• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
немецкий
Контакты
Телефон:
22012
89177257626
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 102
Время присутствия: Вторник c 11-00 до 18-00
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 102
Время консультаций: Предварительная запись по электронной почте
Расписание
SPIN РИНЦ: 3238-4321
ORCID: 0000-0002-1195-725X
ResearcherID: O-4166-2015
Scopus AuthorID: 56428029000
Google Scholar
Руководители
Пащенко Т. В.
Кобцева А. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Пичугина Виктория Константиновна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2021 году.
  • Научно-педагогический стаж: 3 года.

Полномочия / обязанности

Ученый секретарь серии «Библиотека журнала "Вопросы образования"»

Руководство направлением по изучению истории куррикулума

Проведение исследований по изучению городской грамотности и эволюции образовательных пространств города

 

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2014
    Ученое звание: Профессор
  • 2014
    Доктор педагогических наук: Волгоградский государственный социально-педагогический университет
  • 2013
    Ученое звание: Доцент
  • 2009
    Кандидат педагогических наук: Волгоградский государственный педагогический университет
  • 2007

    Магистратура: Волгоградский государственный педагогический университет, специальность «педагогика», квалификация «Магистр»

  • 2006

    Специалитет: Волгоградский государственный педагогический университет, специальность «Химия и биология», квалификация «Учитель химии и биологии»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

- Программа: «Использование электронных информационных систем, электронных библиотечных систем и средств информационно-коммуникативных технологий при реализации программ в соответствии с требованиями ФГОС» (18 ч., 2019 г., КалмГУ)
- Программа: «Педагог профессионального образования» (72 ч., 2019 г., ИСРО РАО)
- Цифровая стажировка в Центре университетского партнерства НИУ ВШЭ по теме «Преподавательское мастерство в цифровую эпоху. Техники эффективного преподавания в дистанционном режиме» (15-29 июня 2020 г.)
- Программа: «Педагогический дизайн в смешанном обучении» (54 ч., ТомГУ, 2020 г.)
- Программа: «Наука и технологии в цифровом обществе» (72 ч., ГАУГН, 2020 г.)
- Программа: "Научная коммуникация в образовательных и музейных проектах" (72 ч., НИУ ИТМО, 2021 г.)
- Цифровая стажировка в Центре университетского партнерства НИУ ВШЭ по теме «Система управления научной деятельностью » ( 19-29 апреля 2021 г. )

- Образовательная программа "Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Intermediate" (25 сентября - 29 декабря 2021 г.)

- Программа:"Академический акселератор: Soft skills для исследователя" (36 ч., НИУ ВШЭ, 2023 г.)

Достижения и поощрения

  • Лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым за 2020 г. в области исследований «Общественные науки» за работу в рамках научного направления "Междисциплинарный анализ античного педагогического наследия и оценка его роли в эволюции образовательных практик и пространств образования".

    Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2008 г.).
    Награждена медалью К.Д. Ушинского «За труды в просвещении» (2009 г.) и медалью Российской академии образования «Молодым ученым за успехи в науке» (2016 г.)

  • Благодарность проректора НИУ ВШЭ (январь 2024)
  • Благодарность Министерства образования и науки Республики Калмыкия (декабрь 2021)
  • Лучший преподаватель – 2022
  • Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023-2024)

  • Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
1

2017 – Ветошкина М.К., диссертация на тему: «Педагогические воззрения Ксенофонта Афинского» (специальность общая педагогика, история педагогики и образования)

2023 - Хаади Т.А., диссертация на тему: «Развитие педагогической культуры татар-мусульман Поволжья и Приуралья (конец ХVIII – начало XX вв.)» (специальность – общая педагогика, история педагогики и образования)

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Публикации45

Конференции

  • 2021
    Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices (Москва). Доклад: Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development
  • International Standing Conference for the History of Education (ISCHE 42) «Looking from above and below: Rethinking the Social in the History of Education» (Эребру). Доклад: Social Time And Educational Space In Agamemnon By Aeschylus And Seneca (Features Of Dramatic Visualization)
  • Epic, Society and Religion in the Ancient Near Eastern and Mediterranean cultures (Тарту). Доклад: "Seven-gated" Thebes: Epic Tradition, Topography and Evidence of Material Culture
  • 2019
    Prayer and the ancient city: influences of urban space (Галле). Доклад: Orestes’ and Electra’s prayer practices as instructions to the city
  • Conference for the History of Education (ISCHE 40) «Spaces and places of education» (Порто). Доклад: Educational Space of the City in Greek Tragedies by Aeschylus, Sophocles and Euripides
  • 2018
    Conference for the History of Education (ISCHE 40) «Education and nature» (Берлин). Доклад: Marcus Tullius Cicero’s ecophilosophy of education
  • 2017

    4th Teaching & Education Conference (Венеция). Доклад: Lifelong educational care of the self in the age of metamodern

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2019 г.: член редколлегии журнала «Kwartalnik Pedagogiczny».

  • С 2017 г.: главный редактор журнала «Hypothekai».

Гранты

РГНФ «Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры» 2014-2016 гг. (исполнитель),
DAAD «Bildungssystem in Niedersachsen» 2016 г. (руководитель, совместно с Leibniz-University и University of Music),
РГНФ  «Методология научного исследования в педагогике» 2016 г. (руководитель)
РФФИ «Концепция воспитания культурой в педагогическом дискурсе Цицерона» 2016-2018 гг. (руководитель),
 Фонд В. Потанина «Открытие сетевой магистерской программы “Непрерывное образование” 2016-2017 гг. (руководитель),
 РФФИ «Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены» 2017-2019 гг. (руководитель)
 РНФ  «Образовательные пространства и антропопрактики античного и современного города» 2018-2021 гг. (руководитель).
Грант департамента классических исследований Нью-Йоркского университета в Абу-Даби на переводческую деятельность, 2019 г. (исполнитель).
РФФИ  «Эволюция пространства образования и пространства знания в поздней Античности» 2019-2021 гг. (исполнитель)
РНФ «Образовательные пространства и антропопрактики античного и современного города» 2021-2023 гг. (руководитель).

Опыт работы

09.2005 - 09.2010 - Волгоградский государственный медицинский университет, преподаватель

09.2010 – 12.2016 - Волгоградский государственный социально-педагогический университет, преподаватель

12.2016 – 06.2023  - Институт стратегии развития образования Российской академии образования, ведущий научный сотрудник

 

 


Информация*

  • Общий стаж: 3 года
  • Научно-педагогический стаж: 3 года
  • Преподавательский стаж: 3 года
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Хитроумие и отвага

Историк образования Виктория Пичугина — о воспитании и обучении двух величайших лидеров среди героев античных мифов — царя Итаки Одиссея и предводителя аргонавтов Ясона

На тёмной стороне силы

Чем омрачена доблесть Геракла и как на его поведение повлиял выбор оружия

Геракл, его лук и другие противоречия в истории героя: еще одна попытка понять древнегреческие мифы с точки зрения истории педагогики

Из древнегреческой «пайдейи» вышли многие современные представления об образовании. А античные герои продолжают вдохновлять не только писателей, художников и режиссеров, но и педагогов.

Тест в большом городе: психометрики Инобра создали инструмент для оценки «городской грамотности» подростков

Грамотность — модное понятие: часто можно услышать об экологической, финансовой и многих других грамотностях. Все вместе они помогают человеку благополучно жить и добиваться успеха в разных сферах. Не так давно эксперты заговорили о городской грамотности, потому что жизнь в мегаполисе требует многих умений, от цифровых до тех, что связаны со здоровьем. А теперь городскую грамотность детей и подростков можно будет измерить — инструмент для этого разработали психометрики Инобра под руководством  Алины Ивановой и экспертном участии Виктории Пичугиной.

Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания

Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.

ФГОС для Геракла: историки образования восстановили, как учили античных героев

Геракл был если и не двоечником, то, во всяком случае, плохим учеником. Да еще и таким вспыльчивым, что убил троих своих учителей. Другое дело — примерный Ахиллес, которому дали вполне аристократическое образование. Мы еще не рассматривали античную мифологию и историю с такого ракурса: Виктория Пичугина (Инобр) и Анна Жирнова (Институт стратегии развития образования) выпустили книгу «Куррикулум для героя», в которой описали учебу культовых персонажей Древней Греции с точки зрения современной оптики — там есть даже учебный план. Только что эта необычная книга победила в конкурсе лучших русскоязычных исследований Вышки.

Написанному верить: в Вышке наградили победителей конкурса на лучшие работы на русском языке

6 июня, в День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в Большом зале Центра культур Вышки состоялась церемония награждения лауреатов Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Конкурс проводится среди сотрудников, студентов и аспирантов Высшей школы экономики уже третий год и с каждым разом набирает все большую популярность. В этом году было подано 258 заявок, из них 188 — на научную номинацию и 70 — на научно-популярную.

"Детство в античном мире: миф и реальность" – доклад докцента ИКВИА А.Ю. Можайского и профессора Института образования ВШЭ В.К. Пичугиной (видео)

27 апреля в Институте образования ВШЭ состоялся семинар «Современное детство: теория и практика»: детство в античном мире: миф и реальность, с докладом выступили Можайский Андрей Юрьевич, доцент Института классического Востока и античности Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук и Пичугина Виктория Константиновна, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, профессор, доктор педагогических наук.

Со скалы не бросали: античное детство было далеким от мифов, а школа похожа на современную

Об античности мы знаем очень много — в основном, благодаря литературе, живописи, скульптуре, — и одновременно почти ничего. Но если верить этим источникам, картина получается довольно жуткая: чуть ли не с колыбели все убивали друг друга, младенцев кормили внутренностями львов, а в Спарте «неправильных» детей сбрасывали со скалы (это любят упоминать учителя старой закалки). Что об этом известно науке — разбирали на семинаре «Современное детство: теории и практики». Историк Андрей Можайский выступил как специалист по Древней Греции, а профессор Инобра Виктория Пичугина — как эксперт в области истории образования.

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах

Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.

Как не стать динозавром образования: на новом открытом онлайн-курсе — история жизни и смерти педагогических идей и заблуждений

Почему вымерли динозавры, наука точно не знает, есть только гипотезы. А вот что стало со школьными «динозаврами» и почему до наших дней не дожили многие педагогические практики, идеи, новации — есть больше объяснений. В концентрированном виде их можно получить на новом открытом курсе «История педагогической культуры», который появился на платформе «Открытое образование». Его разработала Виктория Пичугина, профессор Инобра, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования.

Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

«Второй год собираем предложения о переводе книг, которые отвечают нескольким критериям: актуальная по проблематике, с высокой цитируемостью, входящая в топовые рейтинги издательств, университетов, книжных ярмарок или профильных изданий. А главное – книга никогда ранее не должна была быть издана на русском языке. Команда «Библиотеки журнала «Вопросы образования» постарается сделать все, чтобы лучшие книги нашли своих читателей», – рассказала профессор Инобра Виктория Пичугина.
Свои предложения можно написать Виктории Пичугиной: vpichugina@hse.ru. Узнать больше о «Библиотеке журнала «Вопросы образования» и о ее новинках можноздесь

Доклад Андрея Можайского и Виктории Пичугиной: “Sex and the City: visualizing emotions in the ‘Oresteia’ by Aeschylus”

Доклад Пичугиной В.К. «Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development» на конференции «Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices»

28 октября 2021 г. профессор Института образования Виктория Константиновна Пичугина выступила с докладом «Thematic issues of journals: Way to authors’ professional development» на международной конференции «Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices», которая была организована Центром академического письма ВШЭ. На примере издания тематического журнала по истории античной педагогической культуры «Hypothekai» были показаны способы улучшения авторского текста.

Доклад Андрея Можайского и Виктории Пичугиной: "“Seven-gated” Thebes: Epic Tradition, Topography and Evidence of Material Culture" (видео)

Сотрудники ИКВИА приняли участие в девятнадцатой международной конференции ICAEM 2021: Epic, Society and Religion in the Ancient Near Eastern and Mediterranean cultures, проведенной в Тартусском университете 16-18 июля 2021 г.