|
2020 № 36-37
|
- Стр.
- Колонка редактора
- Актуально
|
8–19
|
Данная статья представляет собой обзор рынка интеллектуальной собственности в России. В статье показаны слабые места, а также перспективные точки роста российского рынка интеллектуальной собственности. Также проведен анализ наукоемких предприятий, на основе которого даны рекомендации. |
|
20–40
|
Консолидация и огосударствление банковской системы России начались в 2013 году. За это время Центральный банк отозвал 523 лицензии и санировал 60 банков. На данный момент в России работают 433 кредитные организации, а на санации 60 из них ушло 4,5 трлн. рублей. Само по себе оздоровление банковского сектора, которое приводит к его сжатию, всегда вызывало критику финансового сообщества, поскольку сокращает конкуренцию. Ситуация ухудшилась, когда в 2017 году ЦБ начал применять новый механизм санаций — через Фонд консолидации банковского сектора, поскольку через него ЦБ сам становился собственником санируемых банков. Таким образом, на финансовом рынке создаётся монополия в пользу государственных банков, поскольку ЦБ выступает не только регулятором, но еще и собственником крупных кредитных организаций, среди которых есть системно значимые. |
|
41–73
|
В статье рассмотрены некоторые аспекты Российской практики применения проектного (программного) подхода для достижения целей устойчивого развития (ЦУР). Основное внимание в работе уделено управлению проектными рисками с применением математического моделирования для решения задач достижения ЦУР на разных уровнях управления. |
- Национальные проекты
|
74–86
|
Последние два года тема национальных проектов занимает ключевое место во внутриполитической повестке России. Одним из важнейших элементов, который непосредственно влияет на эффективность реализации национальных проектов, является привлечение в них частного капитала. Участие бизнеса необходимо как с точки зрения достижения целевых показателей, так и для наращивания темпов экономического роста в целом. В данной статье детально проанализирован перечень проблем, которые напрямую влияют на привлечение внебюджетных инвестиций в национальные проекты, дана оценка существующим инвестиционным механизмам. Также в статье рассмотрены перспективы участия бизнеса в национальных проектах в условиях новой экономической реальности, вызванной пандемией коронавируса и нестабильной ситуацией на мировых энергетических рынках. |
|
87–102
|
В данной статье рассматривается участие бизнеса в реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральных инфраструктур, который входит в структуру национальных проектов 2019-2024 гг. В работе рассмотрены основные проекты, в которые заложено финансирование из внебюджетных источников. По результатам исследования автор приходит к выводу о недостаточной проработанности документации национальных проектов, а также о дефиците полноценных крупных инфраструктурных проектов. |
|
103 –116
|
Работа посвящена вопросу развития малых и средних предприятий в России в индустрии легкой промышленности и их участия в экспорте. Актуальность проблемы связана с ролью диверсификации экспорта в преодолении кризисных явлений в экономике России, а также с поддержкой российского малого и среднего бизнеса. После начатого в 2014 году курса на импортозамещение, страна определила следующий этап на удвоение несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году. Ключевым фактором роста экспорта будет являться вовлечение новых экспортеров во внешнеэкономическую деятельность и повышение их конкурентоспособности. Целью настоящего исследования является повышение конкурентоспособности российской легкой промышленности на мировом уровне и развитие экспорта. Был рассмотрен мировой опыт в развитии экспорта продукции МСП, изучены проблемы и возможности активизации участия российских МСП в области легкой промышленности на мировом рынке, а также проанализированы преимущества локализации международной компании PRADA в России. Сформулированы предложения по выходу из кризиса сектора легкой промышленности после пандемии коронавируса. |
- Цифровая экономика
|
117–125
|
В данной статье рассмотрены такие элементы инновационной политики, как стратегии инновационного технологического развития, а также, в отдельных случаях, цифровые стратегии. Рассмотрено поступательное развитие цифровой повестки в целеполагании инновационной политики. На примере Германии, Израиля и Сингапура показано, что цифровизация стала сквозной темой стратегий технологического развития. Однако в отличие от таких традиционных направлений, как развитие биотехнологий или промышленности, цифровое развитие является не конечной целью, а скорее средством достижения синергетического эффекта различных отраслей экономики, государства и общества. |
|
126–138
|
В настоящей работе ставится цель на основании различных методик мониторинга глобальных и российских технологических трендов проанализировать движение прорывных технологий по циклу зрелости Гартнера в сопоставлении с решениями российского государства относительно ключевых направлений национального экономического развития. Особое внимание уделено международному аспекту развития технологий в мире, подвергшемуся изменениям в связи с корона-кризисом, а также анализу текущего опыта выхода из кризиса. В заключении предложен подход для выбора инвестиционных решений, позволяющих сократить степень неопределенности для инвесторов, разработчиков и потенциальных пользователей цифровых продуктов и решений. |
- Власть и бизнес
|
139–145
|
Актуальность исследования обусловлена курсом национальной политики в Российской Федерации в части поддержки инвестиционной деятельности, развития бизнес-комьюнити, а также достижения показателей по привлечению внебюджетных средств и улучшению инвестиционный среды. Объектом исследования выступают соглашения, возникающие в рамках взаимоотношений между властью и бизнесом. Предметом исследования – условия и особенности реализации таких взаимоотношений. |
|
146–160
|
Дискуссии о способах регулирования лоббистской деятельности в России не прекращаются с начала 90-х годов, когда были предприняты первые попытки создания специального законодательства в области лоббизма, что подчёркивает актуальность данной проблемы. Функционирование крупнейших бизнес-объединений в России, за исключением Торгово-промышленной палаты, основано на законе «О некоммерческих организациях», который относится к ряду акторов, различающихся по направлению деятельности. Исходя из этого, в рамках работы были проанализированы подходы к усовершенствованию законодательства в сфере взаимодействия бизнеса и власти в России, а также зарубежный опыт имплементации норм регулирования на примере США и ЕС. Цель работы состоит в определении проблем, связанных с отсутствием специальной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность организаций, занимающихся представлением интересов бизнеса. Особое внимание уделяется проблемам бизнес-объединений, вызванных квазиинституциональным положением, и способам их решения. Ключевое значение имеет анализ сценариев разрешения проблемы неполной институционализации, применимых в России. |
|
161–169
|
В статье рассматриваются сложившиеся в российском обществе практики конфликтного взаимодействия бизнеса и власти. Наиболее важным из них признается преобладание неформальных сетей управления конфликтами. Они вырабатывают правила, по которым бизнес и власть строят свои отношения, компенсируя тем самым слабые формальные институты. Во взаимоотношениях бизнеса и государства можно выявить ряд острых углов, таких как: отсутствие четких и однозначных «правил игры», гарантий института частной собственности. Партнерство бизнеса и власти в России можно определить лидирующей ролью государства. |
|
170–183
|
В данной статье на основе авторского социологического исследования выделен социальный портрет молодого специалиста (образ жизни, привычки, место рождения и проживания, удовлетворенность своим положением и т.д.) в малых городах и сельской местности Нижегородской области. Также определены основные социальные и материальные стимулы, влияющие на процесс адаптации молодых специалистов. |
- Социальная ответственность бизнеса
|
184–189
|
Корпоративная социальная ответственность – один из механизмов для улучшения образа компании, выполнения ее социальной миссии. Авторы определяют КСО как добровольную деятельность компании, направленную на включение социальных, экологических, правовых и этических вопросов в корпоративную культуру, структуру бизнес-операций и во взаимодействие с заинтересованными сторонами. В статье рассматриваются плюсы и минусы реализации программ КСО во время кризисов и перспективные направления для КСО компаний в России с учетом экономической и эпидемиологической ситуации. Авторы приходят к выводу, что КСО во время кризисных периодов могут послужить инструментом, способным повысить или восстановить доверие общества, улучшить качество жизни сотрудников, настроить обратную связь внутри компании и способствовать скорейшему восстановлению экономики в целом. |
- История предпринимательства
|
190–212
|
В XIX веке в Российской империи активно происходит процесс создания железнодорожной сети. В процессе формирования железнодорожной политики согласовывать свои интересы пришлось различным крупным группам влияния. Это одна из первых сфер, где частному капиталу и государству приходилось активно взаимодействовать, а поэтому этот период стал ключевым для создания модели взаимоотношений бизнеса и власти в России. |
- Мировая политика
|
213–220
|
Передачей торговых представительств в ведение Минпромторга России в 2018 году стартовал новейший этап реформирования системы, продолжающей оставаться объектом критики. Данная статья является частью исследования, посвященного институту торговых представительств, и фокусируется на изучении актуальной проблематики текущей реформы. В работе рассматриваются основные направления модернизации, проводимой Минпромторгом России в привязке к общему контексту реформирования и эволюции торговых представительств России. |
|
221–252
|
В современной политической науке можно наблюдать рост исследовательского интереса к проблематике санкций. Все чаще санкционные меры рассматриваются не только как инструмент международной политики, но и как фактор, способный повлиять на конкретные социальные группы, предпочтения избирателей, макроэкономические процессы. В прошлых исследованиях автора санкции рассматривались как эффект сложившихся международных отношений, в данной работе предпринята попытка обогатить и расширить логику понимания санкционных мер путем рассмотрения санкций с другого ракурса – в качестве фактора, способного формировать новые модели международных отношений. Данное исследование показывает альтернативную точку зрения на определение санкций, которые до сих пор изучаются в качестве зависимой переменной, обусловленной сложившейся системой международных отношений. Однако приведенные кейсы долгосрочных санкционных режимов показывают обратное, а именно постепенное превращение санкций из инструмента, используемого страна-отправителями для подавления таргетированного государства в фактор, способный формировать новые формы международных отношений, изменять паттерны международной торговли, а также внутреннюю политику стран-получателей и стран-отправителей. |
|
|