• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвистический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией

Дислексия, избирательная неспособность овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, относится к наиболее распространенным трудностям обучения. Фундаментальная научная проблема, лежащая в основе данного проекта, связана с необходимостью анализа ядерной, языковой, составляющей дислексии. Для такого анализа необходима была разработка лингвистически обоснованных инструментов для характеристики лингвистического профиля детей с дислексией и анализ его корреляции с детальными поведенческими показателями чтения и со структурными и функциональными особенностями развития головного мозга. Решение данной проблемы является актуальным для современной науки о языке, его психических и мозговых основах, а также имеет большое значение для разработки инновационных диагностических, образовательных и логопедических приложений, направленных на повышение доступности письменного языка как носителя русского культурного наследия для людей с дислексией. Однако детальное понимание лингвистических и мозговых механизмов дислексии отсутствовало.
Для того, чтобы внести вклад в развитие науки в данной области, в ходе реализации данного проекта мы:

- создали и стандартизировали новую русскоязычную диагностическую батарею для выявления фонологического дефицита у детей с дислексией ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка);

- собрали современные нормативные данные для Стандартизированной методики исследования навыков чтения (Корнев, 1997);

- изучили зависимость беглости чтения от навыков фонологической обработки в группе типично осваивающих чтение детей;

- в видеоокулографическом исследовании показали динамику освоения чтения детьми с 1 по 5 классы, а также различия в локальных метриках движений глаз и в глобальных паттернах чтения - в группах детей с и без нарушения чтения;

- в нейровизуализационном исследовании показали различия в метриках серого и белого вещества в группах детей с нарушениями чтения и без нарушений чтения.

 

В первый год выполнения проекта, в течение 2018-го года, была создана и стандартизирована новая русскоязычная диагностическая батарея для выявления фонологического дефицита у детей с дислексией, получившая название ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка). Данная батарея тестов запрограммирована в виде мультитестового приложения для планшета на платформе Android и является первым лингвистически обоснованным инструментом для оценки развития навыков фонологической обработки у русскоязычных детей младшего школьного возраста. Приложение позволяет стандартизированным образом предъявлять инструкции и стимулы, автоматически регистрирует устные ответы испытуемых, фиксирует время выбора ответа испытуемого при нажатии на экран и имеет удобный интерфейс для экспертной оценки и выгрузки результатов тестов.

Была разработана методология сбора данных для стандартизации батареи и детальный план исследования. Детальный план исследования прошёл оценку и был одобрен Комиссией по внутриуниверситетским опросам и этической оценке эмпирических исследовательских проектов НИУ ВШЭ. С помощью образовательных учреждений-партнёров Центра языка и мозга НИУ ВШЭ было привлечено в исследование 105 успешно осваивающих чтение детей. Все участники набирались исключительно на добровольной основе. 
Каждый из участвовавших в исследовании детей был протестирован всеми заявленными в Проекте тестами:
1) новой созданной диагностической батареей для оценки уровня развития навыков фонологической обработки,
2) по методике оценки общей техники чтения Корнева А.Н. с использованием двух текстов разного уровня сложности и опросников, позволяющих оценить уровень понимания прочитанного (Корнев, Ишимова, 2010),
3) с помощью цветных прогрессивных матриц Равена (Равен, Равен, Корт, 2002) для оценки уровня невербального интеллекта;

Результаты тестирования оставшихся 90 успешно осваивающих чтение детей были обработаны и проанализированы в рамках системы статистических вычислений R (R Core Team, 2016). В результате анализа были определены границы нормы фонологической обработки у осваивающих чтения русскоязычных детей 1-4 класса. Дополнительно был проведён корреляционный анализ между результатами тестирования фонологической батареей и оценкой техники чтения по методике Корнева А.Н. 

Дополнительно с помощью специалистов Центра патологии речи и нейрореабилитации, клинического учреждения-партнёра Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, был произведён рекрутинг 60 детей с диагностированными логопедами и нейропсихологами трудностями чтения различного характера, в том числе фонологического (по данным нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста). Все участники привлекались исключительно на добровольной основе. Каждый из 60 детей с трудностями чтения прошел комплексное тестирование, включающее
1) нейропсихологическое обследование по методике Ахутиной Т.В. по адаптированному для детей с дислексией протоколу,
2) проверку качества чтения и понимания прочитанного по методике Корнева А.Н.,
3) обследование с помощью цветных прогрессивных матриц Равена для оценки уровня невербального интеллекта,
4) новую созданную диагностическую батарею для оценки уровня развития навыков фонологической обработки.

Родителям испытуемых и испытуемым (как успешно осваивающим чтение детям, так и детям с дислексией) рассказывали об экспериментальной процедуре, и у них была возможность задать экспериментатору вопросы. Затем родитель испытуемого подписывал информированное согласие на добровольное участие в исследовании и после этого заполнял необходимые опросники о демографической информации. Каждому из детей, участвовавших в исследовании, была проведена проверка слуха с помощью аудиометрических наушников Sennheiser HDA 280 и профессиональной аудиометрической системы Audiogram Mobile, установленной на устройство с iOS. 
Промежуточные результаты проведённой работы были последовательно представлены на нескольких конференциях, а также опубликованы в сборнике тезисов докладов Восьмой международной конференции по когнитивной науке. 


Во второй год выполнения проекта, в 2019 г., созданная и стандартизированная русскоязычная диагностическая батарея для выявления фонологического дефицита у детей с дислексией ЗАРЯ  была использована для изучения связи между фонологической обработкой и поведенческими метриками чтения (скоростью, пониманием прочитанного), а также метриками движений глаз во время чтения - в группах детей с диагностированной дислексией и типично осваивающих чтение младших школьников.

91 ребенок (29 с дислексией и 62 без дислексии) прошел исследование особенностей движений глаз при чтении при помощи видеоокулографии. Материалом исследования стал специальный корпус предложений для исследования чтения у младших школьников, состоящий из 30 предложений длиной 6-9 слов. В ходе тестирования дети читали предложения про себя, в то время как движения их глаз записывались при помощи видеоокулографа EyeLink 1000 Plus или EyeLink Portable Duo (компания SR Research) с частотой дискретизации 1000 Гц. Каждому ребенку было предложено прочитать про себя предложения из корпуса, которые предъявлялись на экране по одному в случайном порядке, и быть готовым ответить на вопрос о содержании прочитанного предложения. Также все дети прошли тест на невербальный интеллект, скрининг слуха и разработанную нами батарею фонологических тестов ЗАРЯ.


Полученные видеоокулографические данные свидетельствуют о том, что дети с дислексией:
- испытывают больше трудностей при обработке длинных слов, слов с большим количеством морфем после корня,
- испытывают больше трудностей при обработке прилагательных и наречий;
- хуже извлекают информацию о слове, если сделали саккаду не в оптимальное место внутри слова;
- испытывают трудности со сложным фонематическим анализом, что мешает им эффективно читать.
Также была показана значимость высокоуровневой фонологической обработки для успешного освоения чтения: дефицит при фонологической дислексии носит не элементарный характер дефекта фонологического слуха, а проявляется при повышенной нагрузке на фонологическую систему в более сложных заданиях. Мы продемонстрировали, что по мере усложнения фонологического задания его способность предсказывать скорость чтения увеличивается, с наибольшей предсказательной способностью у самых сложных тестов. Наконец, важным практическим результатом стала публикация современных норм по чтению у русскоязычных детей младшего школьного возраста.

Третий год реализации проекта был посвящен сбору и обработке нейровизуализационных данных детей, нормально усваивающих чтение, и детей с дислексией. Для этого были собраны данные структурной МРТ (Т1-взвешенные изображения и диффузионного-взвешенные изображения) 37 неврологически здоровых русскоговорящих детей, 35 русскоговорящих детей с диагностированной дислексией и 4 ребенка группы риска, учащиеся 1-4 классов. У всех детей были нормальные или скорректированные до нормального зрение, слух, а также уровень невербального интеллекта, измеренный с помощью цветных прогрессивных матриц Равена (Равен, Равен, Корт, 2012). Кроме того, с помощью стандартизированной методики навыка чтения (Дорофеева и др., 2019) было оценено, соответствует ли чтение каждого ребенка возрастной норме. Дополнительно были оценены навыки фонологической и орфографической обработки, критичные для усвоения чтения. 
С помощью метода повоксельной морфометрии головного мозга мы провели два вида статистического анализа: 1) сравнение объемов серого вещества мозга в группе детей с дислексией и группе детей без дислексии; 2) изучение связи между объемом серого вещества в общей выборке детей (норма, дислексия, группа риска) и их поведенческими метриками фонологических навыков и навыка чтения. Таким образом мы выявили корреляты нарушения и навыков чтения, а также навыков фонологической обработки на уровне серого вещества.
При наличии большого объема свидетельств о структурных различиях мозга детей с дислексией и без дислексии, картина нейроанатомических основ дислексии до сих пор далека от ясности. Так, метааналитические работы обнаруживают недостаточную согласованность между данными различных авторов (Linkersdorfer et al., 2012; Richlan, 2012, Richlan et al., 2013), а в масштабном исследовании с большим объемом выборки испытуемых не удалось воспроизвести более ранние результаты (Jednorog et al., 2015). Наш подход выгодно отличался от предыдущих исследований тем, что мы исследовали не "дислексию вообще", а конкретный ее вид - фонологическую, с понятным локусом дефицита (нарушение фонологической обработки), дополнительно измеряя степень нарушенности этого локуса (с помощью батареи ЗАРЯ).

Сравнивая толщину серого вещества у детей с дислексией и без дислексии, мы обнаружили, что у детей с дислексией значимо больше серого вещества, чем у детей группы нормы, в верхней теменной дольке правого полушария. В более детальном анализе корреляций успешности фонологической обработки с метриками серого вещества мы обнаружили, что чем меньше объем серого вещества в левом полушарии мозжечка, тем лучше дети справляются с заданием на определение звука в слове.


Рисунок 1
Рисунок 1. Изображение срезов усредненного головного мозга с отмеченным кластером 1 в верхней теменной дольке правого полушария, в котором объем серого вещества значимо больше у детей с дислексией по сравнению с детьми группы нормы.


Рисунок 2
Рисунок 2. Кластер 2 в верхней теменной дольке правого полушария, в котором объем серого вещества значимо больше у детей с дислексией по сравнению с детьми группы нормы.

Кроме того, ранее было продемонстрировано, что различия в симметрии мозжечка и объеме серого вещества – одни из наиболее последовательно обнаруживающихся структурных отличий мозга детей с дислексией по сравнению с хорошо читающими детьми (Stoodley & Stein, 2013). И действительно, в более детальном анализе корреляций успешности фонологической обработки с метриками серого вещества мы обнаружили, что чем меньше объем серого вещества в левом полушарии мозжечка, тем лучше дети справляются с заданием на определение звука в слове. 

Рисунок 3
Рисунок 3. Значимый кластер серого вещества в левом полушарии мозжечка, в котором объем серого вещества значимо меньше при больших показателях фонологического теста на определение звука в слове.

Наконец, совершенно новый наш результат заключается в выявлении роли инсулы и базальных ядер правого полушария в базовом сенсомоторном навыке, критичном для речи и хорошо проявляющемся в таком задании, как повторение псевдослов: меньший объем серого вещества в этих отделах соотносился с худшими показателями выполнения теста на повторение псевдослов.

Рисунок 4
Рисунок 4. Значимый кластер серого вещества в инсуле и базальном ядре правого полушария, в котором объем серого вещества значимо больше при больших показателях фонологического теста на повторение псевдослов.

На основе диффузионного-взвешенных изображений головного мозга мы реконструировали основные пути белого вещества (дугообразный пучок, нижний и средние продольные пучки, нижний лобно-затылочный и вертикальный затылочный пучки, мозолистое тело, крючковидный и лобный косой пучки), релевантные для речи и чтения. Сопоставление микро- и макроструктурах метрик обозначенных путей с поведенческими данными позволили сделать выводы о мозговых коррелятах успешности чтения и навыков фонологической обработки на уровне белого вещества.
Используя инновационный метод гибридной трактографии (Cabeen and Toga, 2020), мы показали различия микроструктурных характеристик белого вещества мозга между контрольной группой и группой детей с дислексией в среднем продольном пучке (слева и справа). Микроструктурные характеристики в правом и левом среднем продольном пучке оказались выше у детей с дислексией по сравнению с контрольной группой. Этот пучок является наименее изученным из всех ассоциативных путей белого вещества, а потому наш результат вносит существенный вклад в понимание его функций.
Ранее было показано, что меньший объем левого дугообразного пучка положительно коррелирует с трудностями фонологической обработки и развитием дислексии (Saygin et al., 2013). Наши результаты, однако, свидетельствуют о снижении микроструктурных метрик во всех исследованных трактах как функции от количества правильно прочтенных за минуту слов. Это ярко свидетельствует о том, что чтение задействует распространенную сеть мозгового субстрата и связано с созреванием множества структур мозга.


Результаты проведённой за три года работы были представлены на двадцати научных конференциях, на веб-странице проекта, а также в одиннадцати публикациях, из которых три - полноразмерные англоязычные статьи в рецензируемых журналах. Стандартизированная фонологическая батарея ЗАРЯ или её субтесты могут использоваться клиническими специалистами – для этого мы подробно описали методологию батареи (PDF, 623 Кб).


Публикации

 

О.В. Драгой, С.В. Дорофеева, А.А. Лопухина, Т.А. Больгина, О.А. Паршина, А.К. Лауринавичюте Фонологический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2022. № 2(109). С. 145-158. Фонологический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией (PDF, 1.39 Мб) 



Паршина Ольга Александровна, Лопухина Анастасия Александровна, Гольдина Софья Михайловна, Искра Екатерина Вячеславовна, Серебрякова Маргарита Ильинична, Староверова Владислава Николаевна, Здорова Нина Станиславовна, Драгой Ольга Викторовна. Global reading processes in children with high-risk of dyslexia: A scanpath analysis. Annals of Dyslexia, 2021, IPF 2.529 (submitted)

Лопухина Анастасия Александровна, Гольдина Софья Михайловна, Лауринавичюте Анна Кестуче, Искра Екатерина Вячеславовна, Драгой Ольга Викторовна. Специфика движений глаз при чтении предложений у детей с дислексией.   2021, 261-266

Специфика движений глаз при чтении предложений у детей с дислексией (PDF, 1.69 Мб) 


Dorofeeva Svetlana V., Laurinavichyute Anna, Reshetnikova Victoria, Akhutina Tatyana V., Tops Wim, Dragoy Olga. Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children. Journal of Research in Reading, 2020, 43 - 4, 516-535, IPF 2.542. https://doi.org/10.1111/1467-9817.12327

Лопухина Анастасия Александровна, Гольдина Софья Михайловна, Лауринавичюте Анна Кестуче, Драгой Ольга Викторовна. Специфика движений глаз при чтении у детей с дислексией. Сборник тезисов участников Международной конференции "Лингвистический форум 2020: язык и искусственный интеллект", 2020, 119-120

Специфика движений глаз при чтении у детей с дислексией (PDF, 525 Кб) 


Гольдина Софья Михайловна, Лопухина Анастасия Александровна, Лауринавичюте Анна Кестуче, Драгой Ольга Викторовна. Eye movements during reading in Russian-speaking children with dyslexia. 2020, 28-29

Eye movements during reading in Russian-speaking children with dyslexia (PDF, 551 Кб) 


Dorofeeva S. V., Reshetnikova V., Serebryakova M., Goranskaya D., Akhutina T. V., Dragoy O. (2019). Assessing the Validity of the Standardized Assessment of Reading Skills in Russian and Verifying the Relevance of Available Normative Data. The Russian Journal of Cognitive Science, 6 (1), 4-24. // Дорофеева С.В., Решетникова В.А., Серебрякова М.Н., Горанская Д.Н., Ахутина Т.В., Драгой О.В. (2019). Оценка диагностической валидности Стандартизированной методики исследования навыков чтения на русском языке и проверка актуальности имеющихся нормативных данных. Российский журнал когнитивной науки, 6 (1), 4-24.

Assessing the Validity of the Standardized Assessment of Reading Skills in Russian and Verifying the Relevance of Available Normative Data. (PDF, 1004 Кб) 


Светлана Дорофеева.  Изучение и диагностика лингвистического дефицита при дислексии. Сборник тезисов участников третьей Международной научной конференции «Наука будущего» и четвёртого Всероссийского молодёжного научного форума «Наука будущего – наука молодых», Сочи, 2019 - 170 страниц. 

Изучение и диагностика лингвистического дефицита при дислексии. (PDF, 540 Кб) 


С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.К. Лауринавичюте, Т.В. Ахутина, О.В. Драгой. Исследование взаимосвязи навыков фонематической обработки и навыков чтения. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. Под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2019 г. — 656 стр.

Исследование взаимосвязи навыков фонематической обработки и навыков чтения. (PDF, 524 Кб) 

В. Г. Арутюнян, А. Ш. Миннигулова, А. А. Лопухина, Е. Ю. Давыдова. Фонологическая дискриминация у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование на материале русского языка. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. Под ред. Е. В. Печенковой, М. В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2019 г. — 656 стр.

Фонологическая дискриминация у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование на материале русского языка. (PDF, 575 Кб) 

 

С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.С. Зырянов, Д.Н. Горанская, Е.А. Гордеева, М.Н. Серебрякова, Т.В. Ахутина, О.В. Драгой. Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией. Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18–21 октября 2018 г. / Отв. ред. А.К. Крылов, В.Д. Соловьев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. — С. 331-333.

Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией (PDF, 1.53 Мб) 



Доклады на конференциях


Лопухина А.А., Гольдина С.М., Лауринавичюте А.К., Искра Е.В., Драгой О.В. Постерный доклад "Специфика движений глаз при чтении предложений у детей с дислексией". Когнитивная наука в Москве: новые исследования, Москва, 23-24 июня 2021 г.

Dorofeeva S.V., Iskra E., Goranskaya D., Zyrianov A., Gordeeva E., Akhutina T.V., Serebryakova M., Dragoy O. Постерный доклад "Complex Phonological Tasks Discriminate Dyslexic and Typically Developing Primary Schoolchildren". XV Международный симпозиум по психолингвистике (XV International Symposium of Psycholinguistics), онлайн, 22-25 июня 2021 г. 

Гольдина С.М., Лопухина А.А., Лауринавичюте А.К., Паршина О.А., Драгой О.В. Постерный доклад "Eye movements during reading in Russian-speaking children with dyslexia". Summer School ISOLDE: Infant Studies On Language Development in Europe, Германия (онлайн), 14-18 июня 2021 г.

Goldina S., Lopukhina A., Laurinavichyute A., Dragoy O. Постерный доклад "Eye Movements During Reading in Russian-speaking Children with Dyslexia". Встреча Общества исследований развития детей (The Society for Research in Child Development 2021 Virtual Biennial Meeting), США (онлайн), 7-9 апреля, 2021 г.

Dorofeeva S.V., Shitikova, E. Постерный доклад "The difference between phonemes discrimination and phoneme detection in 5-to-6 years-of-age Russian children". Встреча Общества исследований развития детей (The Society for Research in Child Development 2021 Virtual Biennial Meeting), США (онлайн), 7-9 апреля, 2021 г.

Гольдина С.М., Лауринавичюте А.К., Лопухина А.А., Драгой О.В. Устный доклад "Особенности движений глаз при чтении у детей с дислексией". IX Международная конференция по когнитивной науке, Москва (онлайн), 12-16 октября 2020 г.

Лопухина А.А., Гольдина С.М., Лауринавичюте А.К., Драгой О.В. Устный доклад "Специфика движений глаз при чтении у детей с дислексией". Лингвистический форум 2020: Язык и искусственный интеллект. Москва (онлайн), 12-14 ноября 2020 г.

Гольдина С.М., Лопухина А.А., Лауринавичюте А.К., Драгой О.В. Устный доклад "Eye movements during reading in Russian-speaking children with dyslexia". 4th International Neurobiology of Speech and Language Conference, Санкт-Петербург (онлайн), 13-14 ноября 2020 г.

Лопухина А.А., Гольдина С.М., Искра Е.В., Драгой О.В. Устный доклад "Eye movements during reading in Russian children with dyslexia". Summer Neurolinguistics School 2020 on Child Language Development, Москва (онлайн), 22-24 июня 2020 г.

S.V. Dorofeeva, V. Reshetnikova, A. Laurinavichyute, T.V. Akhutina, W. Tops, O. Dragoy. Poster presentation "Complex Phonological Tasks Predict Reading Fluency and Reading Comprehension". XIV International Symposium of Psycholinguistics. 10-13.04.2019. Universitat Rovira i Virgili, Tarragona (Spain).

Светлана Дорофеева. Постерный доклад «Изучение и диагностика лингвистического дефицита при дислексии». III Международная научная конференция «Наука будущего» и IV Всероссийский форум «Наука будущего – наука молодых» (организатор - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации). 14-17.05.2019, Сочи, Россия.

С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.К. Лауринавичюте, Т.В. Ахутина, О.В. Драгой. Постерный доклад «Исследование взаимосвязи навыков фонематической обработки и навыков чтения». Конференция «Когнитивная наука в Москве». 19.06.2019. Москва, Россия.

Арутюнян В. Г., Миннигулова А. Ш., Лопухина А. А., Давыдова Е. Ю. Постерный доклад "Фонологическая дискриминация у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование на материале русского языка". Конференция "Когнитивная наука в Москве: новые исследования", Москва, Россия, 19 июня 2019 г. 

Svetlana V. Dorofeeva, Victoria Reshetnikova, Margarita Serebryakova, Anna Laurinavichute, Anna Artemova, Daria Goranskaya, Tatyana V. Akhutina & Olga Dragoy. Poster presentation "Phoneme detection in dyslexic and typically developing children: evidence from Russian". IWORDD 2019, International Workshop on Reading and Developmental Dyslexia, San Sebastian, Spain. BCBL (Basque Center on Cognition, Brain and Language). 02-04.10.2019. San Sebastian, Spain.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Устный доклад «Выявление лингвистического дефицита у детей, обучающихся русскому языку». XIX Апрельская международная конференция НИУ ВШЭ. Секция «Русский язык в многоязычном мире». 13.04.2018, Москва, Россия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery (typically developing children)». Международная научная школа V Summer Neurolinguistics School. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ. 21-23.05.2018, Москва, Россия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery (data for typically developing and dyslexic children)». Международная научная школа 3rd Summer School ISOLDE «Infant Studies On Language Development in Europe», 11-15 июня 2018 г., Потсдам, Германия.

Дорофеева С. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Russian phonological battery for Assesment of Language Development». Международная научная конференция WoRLD: Workshop on Reading, Language and Deafness. The Basque Center on Cognition, Brain and Language. 18-20.10.2018, Сан-Себастьян, Испания.

Дорофеева С. В., Решетникова В. А., Зырянов А. С., Горанская Д. Н., Гордеева Е. А., Серебрякова М. Н., Ахутина Т. В., Драгой О. В. Постерный доклад «Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией». VIII международная конференция по когнитивной науке, 18-21 октября 2018 г., Светлогорск, Россия.

Арутюнян В.Г., Дорофеева С.В. Устный доклад «VI Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения». 19-21.04.2018, Москва, Россия.



Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект No 17-29-09122.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.