2010: Навыки для инноваций
В рамках данного исследования отбирались только работающие респонденты, имеющие образование не ниже среднего профессионального. Всего было опрошено 2843 человека.
В данном исследовании в качестве приоритетной цели была поставлена задача выявления основных навыков и компетенций, способствующих созданию и внедрению инновационных практик среди российского населения. На основе разработанного инструментария работники с высшим и средне-специальным образованием в зависимости от фактического участия в инновационном процессе были отнесены к 4 группам: инициаторы, исполнители, члены команды и не участвующие в инновациях. Для построения соответствующих компетентностных профилей использовались навыки, принятые в международной методологии и расширенные в данном исследовании до набора из 6 компетенций. На основе полученных эмпирических данных был произведен сравнительный анализ выделенных 4 инновационных групп.
Наиболее инновационную группу – инициаторов – составили 36% респондентов. Практически равное количество (35%) набрала группа «член команды», роль которых заключалась в сопровождении процесса доведения сгенерированных инициаторами новаторских идей до их практической реализации. Наиболее наполненную группу представляют исполнители, задача которых сводится к применению разработанных инноваций в своей трудовой деятельности, – к ним относятся 87% респондентов. Доля тех, кто полностью исключен из инновационной деятельности, составляет 11%.
Позиции по участию в инновационном процессе (в % от численности опрошенных)
Данные группы имеют значимые различия в наборе навыков и знаний, раскрывающих инновационный потенциал российских работников. Остановимся подробнее на каждом из них.
Информационные навыки. Умение находить достоверную информацию из различных источников оказалось практически не свойственным для незадействованных в инновациях респондентов – 75% этой группы данным навыком не обладают.
Информационные навыки участников инновационного процесса (в % от численности опрошенных)
Среди представителей остальных групп этот навык отсутствует только у трети исполнителей и членов команды и каждого второго исполнителя инноваций. Владением этого навыка на уровне выше среднего характеризуется половина членов команды и инициаторов (50% и 48%), треть исполнителей (33%) и только каждый десятый (12%) исключенный из инновационного процесса.
Компьютерные и Интернет-навыки. Все группы, в той или иной степени участвующие в инновационной деятельности, характеризуются схожим уровнем владения данными компетенциями. Более половины респондентов этих групп знакомы с основными компьютерными и Интернет-операциями, необходимыми для работы с такого вида технологиями, и только менее трети респондентов оказались не владеющими данными компетенциями. Особо выделяются не участвующие в инновациях респонденты. Среди них только половина (51%) работников в целом знакома с базовыми возможностями работы с сетью Интернет и компьютерными программами, но только у четверти из них уровень владения соответствует показателю выше среднего.
Компьютерные и Интернет-навыки участников инновационного процесса (в % от численности опрошенных)
Предпринимательские навыки. Члены команды и инициаторы отличаются высоким потенциалам для ведения собственного бизнеса. В случае необходимости треть представителей этой группы с легкостью сможет получить все необходимую информацию об основных деловых процессах предпринимательской деятельности. Остальные 40% в относительной степени знакомы или способны найти данную информацию и только 27% не смогут справиться с такой задачей. Исполнители менее активны в данном отношении – среди 42% предполагает, что не сможет получить необходимую информацию, но в то же время 40% владеют этим навыком на уровне выше среднего. Не участвующие в инновациях респонденты также характеризуются невысокими компетенциями для поиска необходимых знаний для ведения собственного бизнеса – две трети этим навыком не обладают и менее 20% можно отнести к показателю выше среднего уровня (18%).
Предпринимательские навыки участников инновационного процесса (в % от численности опрошенных)
Коммуникативные навыки. Невысокий уровень владения иностранными языками, характерный для российского населения, тем не менее, имеет различное проявление в разных инновационных группах. Доля в какой-либо степени владеющих иностранным языком среди участвующих в инновационном процессе респондентов в среднем выше, чем в противоположной группе (66% против 80%). Однако треть из них владеет языком со словарем и только около 10% могут читать и изъясняться.
Навыки владения иностранным языком участников инновационного процесса (в % от численности опрошенных)
Проведенный сопоставительный анализ показал, что наибольшими навыками для инновационной деятельности обладают группы инициаторов и членов команды. Члены команды, которым если и не удалось внести собственные инновационные идеи, по своему инновационному потенциалу не уступают инициаторам и могут наравне с ними принимать участие в разработке и воплощении инновационных предложений в жизнь. Респонденты исполнительских ролей характеризуются меньшим проявлением как личностных качеств, так и основного набора инновационных навыков, что во многом определяет их подчиненную позицию в реализации инновационных предложений перед инициаторами и коллективом их членов команды.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.