• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации в СМИ

«Коммерсантъ»: Россия не привыкла к онлайн-шопингу

Несмотря на растущую популярность онлайн-ритейла, Россия все еще серьезно отстает от ведущих в этой сфере стран Европы, где этот показатель уже превышает 70%. Развитие сектора замедляют, в том числе, запрет на дистанционную продажу лекарств, алкоголя и ювелирных изделий. В 2016 году доля россиян в возрасте 15-72 лет, покупающих товары и услуги в интернете, выросла с 20% до 23%, говорится в новом информационном бюллетене серии «Наука, технологии, инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Электронная торговля в России».

Среди пользователей интернета товары и услуги онлайн заказывают 30%. Исходя из оценки числа пользователей интернета в России в 80,5 млн (данные Российской ассоциации электронных коммуникаций), покупают в онлайне больше 24 млн человек.

Наиболее активно через интернет россияне приобретают одежду, обувь и спорттовары (48% онлайн-покупателей), предметы домашнего обихода (26%), электронику (14%). Меньше всего доверяют интернету при покупке «важных товаров для жизнеобеспечения» — продуктов питания (9%) и медицинских товаров (10%). Также, согласно исследованию, набирает популярность безналичный расчет. За последние три года доля населения, оплатившего интернет-заказы с помощью банковской карты, выросла почти в 1,5 раза — с 47 до 68% онлайн-покупателей.

Несмотря на рост, востребованность онлайн-покупок в России еще в два с лишним раза ниже, чем в странах Евросоюза (23% и 55% соответственно), а разрыв с лидерами Великобританией и Данией более чем трехкратный. Среди стран Европы меньше покупают в интернете только в Болгарии (17%) и Румынии (12%). Опыт зарубежных стран позволяет надеяться, что интернет-ритейл станет полноправной формой торговли по мере повышения доверия к нему населения, отмечают авторы исследования. Сейчас доверие к нему, по данным ВШЭ, полностью отсутствует у 19% россиян. Еще 37% потенциальных покупателей просто не испытывают потребности использовать новый способ торговли либо интереса к нему, а 54% предпочитают делать покупки лично, в офлайне.

Впрочем, ситуация все же меняется в пользу онлайн-торговли, отмечает руководитель службы аналитики «Яндекс.Маркета» Владислав Исмагилов. «Мы отмечаем рост числа тех, кто готов ради экономии времени автоматизировать целый ряд регулярных или бытовых покупок и перевести их в онлайн вместо поездок в торговые центры по выходным», — говорит он. Именно экономия времени становится одним из главных факторов роста популярности онлайн-торговли, указывает господин Исмагилов, ссылаясь на данные совместного исследования «Яндекс.Маркета» и GfK. Кроме того, в последние пару лет серьезным драйвером для онлайн-ритейла, помимо одежды и обуви, стали товары для дома и дачи, которые на «Яндекс.Маркете» уже обошли по трафику такие «исторически крупнейшие» категории товаров, как электроника и бытовая техника, добавляет он.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в этой сфере, считают оценки ВШЭ заниженными. По данным АКИТ, покупки онлайн делают не менее 40% населения в возрасте 15—72 лет, а среди интернет-пользователей этот уровень достигает 50—60%. Такие выводы в АКИТ сделали «на основе количественного анализа аудитории интернет-магазинов в РФ». При этом в ассоциации подчеркивают наличие сдерживающих развитие рынка факторов: за пределами легального поля пока находится целый ряд потенциальных сегментов онлайн-торговли, включая дистанционную продажу ювелирных изделий, лекарственных препаратов и алкоголя.

Автор: Роман Рожков

Источник: «Коммерсантъ»

09.06.2017

Другие публикации:

Россия не привыкла к онлайн-шопингу («Рамблер/Новости», Retailer.ru, ICT Online, New Retail, «Самарские судьбы», FashionUnited, 09.06.2017)

В 2016 году доля россиян, покупающих товары и услуги в интернете, выросла с 20% до 23% («Компьютерра», 09.06.2017)

Исследование: Россия более чем в два раза уступает Европе по доле онлайн-покупателей (Adindex.ru, 09.06.2017)

Почти четверть россиян делают покупки в интернете («Сравни.ру», 09.06.2017)

23% россиян совершают покупки онлайн («Моллы.ру», 09.06.2017)

Доля россиян, делающих покупки в интернете, увеличилась с 20% до 23% в 2016 году (Roem.ru, 09.06.2017)

Россияне пока нечасто покупают онлайн (Retail&Loyality, 09.06.2017)

Россияне все еще не доверяют онлайн-шоппингу (SEO news, 09.06.2017)

ВШЭ: Каждый четвертый россиянин делает покупки через Интернет («Росбалт», Findnews.ru, MosDay.ru, 09.06.2017)

Россия не привыкла к онлайн-шопингу («ИКС Медиа», 13.06.2017)

Кто что покупает онлайн: исследование ВШЭ (E-pepper.ru, 13.06.2017)

Россияне не приветствуют онлайн-шопинг (Sostav.ru, 13.06.2017)