• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейрональные основы фонологического дефицита у детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) обычно рассматривают как нарушение развития, которое в первую очередь характеризуется дефицитом социального взаимодействия, коммуникации и наличием стереотипного поведения и повторяющихся действий. Известно, что РАС – гетерогенное расстройство, в основе которого лежит комплекс генетических и нейробиологических факторов. 

Задержка речи / языковые нарушения – один из основных «красных флажков» при развитии РАС. До сих пор, однако, не до конца выявлены причины, вызывающие столь серьезный языковой дефицит у детей с этим диагнозом.

Цель настоящего проекта – исследовать особенности фонематического анализа у детей с РАС, поскольку мы предполагаем, что нарушения в других уровнях языка могут иметь в своей основе фонологический дефицит. Для этого мы проводим серию экспериментов, чтобы оценить степень нарушенности фонематического анализа как на поведенческом, так и на нейробиологическом (структурном и функциональном) уровне.

  •  Поведенческие / клинические исследования. Мы тестируем всех детей комплексом поведенческих тестов и заданий, разработанных в Центре языка и мозга: тестом речевых навыков «КОРАБЛИК», стандартизированной батареей тестов для выявления особенностей фонематической обработки у детей, субтестами и заданиями на автоматическое называние и распознавание слов в шуме и др. Эти тесты в конечном счете определяют речевой профиль ребенка в целом и степень сформированности фонологического уровня языка – в частности.
  • Диффузионно-тензорная томография и трактография. Мы делаем диффузионно-тензорную МРТ низкофункциональным детям с РАС от 4 до 6 лет и строим один из главных ассоциативных проводящих путей, связанных с фонологическими процессами, обоих полушарий – дугообразный (аркуатный) пучок (Рисунок 1). Известно, что в типичной популяции дугообразный пучок а) критически вовлечен в фонематический анализ, б) преимущественно леволатерализован, то есть больше представлен в левом полушарии.

Основная цель этого направления исследований – понять, насколько эта структура сохранна у детей с РАС, оценив корреляцию между поведенческими данными на повторение псевдослов (что является золотым стандартом клинической нейропсихологии) и микроструктурными нарушениями и характеристиками дугообразного пучка. Кроме того, нас интересует латерализация аркуатного пучка у детей с РАС, поскольку есть свидетельства о нарушенном межполушарном балансе у этой клинической популяции.

 
Рисунок 1. Восстановленный дугообразный (аркуатный) пучок левого полушария 

 

  • Магнитоэнцефалография. Для измерения динамики нейронной активности при фонологической обработке мы регистрируем магнитоэнцефалографию (МЭГ) у детей начальной школы с диагнозом РАС, детей с синдромом ломкой Х-хромосомы, детей с синдромом Дауна и типично развивающихся детей. Метод записи МЭГ (306 сверхчувствительных сенсоров) является неинвазивным и одним из самых современных методов прямой записи нейронной активности. Благодаря высокой чувствительности и превосходному пространственному разрешению МЭГ регистрирует не только мельчайшие изменения в магнитном поле, которое порождают нейроны, но и позволяет локализовать с высокой степенью точности источники активности в головном мозге. Более того, ввиду своей безвредности процедуру МЭГ-записи может проходить любой желающий (Рисунок 2).  


Рисунок 2. Запись магнитоэнцефалографии


Цель данного направления исследований – понять, на каком осцилляторном уровне активности возникают проблемы у детей с РАС при фонологической обработке. Известно, что разные частоты соотносятся с разными типами фонологической обработки: так, низкочастотные ритмы связаны с уровнем слогов и ударений, тогда как высокочастотные – с восприятием фонем как единиц. Наше исследование предполагает пассивное слушание белого шума на разных частотах – 2 Гц (дельта-ритм), 4 Гц (тэта-ритм), 20 Гц (бета-ритм) и 40 Гц (гамма-ритм), – каждая из которой связана с определенным типом фонологического анализа. Мы будем оценивать явление фазовой синхронизации (phase locking), в соответствии с которым определенные ритмы мозга, порождаемые нейронной активностью, по фазе / частоте подстраиваются под повторяющийся продолжительный слуховой стимул. Это позволит нам понять, на каком уровне фонологической обработки у детей с РАС возникают трудности.



В нашем исследовании принимает участие несколько групп детей: низкофункциональные дети с РАС от 4 до 6 лет, функциональные дети с РАС начальных классов, дети с синдромальной формой аутизма (синдромом ломкой Х-хромосомы) с серьезными задержками развития, а также в качестве контрольной группы – типично развивающиеся дети (соотносимые по возрасту с группой детей с РАС) и дети с синдромом Дауна (соотносимые по уровню интеллекта с группой детей с РАС).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.