• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Зачем мы изобретаем?

В Harvard Business Review-Россия вышло интервью  с руководителем Мониторинга инновационного поведения населения Константином Фурсовым о том, как возникают инновации и что может стать источником новых идей. По согласованию с редакцией российской версии журнала публикуем некоторые отрывки из статьи.

Зачем мы изобретаем?

Полный текст - на сайте издания

Термин «инновации» сегодня понимается очень широко. Какое определение дают ему ученые?

<…>Классиком инновационной теории считается Йозеф Шумпетер — экономист австрийского происхождения, который первым попытался концептуализировать это понятие. В 30-х годах ХХ века он выделил пять типов инноваций: новый продукт, новая технология производства, новый организационный метод, новая рыночная ниша, новый источник ресурсов. Это задает современные рамки понимания инноваций, связанные с деятельностью предпринимателей и развитием рынков. Сегодня под инновациями понимают, как и прежде, новые или значительно усовершенствованные продукты, технологические и организационные процессы. К этим элементам добавились два новых: маркетинговые инновации (например, новый дизайн продукции или введение программы лояльности клиентов) и экологические — связанные с производственными процессами, позволяющими сократить вредные выбросы или сэкономить природные ресурсы. <…>

 

А как измеряется эффект инновационной деятельности?

<…>Зачастую понять, произвела инновация эффект или нет, можно только через какое-то время. Кроме того, некоторые инновации, в том числе суперзатратные и не дающие прибыли, могут иметь серьезные социально-экономические последствия. Например, введение цифровых услуг в госсекторе меняет структуру рынка: появляются новые специальности и рабочие места, развивается ИТ-индустрия и т. д. Эта же инновация производит и социальный эффект: люди начинают экономить время при решении бюрократических вопросов. Как измерить это влияние — сложный вопрос. <…>

 

Какой процент пользователей в принципе можно считать инноваторами?

Если речь о населении, то опросы показали: в России этот процент выше, чем в других странах <…>При этом у нас, в отличие от западных стран, ничтожно мало людей (около 0,5%), которые пытались коммерциализировать свою разработку: получить на нее патент, предложить ее производителю или начать собственный бизнес. В других странах этот показатель доходит до трети от численности выявленных инноваторов. <…>

 

Можете ли вы нарисовать портрет типичного инноватора?

<...>В Европе и в США, как показали исследования, это, как правило, довольно молодые (до 35—45 лет) и обеспеченные (средний класс и выше) люди с высшим (обычно техническим) образованием и опытом практической деятельности — например, инженеры или техники <...> В России ситуация немного другая: примерно половина «домашних инноваторов» — люди с высшим образованием, чаще мужчины, финансово обеспеченные, живущие в больших городах и занимающиеся инновациями из интереса. Все как в Европе и Америке. Вторая половина — жители малых городов и сел максимум со средним специальным образованием, небольшим доходом, рабочие, фермеры или безработные. Они занимаются инновационной деятельностью в основном из необходимости. <…>

 

А с психологической точки зрения что это за люди?

<...> Они разделяют ценности свободы и даже оппортунистического поведения: могут пойти наперекор всем, чтобы извлечь выгоду. Они готовы к риску. В каком-то смысле это гедонисты: они хотят получать от жизни максимум. Эти три фактора выявляют практически все мировые исследования инновационной деятельности. Помимо психологического портрета, об этих людях многое может сказать стиль их жизни <...> Их поведение в чем-то нетипично: они довольно автономны, готовы к экспериментам и выбирают специфический набор услуг — скажем, дистанционно общаются с врачом[1].

 

В каких областях чаще всего создаются пользовательские инновации?

<...> По данным различных исследований, при участии пользователей создано до 80% научного оборудования, порядка 40% спортивного снаряжения, около четверти информационных систем библиотек и ПО для печатного оборудования, примерно 20% хирургического оборудования, почти столько же оснастки горных велосипедов и до 10% потребительских товаров (игрушки, кормушки для домашних животных, приспособления для ухода за садом и т. д.) <…>

 

Если государство делает ставку на инновационное развитие, в его интересах стимулировать и поддерживать инновации, в том числе пользовательские. Что, на ваш взгляд, для этого необходимо сделать?

<...> Если говорить о бизнесе, то ему нужна конкурентная среда: когда за все платит государство, об инновациях не может быть и речи. Государственные субсидии оправданы только в долгосрочных и высокорискованных программах. В иных случаях в игру должны вступать частные компании. Что касается пользователей, то зачастую им важно просто не мешать <...>.

 

 


[1] Подробнее см.: Fursov K., Nefedova A., Thurner T. What user-innovators do that others don't: A study of daily practices // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 118. P. 153-160.