• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восприятие речи при активном зрительном задании у детей с аутизмом: ЭЭГ-исследование



Как показывают многочисленные исследования, нарушение внимания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) встречается достаточно часто (напр., Davis & Kollins, 2012; Karalunas et al., 2018). Одним из проявлений этого является неспособность быстрого и достаточно эффективного переключения внимания как внутри одной модальности (напр., с одного зрительного объекта на другой), так и между модальностями (напр., со зрительного объекта на слуховой) вследствие дефицита переключения внимания (attentional shifting, Bryson et al., 2007; Gomot et al., 2006; Ibanez et al., 2008). Однако несмотря на существующие работы, до сих пор известно мало о нейрофизиологических механизмах этого дефицита. При этом нарушение переключения внимания может играть значимую роль в процессе развития речи у детей.

Цель данного проекта – понять, насколько сильно отличаются у детей с РАС (если отличаются) нейрофизиологические механизмы обработки речевой информации, когда она предъявляется вне текущего канала внимания, по сравнению с тем, когда дети сконцентрированы на слуховом предъявлении.

В нашем исследовании принимают участие дети с РАС и контрольная группа типично развивающихся детей 7–12 лет. Каждый участник проходит оценку речевых навыков тестом КОРАБЛИК, оценку уровня невербального интеллекта, а также родители всех детей заполняют анкеты на степень проявления аутистических черт у ребенка (Autism Spectrum Quotient: Children’s Version, AQ; Social Communication Questionnaire, SCQ-Lifetime; Childhood Autism Spectrum Test, CAST).

Далее каждый участник проходит исследование методом электроэнцефалографии (ЭЭГ). ЭЭГ-эксперимент состоит из двух блоков:

1. Первый блок, в котором слуховое предъявление происходит во время активного зрительного задания (вне текущего канала внимания). Дети получают задание нажимать на кнопку в тот момент, когда на экране появляется кошка (фиксируется время реакции в мс). Испытуемые сидят за монитором компьютера, смотрят на возникающие пейзажи, в которых 1 раз в 12 секунд появляется кошка – в разных частях экрана и в разное время. Дети вовлечены в активное задание, и доминирующий канал внимания – зрительный. Также 1 раз в 12 секунд параллельно с появлением кошки дети слышат в наушники слог «па», и во время всего исследования регистрируется ЭЭГ.

2. Второй блок, в котором слуховое предъявление происходит без активного зрительного задания. Дети получают задание сидеть, смотреть на фиксационный крестик на экране и слушать звуки. 1 раз в 12 секунд звучит слог «па». Все временные интервалы идентичны первому блоку, единственная разница в том, что нет зрительного задания.

Цель исследования – сравнить электрофизиологический ответ мозга детей на слоги во время зрительного задания и без зрительного задания, а также сопоставить нейрофизиологические показатели с поведенческими мерами (временем реакции, уровнем речевого развития и др.).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.