Кросс-лингвистическое исследование чтения
Цель кросс-лингвистического исследования чтения заключается в выявлении универсальных и уникальных для (группы) языков механизмов, лежащих в основе процесса чтения, и в изучении того, как типологические особенности языков влияют на языковую обработку. Исследование направлено на изучение того, как читатели разных языковых групп адаптируют свои когнитивные и перцептивные процессы к специфическим характеристикам своего родного языка, что позволяет глубже понять сложные взаимодействия между языком, когнитивными процессами и визуальной информацией.
В поисках универсалий и уникалий языковой обработки при чтении могут быть использованы как корпусные методы (см. проект MECO, Kliegl et al., 2004; Laurinavichyute et al., 2019, Sui et al., 2022), так и классические экспериментальные парадигмы. Так, Zdorova et al. (2023) описывает сходства и различия глазодвигательной активности адыго-русских билингвов при чтении предложений на обоих языках, а Parshina et al. (2024) сравнивает влияние длины слова на глазодвигательную активность при чтении на русском с данным фактором в других широко изученных языках.
Исследования с одной стороны подтверждают универсальные механизмы чтения: частотность и длина слова оказывают значимое влияние на глазодвигательную активность в синтетическом русском, полисинтетическом адыгейском и аналитическом английском. Вместе с тем, они показывают и уникальные для конкретных языков явления: например, ограниченное влияние частотности словоформы в адыгейском, в отличие от других языков.
Публикации
Zdorova, N., Parshina, O., Ogly, B., Bagirokova, I., Krasikova, E., Ziubanova, A., ... & Dragoy, O. (2023). Eye movement corpora in Adyghe and Russian: an eye-tracking study of sentence reading in bilinguals. Frontiers in Psychology, 14, 1212701. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1212701
Parshina, O., Zdorova, N., & Kuperman, V. (2024). Cross-linguistic comparison in reading sentences of uniform length: Visual–perceptual demands override readers’ experience. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 77(8), 1694–1702. https://doi.org/10.1177/17470218231206719

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
