• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
французский
испанский
Контакты
Телефон:
22126
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 202
Время работы: 9:00 - 19:00
Расписание
ORCID: 0000-0003-4662-8410
ResearcherID: ABB-9458-2020
Scopus AuthorID: 57211678336
Google Scholar
Руководитель
Габдрахманов Н. К.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Шибанова Екатерина Юрьевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.

Полномочия / обязанности

Работа в коллективных исследовательских и прикладных проектах, участие в регулярных  научных семинарах, конференциях, рабочих семинарах, и летних школах

Публикации22

Образование, учёные степени

  • 2023
    PhD: Политехнический институт Милана
  • 2016

    Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Экономика», квалификация «Бакалавр»

Конференции

  • 2018
    Higher Education in modern Ecosystems: Efficiency, Society and Policie (Аугсбург). Доклад: Efficiency of the Universities Participating in Russian Excellence Initiative “Project 5-100”
  • XIX Апрельская международная научная конференция (Москва). Доклад: Efficiency of the Universities Participating in Russian Excellence Initiative “Project 5-100”
  • The 31st conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Moscow). Доклад: Efficiency of the Universities Participating in Russian Excellence Initiative “Project 5-100”
  • 6th International Workshop on “Efficiency in Education, Health and other Public Services” (Хаддерсфилд). Доклад: The Russian Excellence Initiative for Higher Education: an Econometric Evaluation of Short-term Results
  • 2017
    5th Workshop on Efficiency in Education “Efficiency in education and performance measurement in public sector” (Будапешт). Доклад: Efficiency of the Universities Participating in Russian Excellence Initiative “Project 5-100”
  • VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Efficiency of the Universities Participating in Russian Excellence Initiative “Project 5-100”

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Стажировка в Politecnico di Milano School of Management, февраль-март 2019

Summer school “The measurement of firms´ efficiency and productivity”, UAM, 2018

VI International Summer School on Higher Education Research, Saint Petersburg, 2018 

Russian Summer School on Institutional Analysis, Moscow, 2018 

Достижения и поощрения

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2019-2020)

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Сравнительный анализ систем образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус

Опыт работы

Стажер-исследователь с 2017 года


Информация*

Общий стаж: 6 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Скажи мне кто твой друг, и я скажу куда пойдет учиться твой ребенок: чем больше знакомств у семьи и чем выше статус этих знакомых – тем выше образовательные ожидания от детей

Известно, что материальное положение семьи и образование родителей напрямую влияют на то, какие траектории выбирают дети. А круг общения семьи, то есть их социальный капитал, это влияние может только усиливать — к таким выводам пришли авторы нового исследования в серии «Современная аналитика образования».

Высшему образованию мешают иллюзии: каждый второй студент готов поменять вуз, если получил бы такую возможность

Две трети российских семей хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Однако выбор образовательной траектории часто осложнен недостаточной информированностью и искаженными представлениями, связанными с социально-экономическим положением семьи. Эксперты ВШЭ и Яндекса выявили ключевые факторы, влияющие на этот выбор, и показали, как и когда он формируется, почему различается для разных семей.

Рублем и мечом: Екатерина Шибанова проанализировала, как внедряется политика  нового государственного управления в российском высшем образовании

С 80-х годов многие страны внедрили рыночные механизмы в высшее образование, стимулируя конкуренцию и устанавливая стандарты качества. При распределении средств основным критерием стала эффективность, направленная на снижение затрат и повышение результативности. Этот подход называется «новым государственным управлением».

Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов

На специальной секции представили результаты исследований проектной группы факультета социальных наук, которая изучает факторы образовательного и профессионального выбора российских семей.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

Между госбюджетом и автономией: растущее число студентов в мире увеличивает бюджетные расходы, вынуждая государства усилить контроль над университетами

В современном мире университетов становится все больше, поэтому государствам приходится сокращать бюджетное финансирование науки. При этом правительства не оставляют попыток влиять на то, чтобы вузы продолжали эффективно передавать знания, обучать специалистов и делать открытия.

Высшее образование поделили на режимы: богатые страны развивают системы образования в меру своего политэкономического устройства

Количество университетов, возможности поступления и преимущества высшего образования в каждой стране могут сильно разниться. Это зависит от режима социального государства и принципов распределения общественных благ. Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали образовательные системы развитых стран и выявили различия в консервативном, социал-демократическом и либеральном подходах.

«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости

Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»

К барьеру: проблемы богатых и бедных детей на пути в вуз сильно различаются

Высшее образование — это социальная норма в России, а запрос на вузовский диплом носит универсальный характер, то есть одинаков для всех слоев общества. Все хотят получить высшее образование, но не все могут. Если для наиболее статусных семей альтернативы диплому вуза нет, менее образованные и обеспеченные семьи вынуждены постепенно переключать свое внимание на СПО, — об этом пишут Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова из лаборатории «Развитие университетов». Они исследовали, какие барьеры есть на пути разных социальных классов в вуз, чем определяются разные траектории. Выяснилось, что пока бедных волнует тема бюджетных мест, стоимости платного обучения и т.д., богатые больше заботит мотивация детей. А еще настоящий водораздел возможностей проходит не на этапе сдачи ЕГЭ, а после девятого класса.

Вузы на пути к «потомственному дворянству»: чтобы не усиливать неравенство, надо поддержать студентов в первом поколении

Россия — страна с одним из самых высоких уровней развития человеческого капитала. Высшее образование стало массовым, но до равенства образовательных возможностей еще далеко. Проблема, характерная для многих стран. Позитивную тенденцию прироста числа мест в вузах почувствовали не все группы населения. Несмотря на всеобщее представление, что вузовский диплом едва ли не обязателен, возникает эффект Матфея: «богатые становятся богаче, а бедные беднее». То есть, перекладывая на язык образования: на лучшие программы ведущих вузов все труднее попасть людям «с улицы», из необеспеченных и малообразованных семей. Они вынуждены получать менее качественное высшее образование или делать вынужденный выбор в пользу СПО. Подобное разделение по образовательным дорогам цементирует социальную стратификацию. Расслоение будет только усиливаться, если не принять меры, да и в принципе охват высшим образованием будет падать из-за демографии и почти универсального спроса на диплом вуза — предупреждают Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова из лаборатории «Развитие университетов». Их исследование вышло в серии «Современная аналитика образования».

Неравенство и социальный холестерин: как найти баланс в обществе

К чему приводит нарастание неравенства, каков его уровень в отечественном здравоохранении и образовании, как воспринимает неравенство российское общество (спойлер: как излишне высокое и несправедливое) — эти и многие другие вопросы обсудили российские и французские ученые на конференции «Социально-экономическое неравенство и бедность в современном мире: измерения, динамика, перспективы в эпоху неопределенности».

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

27% молодежи охвачено высшим образованием в России

В среднем по регионам России охват молодежи высшим образованием составляет 27%, говорится в мониторинге «Региональная дифференциация доступности высшего образования», проведенном Центром междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Институтом образования НИУ ВШЭ. Исследователи Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова проанализировали отношение числа студентов к населению релевантной возрастной когорты (17–25 лет) и показали, что экспансия высшего образования в новейшей истории России была регионально неоднородной.

«Эффект Матфея» оставляет регионы без магистрантов

Богатый становится еще богаче, сильный – еще сильнее, а шансы остальных на успех лишь падают. В социологии и экономике этот феномен получил название «Эффект Матфея» – по имени евангелиста, писавшего, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что есть». Подобную опасность научные сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Сергей Малиновский и Екатерина Шибанова увидели для российских регионов. Среди них есть «магниты», куда стекаются сильные студенты, процветают, а «доноры» теряют в возможностях. Неравенство в высшем образовании растет из-за многих факторов. То, как развивается в России магистратура – один из них.

Реформы вузов, меченый атом и школы после COVID-19

Аспирантки Института образования Екатерина Шибанова, Екатерина Павленко и Анастасия Андреева получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Каждый грант – 1,2 миллиона рублей, на них в течение двух лет молодой ученый сможет обеспечивать свою научную работу. Всего РФФИ распределил полторы тысячи грантов среди российских аспирантов первого года обучения, которые уже имеют публикации по теме своей диссертации.

Выход препринта "The Causal Impact Of Performance-Based Funding On University Performance: Quasi-Experimental Evidence From A Policy In Russian Higher Education"

Опубликован препринт статьи Екатерины Абалмасовой, Екатерины Шибановой, Алексея Егорова и Томмазо Агасисти по нормативно-подушевому финансированию вузов.

Экспедиция в Новосибирский Академгородок: как исследовать исследователей

С 8 по 18 сентября в Новосибирском Академгородке прошла экспедиция "Советская утопия: высшее образование и наука в Новосибирском Академгородке", организованная Лабораторией "Развитие университетов".

7th International Workshop on Efficiency in Education, Health and other Public Services

Сотрудники лаборатории "Развитие университетов" представили свои доклады на 7ом международном воркшопе, посвященном изучению эффективности в образовании (7th International Workshop on Efficiency in Education, Health and other Public Services), прошедшем в Барселоне.

Что такое хорошо и что такое плохо в высшем образовании в России

Государство начало бороться за качество в высшем образовании: это хорошо. За три года системы высшего образования в России потеряла около тысячи вузов и филиалов, качество преподавания в которых было оценено как слабое. Но эта кампания рискует сократить доступ к высшему образованию для жителей сельских территорий, абитуриентов с низким уровнем дохода: это плохо.

Стажировка – это ценный опыт, отличный от обычного рабочего ритма (с)

С марта по май 2019 года сотрудники лаборатории Екатерина Абалмасова, Алексей Егоров и Екатерина Шибанова прошли стажировки в Политехническом университете Милана (Politecnico di Milano). Стажировка проходила в Школе менеджмента, экономики и промышленной инженерии под руководством профессора Томмазо Агасисти.

Финал Школы "Развитие университетов"

Завершилась Школа "Развитие университетов" 2018-2019 учебного года.

Статья о моногородах по результатам экспедиции

У сотрудников лаборатории «Развитие университетов» Ксении Романенко, Екатерины Шибановой, Екатерины Абалмасовой и Алексея Егорова вышла новая статья – о высшем образовании в моногородах.  Это одна из первых работ, в которой исследователи лаборатории затронули тему развития моногородов, одну из самых острых в экспертном сообществе, в том числе в контексте миграции наиболее перспективной части молодежи. В статье были использовали результаты как качественного, так и количественного анализа. Принципиально, что статья написана на основе результатов экспедиции «Высшее образование в моногородах», прошедшей в апреле 2018 года, поскольку в соответствии с идеей экспедиции как исследовательской стратегии, существенная часть информации была получена только и благодаря непосредственной работе в поле.

2018 CHER International Higher Education Conference: Firsthand Impressions from IOE Experts

As the 2018 CHER International Higher Education Conference was underway at HSE Moscow during August 30 – September 1, we approached several IOE experts in between the forum sessions to ask about the most interesting topics and areas on the Conference agenda.

На конференцию CHER приехали исследователи высшего образования со всего мира

В Высшей школе экономики началась 31 конференция Консорциума исследователей высшего образования CHER-2018. В этом году она впервые проходит в России. Сотрудники и студенты Института образования НИУ ВШЭ делятся впечатлениями от первых дней конференции.

Летняя школа по измерению эффективности в Мадриде

С 21 по 25 мая на базе Департамента экономического анализа Автономного университета в Мадриде прошла ежегодная летняя школа по измерениям организационной эффективности и производительности (The Measurement of Firms’ Efficiency and Productivity at the Department of Economic Analysis: Economic Theory and Economic History - Universidad Autónoma de Madrid, UAM). Екатерина Абалмасова и Екатерина Шибанова, сотрудники лаборатории "Развитие университетов", приняли участие в летней школе в качестве слушателей и прошли углубленный курс по экономическим методам исследования.

Экспедиция ВШЭ отправилась на Урал, чтобы изучить работу вузов в моногородах

Студенты, аспиранты и преподаватели Института образования НИУ ВШЭ побывали в Свердловской области, чтобы изучить, как институты высшего образования способны повлиять на экономику и социальную жизнь индустриальных моногородов. Экспедиция была организована в рамках работы проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и охватила, кроме Екатеринбурга, пять моногородов: Нижний Тагил, Верхнюю Салду, Верхнюю Пышму, Каменск-Уральский и Первоуральск.

Экспедиция "Высшее образование в моногородах"

С 16 по 25 апреля состоялась студенческая экспедиция в Свердловскую область, целью которой стало изучение роли высшего образования в городах, образованных вокруг предприятий. Команда экспедиции в составе 18 человек посетили пять городов Свердловской области, встретилась со студентами и администрацией вузов, преставителями индустрии, а также пообщалась с жителями моногородов и посетила местные театры и музеи.

Exploring the Role of Higher Education in Modern Ecosystems

In March 2018, a team of researchers at the IOE Laboratory for University Development traveled to Augsburg, Germany to present at this year’s conference, Higher Education in Modern Ecosystems: Efficiency, Society and Policies.

Высшее образование в современных экосистемах

Сотрудники лаборатории Егоров Алексей и Шибанова Екатерина представили доклады по своим исследованиям на конференции "Higher Education in Modern Ecosystems: Efficiency, Society and Policies", которая проходила в стенах университета Аугсбурга, Германия. Основными докладчиками конференции были Tommaso Agasisti (Миланский пoлитехнический институт, Италия), Stefano Paleari (Университет Бергамо, Италия) and Berthold U. Wigger (Технологический институт Карлсруэ, Германия).

Защита проектов на факультативе "Развитие университетов"

15 марта состоялась защита выпускных проектов в рамках факультатива "Развитие университетов". В своих проектах студенты задавались вопросом, как можно реформировать высшее образование в Дагестане и на Сахалине, в Воронежской и в Тамбовской области.

Дебаты о высшем образовании: КЦП, Дюркгейм и свобода выбора

Предновогоднее занятие общеуниверситетского факультатива "Развитие университетов" прошло в форме дебатов об известных проблемах и задачах высшего образования. Его провели сотрудники лаборатории Ксения Романенко, Екатерина Шибанова и Бэла Таловская.

Завершилась VIII Международная конференция исследователей высшего образования

В этом году конференция называлась «Университеты, меняющие себя и мир». Доступность онлайн-образования, позиционирование университетов в глобальном мире, рассмотрение университетов как драйверов в развитии страны, коллаборация университетов, политическое участие и философия высшего образования – такие вопросы обсуждались на пленарных докладах, семинарах и сессиях.

Завершилась VIII конференция Российской ассоциации высшего образования "Университеты, меняющие себя и мир"

Подводим итоги VIII конференции РАИВО