы орошения, поглощения и осаждения пыли, проводимые природоохранные мероприятия позволили улучшит экологическую обстановку.

 

 

 

 

День 6. 25 сентября экспедиция продолжила изучение Мурманской области, сочетая деловые встречи с культурным погружением. Ключевым событием стала продуктивная встреча с президентом Торгово-промышленной палаты, в ходе которой была представлена информация о потенциале региона, роли ТПП в развитии бизнеса и мерах государственной поддержки. Обсуждены точки роста и проблема дефицита кадров. Встреча позволила получить ценную информацию и сформировать понимание региональной специфики.


 День 7. Экспедиционная группа 26 сентября провела пять встреч, в числе которых были Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, Мурманский морской торговый порт, Омбудсмен по защите прав предпринимателей Мурманской области, Корпорация развития Мурманской области, ГК Норебо.
В порту студенты узнали о проблемах взаимодействия портовой, железнодорожной и угольной сфер. Падение мировых цен на уголь, отмена скидок на дальние грузоперевозки и рост ж/д тарифов сделали перевалку угля из Кузбасса в северных портах низкорентабельной.

Перспективы порта зависят от гибкости тарифной политики, государственных инвестиций в инфраструктуру порта, наращивания грузовой базы и впоследствии - увеличения количества контейнеров, рентабельность перевозки которых возможна только при развитии СМП. В Корпорации развития Мурманской области участники обсудили ключевые проекты государственно-частного партнерства - угольный порт Лавна, Мурманский транспортный узел и Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).


Проведенные встречи с КРДВиА, АО «Норебо», Омбудсменом по защите прав предпринимателей Мурманской области выявили комплекс вызовов и точек роста. Ключевыми проблемами остаются острый кадровый голод, особенно по морским и «перерабатывающим» специальностям, и необходимость импортозамещения в критических сферах вроде судоремонта, что стимулирует создание собственной производственной базы. В ответ на это бизнес, пользуясь мерами господдержки (ТОР, статус резидента Арктической зоны), диверсифицируется в сторону глубокой переработки сырья, развития круглогодичного туризма и уникальных арктических брендов, одновременно наращивая компетенции в логистике по Севморпути и внедряя экологические стандарты.

День 8. На экскурсии в Мурманском областном краеведческом музее 27 сентября студенты познакомились с историей Заполярья, покорением Северного полюса, петроглифами Чальмны-Варрэ, осмотрели естественно-научную экспозицию. Большой интерес вызвала выставка «Порт над Полярной звездой» в честь 110-летия Мурманского морского торгового порта, изменившего судьбу Арктики.
Для подготовки к поездке в Североморск члены экспедиции посетили атомный ледокол «Ленин» и Военно-морской музей Северного флота, где узнали больше об истории и традициях флота, о Петсамо-Киркенесской операции, о героизме жителей Мурманска, переживших 792 налёта и 185 тысяч сброшенных бомб.

День 9. 28 сентября исследовательская группа посетила ЗАТО Североморск (сам город и пос. Сафоново). В рамках поездки получилось посмотреть город, а также посетить 3 музея: Музей истории города и флота, Музей подводной лодки К-21 и Музей военно-воздушных сил Северного флота.

Студенты смогли узнать об истории города, о его важной роли в Великой Отечественной войне и о героях северного фронта. Проведены интервью с экскурсоводами на предмет эволюции роли флота в развитии Мурманской области и Арктики в целом, в т.ч. с точки зрения обеспечения безопасности внешнеэкономических связей. Особенно интересной оказалась экскурсия на подводную лодку К-21, уникальность которой состоит в том, что она является одной из трёх списанных со службы подводных лодок в России, которые стали площадкой для экспозиции музея (аналогичные музеи располагаются в Санкт-Петербурге и Владивостоке).

День 10. 29 сентября исследовательская группа провела три встречи: в ЦПП Мурманской области, РПК Норд, в «Опоре России». Участники экспедиции узнали о мерах поддержки бизнеса, включая микрозаймы и государственные гранты, основная доля которых направлена на сферу импортозамещения.

Было отмечено, что развитие Северного морского пути осложнено нехваткой ледокольного флота и инфраструктуры, а санкции снизили грузопоток и ограничили финансы предприятий. Основной проблемой остаётся острый кадровый голод из-за низкого престижа морской профессии и слабой подготовки специалистов. Также выявлены сложности с ростом цен, недостаточной ясностью в вопросах планирования и получения государственной помощи и влиянием санкций на экспорт, особенно в рыбной отрасли. В целом, выявлены ключевые вызовы и возможности для развития региона.

 

Коллектив экспедиции выражает благодарность за содействие в решении всех вопросов начальнику отдела исследовательских экспедиций Зобовой Лидии Геннадьевне и курирующим Управление реализации программы «Открываем Россию заново» руководителям - проректору Земцову Дмитрию Игоревичу  и заместителю проректора Яськову Илье Олеговичу.

 

Полный список участников экспедиции

Руководители:

Гальченко Евгений Александрович, Кураков Александр Андреевич (Кафедра торговой политики)

Студенты:

ОП «Mировая экономика» (бакалавриат)

ОП «Мировая экономика» (магистратура)

ОП «Востоковедение» (бакалавриат)

ОП «Экономика» (бакалавриат)

ОП «Международная торговая политика» (магистратура)