• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лексическая неоднозначность и как её разрешить

Данный проект направлен на исследование процессов лексического доступа, то есть, доступа к значениям слов. Как происходит доступ к значениям слов, которые мы слышим? Если у слова больше двух значений (как, например, у слова «кран» - подъёмный кран и кран с водой), становятся ли оба значения доступными одновременно или сначала одно, а потом другое? От чего это может зависеть? Существуют ли специфические для разных видов афазии нарушения лексического доступа? Мы ищем ответы на эти вопросы с помощью метода регистрации движений глаз. Участники эксперимента смотрят на экран, в углах которого расположены 4 изображения, и слушают короткие истории, например, такие:

«Техник целый час готовился к ремонту. Наконец он нашел винт. Тогда он починил кран с уже надоевшей соседям постоянно и громко текущей водой. Где кран, отремонтированный техником?»

Специальная камера регистрирует положение взгляда на экране с частотой 60 Гц, т. е. делает 60 записей в секунду. Позднее мы анализируем, в какой момент истории люди больше смотрели на те или иные изображения: например, когда впервые звучит слово «кран», смотрят ли люди на строительный кран или на тот кран, из которого льётся вода? А когда они уже знают, что речь идет о кране с водой, отвлекается ли их внимание на строительный кран? И есть ли разница между здоровыми испытуемыми и пациентами с афазией?

 Мы уже получили ответы на эти вопросы, и вы можете узнать их из наших статей:

 

 

   
Вы можете скачать языковые и зрительные материалы, использованные нами в эксперименте, здесь.

Сотрудники лаборатории, участвующие в проекте: Анна Лауринавичюте, Ольга Драгой, Мария Иванова и Светлана Купцова.
Проект поддержан грантом РГНФ № 12-04-00371а.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.