• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22924
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 207
Время присутствия: пн-пт 10:00-18:00
Написать в Telegram
SPIN РИНЦ: 7126-8704
ORCID: 0000-0002-4425-725X
ResearcherID: AAE-4856-2019
Scopus AuthorID: 57210821373
Google Scholar
Руководители
Груздев И. А.
Терентьев Е. А.
Казун А. П.
Помощник
Павлюк Д. М.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Жучкова Светлана Васильевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
  • Научно-педагогический стаж: 9 лет.

Образование

  • 2020

    Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Компьютерных наук, специальность «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА», квалификация «Магистр»

  • 2018

    Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Социальных наук, специальность «Социология», квалификация «Бакалавр»

Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2020-2021)

Обучение в аспирантуре

3-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Прием в аспирантуру в российских вузах: существующие практики и результативность отбора
Научный руководитель: Бекова Сауле Каэржановна

Полномочия / обязанности

Научный сотрудник Центра социологии высшего образования

- Координация работы и развитие исследовательского направления «Аспирантура и подготовка научных кадров»

- Работа в коллективных проектах, проведение инициативных исследований, участие в регулярных научных и рабочих семинарах, конференциях и летних школах по иным направлениям центра

Заместитель директора Института образования (по научной работе)

- Подготовка предложений и мониторинг реализации стратегии развития исследовательской деятельности Института образования

- Разработка и актуализация карты исследовательских компетенций Института образования

- Координация и содержательная поддержка сотрудников и подразделений Института образования при участии в конкурсах фундаментальных исследовательских проектов НИУ ВШЭ и внешних научных фондов, в конкурсах научных работ и конкурсах на соискание научных премий

- Координация работы академического акселератора Института образования ResearchHub

- Работа в программных комитетах Конференции исследователей высшего образования, академической секции по образованию в рамках Ясинской (Апрельской) международной конференции, вторничного и четвергового семинаров Института образования 

- Координация кампаний по оценке публикационной активности сотрудников Института образования, назначению меганадбавок по направлению "Образование" и дополнительных академических надбавок Института образования

- Координация отбора кандидатов в академический кадровый резерв в Институте образования

Научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития

- Выполнение работ по гранту РНФ 23-78-10073 "Разработка и апробация методики автоматизированного анализа текстов приговоров российских судов для социально-правовых исследований (на примере насильственных преступлений)"

Приоритетные темы КР и ВКР

1. Кризис российской аспирантуры: факторы успешности аспирантов, качество научного руководства, мотивация поступления в аспирантуру, эффекты реформ

2. Экстралегальные факторы принятия судебных решений: роль гендера, социального статуса, отношений между потерпевшим и обвиняемым и т.п. в исходе уголовного дела (исследования предполагают использование автоматизированного сбора и анализа текстов судебных приговоров)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Гранты

2023-2026 Грант РНФ 23-78-10073 "Разработка и апробация методики автоматизированного анализа текстов приговоров российских судов для социально-правовых исследований (на примере насильственных преступлений)"

2022 Грант Института проблем правоприменения ЕУСПб "Измерение специализации российских рецидивистов"

2022 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 21-04-029 "Безопасность и виктимность населения России: социальные, экономические и культурные факторы"

2021 Грант Международного центра изучения институтов и развития (МЦИИР НИУ ВШЭ) "Социально-правовые исследования в России: количественный анализ правовой и социально-экономической статистики"

2020-2021 Стипендия Oxford Russia Scholarship "Исследование опыта сбора данных о партнёрском насилии в России и за рубежом"

2019-2021 Грант РНФ 19-78-10080 "Применение методов text mining в социологических исследованиях"

2020-2021 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 20-04-016 "Комплексное сравнение методов обработки пропущенных данных в социологических исследованиях"

2018-2019 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 18-05-0031 "Обоснование преимуществ поиска эффектов взаимодействия и их учета в социологических регрессионных моделях"

Публикации

20243

20237

20225

20212

20202

20192

20181

Статья Жучкова С. В., Ротмистров А. Н. Возможность работы с пропущенными данными при использовании CHAID: результаты статистического эксперимента // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 85-122.

Конференции

  • 2024
    Workshop at MOE-Tsinghua Research Institute for Graduate Education Strategy (Пекин). Доклад: Transformation of Doctoral Education in Russia and Beyond
  • Workshop at Research Center for Graduate Education of Beijing Institute of Technology (Пекин). Доклад: Doctoral Education in Russia: Challenges and Prospects
  • Roundtable on the Development and Reform of Doctoral Education in China, the United States and Russia (Пекин). Доклад: Doctoral Education System in Russia
  • 2023
    CHER 35th Annual Conference "Higher Education Institutions as Change Agents in Society: Perspectives on Adaptation and Impact" (Вена). Доклад: Does pre-doctorate experience help doctoral students defend their dissertation?
  • 23rd Annual Conference of the European Society of Criminology (Eurocrim 2023) (Флоренция). Доклад: Why do women kill? An empirical typology of homicides committed by women in Russia
  • XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника" (Москва). Доклад: Как связаны опыт до поступления в аспирантуру и последующие результаты аспирантов?
  • XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника" (Москва). Доклад: Старые вызовы и новые решения: куда движется аспирантура в вузах программы "Приоритет-2030"?

  • Второй томский форум "Преобразование образования" (Томск). Доклад: Старые вызовы и новые решения: куда движется аспирантура в вузах программы "Приоритет-2030"?
  • Нормативно-правовое обеспечение работы аспирантуры и раннее вовлечение студентов в науку (Пушкин). Доклад: Отбор в аспирантуру: текущие и перспективные практики
  • 2022
    Spotlight Digital Challenge: IT vs. violence (Алматы, online). Доклад: Трудности сбора данных о домашнем насилии
  • Международная научная конференция "Большие данные и проблемы общества" (Киров, online). Доклад: Алгоритм Света: большие данные в борьбе с домашним насилием
  • The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Non-Linear Path to a Doctorate: Motivation, Expectations, and Educational Experience of 'Returning' Doctoral Students
  • 22nd Annual Conference of the European Society of Criminology (Eurocrim 2022) (Малага). Доклад: How do victim-offender relationships affect sentencing in homicide cases?
  • VII ежегодная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2022» (Москва, online). Доклад: Как связаны показатели качества высшего образования с уровнем академической этики в российских вузах?
  • VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (Казань). Доклад: Проектная модель аспирантуры: как повысить результативность аспирантов
  • XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха» (Москва). Доклад: Как устроен прием в аспирантуру в российских вузах?
  • Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры (Нижний Новгород, online). Доклад: Как организован набор в аспирантуру: текущий ландшафт и перспективные практики
  • 2021
    7th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Цюрих, online). Доклад: How Many Russian Women Are Murdered by Partners and Relatives: Evidence from Text Analysis of Court Decisions
  • Moscow FemFest (Москва). Доклад: Новые цифры: масштаб домашнего насилия согласно «Алгоритму Света»
  • eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021) (Москва, online). Доклад: МООК для привлечения иностранных студентов
  • Международная конференция "Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития" (Томск). Доклад: Роль поддержки департамента в успехе аспирантов
  • 2020
    6th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Кембридж, online). Доклад: A Comparison of the Missing-Indicator Method and Complete Case Analysis in Case of Categorical Data
  • TextXD: Text Analysis Across Domains (Беркли, online). Доклад: What can rappers teach your kids? Topic modeling of the Russian hip-hop stage
  • 2019
    4th International ESS Conference "Turbulent times in Europe: Instability, insecurity and inequality" (Мангейм). Доклад: Multivariate associations in predicting electoral behavior: comparison of CHAID, log-linear analysis, and multiple correspondence analysis
  • 8th International Conference of the European Survey Research Association (ESRA) (Загреб). Доклад: Applying Web Scraping for Monitoring Hidden Social Groups: the Example of the Contemporary Russian Nationalist Organizations
  • 5th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Амстердам). Доклад: New Approach to Topic Modeling: Optimal Scaling, PCA, and Rotation
  • 11th International Conference on Social Informatics (SocInfo 2019) (Доха). Доклад: How correct is it to treat missing data as a valid category in social research: the case of decision trees
  • 2018
    XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Возможность работы с пропущенными данными в CHAID: результаты статистического эксперимента
  • XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Профессионализация медицинского волонтерства: кейс Всероссийского медицинского добровольческого движения
  • 2017
    Конференция молодых ученых "Новые подходы и методы в социологии: современные исследовательские практики" (Москва). Доклад: Инноваторы образования: с какими командными характеристиками связана успешность инновационного проекта
  • XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: Опыт применения категориального метода главных компонент для построения качественной факторной модели на смещенных данных
  • 8-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества» (Москва). Доклад: Инноваторы образования: как разнородность команды связана с успешностью инновационного проекта
  • Вторая международная научная конференция молодых ученых «Альянс социальных наук» (Москва). Доклад: Профессионализация медицинского волонтерства: кейс Всероссийского медицинского добровольческого движения
  • 2016
    VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Типичные городские маршруты студентов как индикатор их социального статуса (на примере г. Москвы)

Опыт работы

 

Текущие места работы

с 2023: научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития

с 2022: заместитель директора Института образования (по научной работе)

с 2019: научный сотрудник (2019-2021 - стажер-исследователь, 2021-2023 - младший научный сотрудник) Центра социологии высшего образования

 

Предыдущие места работы

2019-2023: приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска

2019-2021: преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации

2018-2021: заместитель руководителя научно-учебной группы Randan

2017: стажер-исследователь Международной лаборатории прикладного сетевого анализа

2016-2018: стажер-исследователь Центра изучения инноваций в образовании


Информация*

  • Общий стаж: 5 лет
  • Научно-педагогический стаж: 9 лет
  • Преподавательский стаж: 1 год 2 месяца
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

"Global dialogue": IOE’s researches shared their expertise in Chinese Universities

In March 2024, researches of the Institute of Education visited leading universities in Beijing, China, to strengthen established ties and deepen research cooperation. As part of their visit, scholars shared their research results and gave guest lectures.

Пол преступника повлиял на тяжесть приговоров сильнее чистосердечного признания

Мужчины сидят за гомицид на 14 месяцев дольше женщин

Paradoxes of COVID: Russian Doctoral Admissions Grow, So Do Quality Concerns

While the global tide swayed toward an expansion in doctoral education, Russia found itself swimming against the current, experiencing a dip in enrollments from 2010 to 2019. However, the year 2020 witnessed an unexpected change of fortunes, with an 11% uptick in admissions year-on-year. This curious scenario unfolded in the throes of a global pandemic that had wrought havoc on higher education systems.

IOE’s Natalia Maloshonok, Svetlana Zhuchkova, Saule Bekova, and Evgeniy Terentev have set off on a quest to unveil the forces that have led to the surge in doctoral enrollments in Russia amid the pandemic, and the potential consequences looming on the horizon.

Диссер в тему: релевантный опыт помогает аспирантам защищаться почти на треть чаще

В последние двадцать лет количество успешных защит диссертаций в российской аспирантуре неуклонно сокращалось. Сегодня только каждый десятый выпускник аспирантуры справляется с этой задачей во время учебы, а около половины делают это в течение двух лет после выпуска.

Аспиранты после перерыва: новый феномен российской аспирантуры —   растет число тех, кому за тридцать

Учиться в аспирантуру идет все больше студентов постарше, тех, кто успел поработать в реальном секторе экономики и решил вернуться в научную жизнь. В отличие от более молодых коллег, такие аспиранты чаще выбирают темы диссертаций, связанные с их опытом вне университета. Светлана Жучкова и Евгений Терентьев предлагают аспирантуре пересмотреть подходы к обучению, чтобы учитывать потребности этой категории студентов.

Написанному верить: в Вышке наградили победителей конкурса на лучшие работы на русском языке

6 июня, в День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в Большом зале Центра культур Вышки состоялась церемония награждения лауреатов Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Конкурс проводится среди сотрудников, студентов и аспирантов Высшей школы экономики уже третий год и с каждым разом набирает все большую популярность. В этом году было подано 258 заявок, из них 188 — на научную номинацию и 70 — на научно-популярную.

Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому

Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.

Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации

Не все поступившие в аспирантуру ее заканчивают защитой диссертации. Есть факторы и добровольного отсева, и отчисления по причине неуспеваемости, и другие препятствия к получению степени кандидата наук. Без четкого понимания ситуации невозможно спроектировать действенные меры поддержки аспирантской подготовки научных кадров. Какие из барьеров считают главными сами выпускники аспирантуры, проанализировали специалисты из Института статистических исследований и экономики знаний и Института образования НИУ ВШЭ.

Срок для аспирантов: диссертации защищают всё позже и позже — особенно в социальных и гуманитарных науках

О реформе аспирантуры, проведенной в 2010-х, часто пишут в ключе «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: по официальной статистике, и без того низкое количество защит диссертаций существенно сократилось. Но, возможно, все не настолько плохо: реформа просто способствовала тому, что защиты сместились на более поздний срок. Это один из выводов исследования Бориса Бедного, Николая Рыбакова (Нижегородский госуниверситет) и Светланы Жучковой (Центр социологии высшего образования Инобра): они изучили, что происходит со сроками защит, и предполагают, что после недавних реформ аспирантуры (2022) ситуация начнет налаживаться.

Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации

Реформа аспирантуры, начатая чуть больше десяти лет назад, провалилась — об этом можно судить хотя бы по резкому снижению доли защит в срок: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022 году. Много лет аспирантура была вне поля зрения государства. Начиная с 2012 года попытались это исправить и повысить качество обучения: жестко структурировали программы, сократили количество диссертационных советов, ввели гранты. Но это скорее усугубило, чем решило проблемы. Можно ли помочь российской аспирантуре? Да, если применить одну из трех мер, а лучше сразу три,— считают Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова из Центра социологии высшего образования.  

Игры доброй воли

Как волонтеры становятся профессионалами