• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тест речевых навыков «КОРАБЛИК»

Одним из направлений работы Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» является разработка и внедрение в логопедическую и клиническую практику стандартизированных тестов, которые позволяют оценить степень и природу нарушений как устной, так и письменной речи. Первым подобным проектом стал «Русский афазиологический тест», который сегодня активно используется логопедами при работе со взрослыми пациентами, утратившими полноценную способность говорить или понимать родную речь в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.

КОРАБЛИК («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций») — это тест, разработанный специально для детей. Он позволяет оценить степень и природу речевых нарушений у детей в возрасте от 3 лет. В данный момент для русского языка не существует аналогов этому тесту: в отечественной практике всё ещё используется субъективный метод наблюдения, а не более объективные стандартизированные протоколы и анализ, опирающийся на количественные данные. Это объясняет ценность и значимость теста типа КОРАБЛИКа для клинической работы и логопедии.

Директор Центра языка и мозга Ольга Драгой рассказала телеканалу “Культура” о тесте “КОРАБЛИК” (6 минута 23 секунда).

В 2018-2020 годах тест прошел нормализацию, то есть определение уровня владения языком, который соответствует возрастной норме. Для этого мы собрали ответы большой группы (более 230) нормально развивающихся детей 3-7 лет.

В 2020 году тест проходит оценку диагностической валидности в группах детей с речевыми дефицитами (например, дети с общим недоразвитием речи, дети с РАС).

КОРАБЛИК состоит из 11 заданий, которые позволяют оценить языковые компетенции ребенка в понимании и порождении звуков, слов, предложений и текста (фонологический, лексический, морфосинтаксический и дискурсивный уровни языка). 

 

Задания на понимание речи

Восприятие псевдослов. Это задание проверяет, как ребенок воспринимает звуки на слух и может ли он различать похожие звуки. Во время задания диктор произносит два выдуманных слова подряд, а ребенок должен определить, услышал ли он одно и то же выдуманное слово два раза (например, кыть-кыть) или два разных слова (например, гаска-гакса).

Понимание существительных. В этом задании проверяется словарный запас существительных, которые ребенок способен понимать. Мы также проверяем, не путает ли ребенок существительные, которые похожи по звучанию (например, бочка-почка) или по значению (бочка-бутылка). Во время задания ребенок видит перед собой четыре картинки и слышит, как диктор произносит название одной из них. Мы просим ребенка выбрать картинку, на которой изображено то, что назвал диктор.



Понимание глаголов. В этом задании проверяется словарный запас глаголов, которые ребенок способен понимать. Мы также проверяем, не путает ли ребенок глаголы, похожие по звучанию (например, выливать-вышивать) и по значению (выливать-высыпать). Во время задания ребенок видит перед собой четыре картинки и слышит, как диктор произносит название одной из них. Мы просим ребенка выбрать картинку, на которой изображено действие, названное диктором.




Понимание морфосинтаксиса. В этом задании мы проверяем, как ребенок понимает предложения. Мы просим ребенка выбрать изображение ситуации, которую описывает диктор. Мы оцениваем, как хорошо ребенок понимает морфологическое кодирование участников ситуации (собака или собаку) и насколько он чувствителен к порядку слов в предложении с двумя или тремя участниками (например, “Где дедушка, который одевает бабушку?”; отвлекающая картинка “Бабушка одевает дедушку”).



Понимание текста. В этом задании проверяется, как ребенок способен понимать на слух языковые отрывки больше одного предложения. Мы проверяем общее понимание текста, внимание к деталям и способность к интерпретации содержания. Во время задания диктор читает ребенку сказку, после которой ему нужно ответить на вопросы о содержании этой сказки.


Задания на порождение речи

Повторение псевдослов. В этом задании проверяется, как хорошо ребенок распознает и воспроизводит сочетания звуков русского языка. Диктор произносит выдуманное слово (например, спИква), а ребенок должен его повторить.


Порождение существительных. В этом задании мы проверяем словарный запас существительных, который ребенок способен воспроизводить в речи сам. Мы просим ребенка назвать объект, изображенный на картинке, одним словом (например, кактус). Слова в задании различаются частотностью (как часто они встречаются в речи) и возрастом усвоения.



Порождение глаголов. В этом задании мы проверяем словарный запас глаголов, который ребенок способен воспроизводить в речи сам. Мы просим ребенка назвать действие, изображенное на картинке, одним словом (например,пишет). Слова в задании различаются частотностью (как часто они встречаются в речи) и возрастом усвоения.



Порождение морфосинтаксиса. В этом задании мы проверяем способность ребенка самостоятельно строить предложения по определенной модели. Мы просим ребенка послушать описание одной ситуации, а затем описать вторую ситуацию по той же “схеме”, которую он услышал перед этим (например, ребенок слышит: “Дедушка чистит ковер щеткой”, — и должен описать картинку, на которой Девочка пишет письмо карандашом). Мы оцениваем, как ребенок строит предложения с двумя или тремя участниками, а также предложения с возвратными глаголами.



Повторение предложений. В этом задании мы проверяем языковую рабочую память ребенка и способность к правильному повторению целых предложений. Мы просим ребенка послушать предложение, которое произносит диктор, и повторить это предложение как можно точнее (например, Автобус опоздал на два часа).


Порождение текста. В этом задании мы проверяем, как ребенок строит связный рассказ по картинке.  Мы показываем ребенку картинку с несколькими участниками и разнообразными действиями и просим поразмышлять, что могло произойти на этой картинке, а затем рассказать нам.


Все фото несовершеннолетних сделаны и размещены с согласия законных представителей.








 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.