• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейролингвистический четверг 2019-2020

17 декабря 2020
ДокладчикЕлена Горбунова (канд. психол. н., заведующая лабораторией Когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ).
Тема: Психолингвистическая специфика обработки информации пользователями цифровых интерфейсов.
Анонс: Цифровая среда начинает играть в нашей жизни все большую роль, однако она значительно отличается от того, что нам привычно в «реальном мире». Различия проявляются и в том, что делает человека человеком: языке. Языковая специфика содержания сайтов, мобильных приложений и всевозможных других цифровых интерфейсов значительно отличается как от обыденной устной речи, так и от самых разных письменных средств коммуникации. В связи с этим особенно актуальными и перспективными представляются исследования того, как человек понимает увиденное на экране и на основе этого принимает дальнейшие решения о взаимодействии с интерфейсами, как особенный «цифровой» дискурс, содержащий, например, ссылки или интерфейсные подсказки, которых не бывает в других типах речи, влияет на поведение пользователей. Мы сосредоточились на двух важных вопросах — каковы психолингвистические особенности навигации в цифровом пространстве и как можно нивелировать эффект поверхностной обработки с помощью структуры и наполнения самого интерфейса. Мы поделимся первоначальными идеями и предварительными планами исследований.
Формат: онлайн (zoom).



10 декабря 2020
ДокладчикиМайя Роз (аспирант Городского университета Нью-Йорка) и Джейн Веркуйлен (доцент Городского университета Нью-Йорка, США).
Тема: Улучшение графики для предварительного моделирования и оценки моделей с временем реакции.
Формат: онлайн (zoom).

 

26 ноября 2020
ДокладчикиИрина Астафьева и Светлана Дорофеева (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Разработка русскоязычного теста на чтение слов.
Анонс: Стандартизированные тесты на чтение необходимы для надежной и валидной количественной оценки способностей к чтению, а также для сравнения между группами и отдельными людьми с целью диагностики нарушений чтения. Тесты на чтение с единым протоколом проведения и нормативными данными от большой выборки людей стали методологическим золотым стандартом в последние десятилетия. Для русского языка на данный момент существует только один стандартизированный инструмент такого рода – разработанная Корневым (1997, 2003) «Стандартизированная методика исследования навыков чтения» (СМИНЧ). Эта методика позволяет анализировать навыки чтения детей на уровне текста. Однако как для исследовательских, так и для диагностических целей для некоторых языков широко используются стандартизированные тесты на чтение слов и псевдослов (Brus & Voeten, 1973, van den Bos, Spelberg, Scheepstra, & DeVries, 1994, Torgesen, Wagner, & Rashotte, 1999). Тесты на чтение на уровне слов особенно важны для оценки навыков чтения в начальной школе. Для русского языка нет стандартизированных лингвистических тестов на чтение на уровне слов. В докладе мы кратко расскажем о существующих тестах на чтение и предлагаем обсудить основные характеристики теста русскоязычного теста на чтение отдельных слов, который сейчас находится в стадии разработки.
Формат: очно и онлайн (zoom).


12 ноября 2020
ДокладчикЮлия Акинина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Защита диссертации «Индивидуальные поведенческие паттерны и нейронные основы обработки глаголов при афазии».
Формат: онлайн (zoom).


5 ноября 2020
ДокладчикМилитина Гомозов (магистрант ПМГМУ им. Сеченова, логопед коррекционно-развивающего центра РечеЦветик).
Тема: Дифференциальная диагностика речевых нарушений и инновации в классификации и коррекции.

ДокладчикНина Здорова (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Оценка речевого развития русских монолингвальных и ненецко-русских билингвальных младших школьников Ямало-Ненецкого автономного округа: данные теста речевых навыков КОРАБЛИК.
Формат: онлайн (zoom).

 

29 октября 2020
ДокладчикОльга Паршина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Языковой контроль у билингвальных носителей языка при чтении – образуя континуум.

ДокладчикКсения Шмальц (постдок Мюнхенского университета, Германия).
Тема: Орфографическая обработка на русском / немецком языках у билингвальных взрослых с разной степенью беглости чтения.
Формат: онлайн (zoom).


22 октября 2020
ДокладчикАлексей Юрьевич Ролич (старший преподаватель Московского института электроники и математики им. А. Н. Тихонова НИУ ВШЭ, Москва).
Тема: Технологии трехмерной визуализации, виртуальной, дополненной и смешанной реальностей.
Анонс: В рамках доклада будут рассмотрены технологии трехмерной визуализации, виртуальной, дополненной и смешанной реальностей, а также их практическое применение в различных предметных областях (промышленность, медицины, образование). Отдельное внимание будет уделено техническим возможностям различного аппаратного обеспечения учебной лаборатории 3Д-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ и опыту использования рассмотренных технологий и инструментов в проектной деятельности студентов.

ДокладчикОльга Паршина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Языковой контроль у билингвальных носителей языка при чтении – образуя континуум. 
Формат: онлайн (zoom), offline.


15 октября 2020
ДокладчикВанья де Агияр (доцент кафедры нейролингвистики Гронингенского университета, Нидерланды).
Тема: Психолингвистическая оценка спонтанной речи у поздно говорящих детей.
Формат: онлайн (zoom).

 

9 июля 2020 
ДокладчикЭми Либерман (профессор Бостонского университета).
Тема: Американский жестовый язык в визуальном мире: языковая обработка у глухих взрослых и детей.
Формат: онлайн (zoom).


02 июля 2020
ДокладчикЕлизавета Кузнецова (выпускница магистерской программы НИУ ВШЭ «Когнитивные науки и технологии»).
Тема: Исследование, сравнивающее маркетинговые и семантические ассоциации, отраженные в вызванном потенциале N400.
Анонс: Данная работа направлена на магнитоэнцефалографическое (МЭГ) исследование восприятия человеком маркетинговых ассоциаций в рамках фундаментальной лингвистической концепции семантических ассоциаций, которые отражаются в широко-известном N400 корреляте вызванных потенциалов (ВП). N400 является компонентом сигнала ЭЭГ, вызванного аномальным или семантически несовместимым словом в предложении или цепочке слов. Используя N400, недавние исследования нейробрендинга и нейропрайсинга получили многообещающие результаты в изучении восприятия бренда и готовности платить, соответственно. Мы проверили гипотезу о том, что маркетинговые и семантические ассоциации, отраженные в магнитоэнцефалографическом эквиваленте N400, M400, имеют сходные механизмы, которые могут быть исследованы, используя анализ пространственно-временной динамики кортикальных реакций. Наша гипотеза была опровергнута, поскольку визуализация МЭГ указала на активацию различных нейронных сетей: мы обнаружили различия в нейронных ответах на несоответствие информации между маркетинговым и семантическим контекстами. Наши данные предоставляют новые доказательства существования механизма обработки маркетинговых ассоциаций, отличающегося от обработки лингвистической информации.
Формат: онлайн (zoom).


22-24 июня 2020
Летняя нейролингвистическая школа.


18 июня 2020
ДокладчикиАнастасия Кромина, Анастасия Каприелова, София Гольдина, Анна Лауринавичюте и Анастасия Лопухина  (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Исследования чтения при помощи записи движений глаз в нетипичных популяциях: у взрослых и детей с нарушениями слуха, а также у детей с дислексией.
Формат: онлайн (zoom).


11 июня 2020
Докладчик : Юлия Акинина  (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема:  Нарушения в понимании и порождении глаголов и предложений при афазии (на примере кластерного анализа). Формат: онлайн (zoom).

4 июня 2020
ДокладчикСтeфани Форкель (научный сотрудник Университета Сорбонны, Франция).
Тема: Изменчивость структурных связей внутри вида и между видами.
Формат: онлайн (zoom).

 


21 мая 2020
Докладчик: Марк Либерман (профессор кафедры компьютерных и информационных наук и лингвистического факультета Пенсильванского университета).
Тема: Клиническое применение технологии человеческого языка: возможности и вызовы.
Формат: онлайн (zoom).


14 мая 2020
ДокладчикАнна Андреевна Петухова (стажер-исследователь лаборатории языков Кавказа и студентка Школы лингвистики НИУ ВШЭ).
Тема: Корпусное исследование переключения кода в беседе билингвов с родным якутским языком.
Анонс: Якутско-русское двуязычие ― распространенное явление в Республике Саха (Якутия), однако о моделях переключения кода ― чередования и более двух языков в речи говорящего ― известно немного. Цель этого исследования ― описание стратегий переключения кода на материале корпуса, собранного автором. 
В контактной лингвистике существует множество подходов к изучению переключения кода. Грамматический подход, сформулированный Шаной Поплак (Poplack, 1980), рассматривает переключение кода как взаимодействие двух грамматических систем. Дискурсивный подход, предложенный Питером Ауэром (Auer, 1995), описывает переключение кода с точки зрения его прагматической функции. Эти подходы не столько взаимоисключающие, сколько взаимодополняющие.
В данной работе использован экспериментальный подход к изучению якутско-русского билингвизма. Источником материалов послужила беседа четырех якутско-русских билингвов с родным якутским языком. Аудиозаписи общей продолжительностью 103 минуты были расшифрованы и размечены. Стратегия разметки аудиозаписей разработана автором исследования. Для выявления степени использования языков в различных сферах жизни участникам исследования была предложена социолингвистическая анкета. Данные проанализированы с использованием количественных и качественных методов. Рассматривались как переключения кода в речи одного говорящего, так и переключения кода между говорящими. Переключение кода в пределах дискурса одного говорящего показало зависимость с частотой употребления языков: билингвы, использовавшие в беседе якутский язык наравне с русским, переходила на другой язык на границах с более разнообразными синтаксическими составляющими. В пределах беседы переключение кода совпадало с изменением темы, введением персонального комментария к игровой ситуации и провалом коммуникативной стратегии, что характеризует переключение кода, ориентированное на дискурс. Примечательно, что субъективная оценка билингвизма не совпала с реальным языковым поведением во время беседы. Результаты исследования показали, что тип переключения кода варьируется с коммуникативной ситуацией и частотой употребления того или иного языка. Выводы свидетельствуют в пользу утверждений Ш. Поплак и П. Ауэра о чувствительности переключения кода к  дискурсу и грамматике обоих языков.
Формат: онлайн (zoom).


7 мая 2020
Докладчик Виктория Позднякова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Иконичность в речи здоровой и клинической популяции: мини-обзор.
Анонс: Принцип произвольности знака – отсутствия естественной связи между формой и содержанием – оказал огромное влияние на лингвистику. Несмотря на это, иконичность широко представлена во всех естественных языках в виде звукового символизма и ряда морфосинтаксических явлений (редупликация, маркированность, линейный порядок морфем и членов предложения и др.). Исследования звукоизобразительной лексики показывают, что обработка иконических слов активирует более обширные зоны в обоих полушариях мозга. Кроме того, такие словоформы получают преимущество при усвоении языка и в поведенческих экспериментах. Это позволяет предполагать, что уникальные свойства иконических слов делают их менее уязвимыми при афазии.
Формат: онлайн (zoom).


30 апреля 2020
Докладчик: Кэролайн Биз (Институт Макса Планка по когнитивным и мозговым наукам, Лейпциг, Германия).
Тема: Электрофизиологические проявления возрастных изменений: аспекты сохранения и снижения уровня обработки предложений на протяжении жизни.
Формат: онлайн (zoom).


17 апреля 2020
Докладчик: Татьяна Котова (к.п.н., старший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований факультета психологии ИОН РАНХиГС)
Тема:
 Совместное внимание и процесс освоения нового слова у ребенка раннего возраста.
Формат: онлайн (zoom).


16 апреля 2020
Докладчик: Юлия Ковельман (доцент кафедры психологии Мичиганского университета).
Тема: Мозг билингвов: кросс-лингвистическое влияние на освоение чтения у детей.
Формат: онлайн (zoom).


19 марта 2020
Докладчик: Юлия Александровна Грибер (руководитель лаборатории ColorLab в Смоленском государственном университете).
Тема: лингвистика цвета и цветонаименования.
Формат: онлайн (zoom).


16 марта 2020
ДокладчикАнна Смирнова Энрикес, постдокторант в интегрированной лаборатории акустического и когнитивного анализа на факультете прикладной лингвистики и языкознания Папского католического университета в Сан-Паулу, Бразилия.
Тема: Анализ речи и выражений лица у поздних русско-португальских билингвов.


27 февраля 2020
ДокладчикЕкатерина Ступина (младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Кодирование и представление грамматического рода при освоении иностранных слов.


6 февраля 2020
Докладчик: Татьяна Больгина (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Влияние визуального восприятия на исчисляемость в естественных языках.


30 января 2020
Докладчик: Анастасия Лопухина (научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Обсуждение планируемого эксперимента с регистрацией движений глаз у детей и взрослых.


16 января 2020
Докладчики: Мария Иванова (Калифорнийский университет в Беркли) и Юлия Акинина (Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Русский афазиологический тест (РАТ).


5 декабря 2019
ДокладчикВиктория Решетникова (стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Тест фонетико-фонематического развития Speakaboo: монолингвальные и билингвальные данные.


28 ноября
ДокладчикМари Арсалиду (доцент Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ).
Тема: Когнитивные гиперфункции у детей школьного возраста.
 

21 ноября 2019
Докладчик: Ольга Сварник (старший научный сотрудник Института психологии РАН).
Тема: Принципы функционирования мозга.


18-20 ноября 2019
Докладчик : Каспер Бойе (профессор Университета Копенгагена).
Тема: Грамматически ориентированные экспериментальные исследования.


14 и 15 ноября 2019
Докладчик : Адрия Рофез Санчес (доцент Гронингенского университета).
Тема: Интраоперационное речевое картирование.


31 октября 2019
Докладчик: Манфред Штеде (профессор Потсдамского университета).
Тема: Теоретические и прикладные исследования дискурса: проекты Applied CompLing Discourse Research лаборатории.

24 октября 2019
Докладчик : Юлия Акинина (Центр языка  и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Лицензия Creative Commons: типы и потенциальное применение.
Анонс: Creative Commons - система бесплатных лицензий, с помощью которых можно подтвердить авторское право на материал и обозначить ограничения на его использование. Докладчик вкратце расскажет про организацию Creative Commons, типы лицензий, способы их использования и (самое интересное) особенности их применения в России. Семинар будет интересен научным сотрудникам, которые хотели бы поделиться плодами своих трудов с широкой публикой, но не уверены, как лучше это организовать.


4 октября 2019
Докладчик:  Марина Соколова (аспирант Саутгемптонского университета).
Тема: Доказательства обработки на основе прогноза у носителей и не-носителей русского и английского языков.


29 августа 2019
Докладчик: Мария Иванова (Калифорнийский университет; Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Новые методы трактографии: Результаты сравнительного анализа.
 

28 августа 2019
Докладчик: Элис Помстра (координатор европейской магистерской программы по клинической лингвистике и программы IDEALAB).
Тема: Особенности организации европейской магистерской программы по клинической лингвистике и программы IDEALAB.


14 августа 2019
Докладчик: Анна Крабис (Питтсбургский университет; Центр языка и мозга НИУ ВШЭ).
Тема: Что осцилляции в мозге могут рассказать нам о вовлечении подкорковых структур в лексическую обработку.

 


11 июля 2019
Докладчик: Мария Неймарк Геффен (доцент Пенсильванского университета).
Тема: Корковые механизмы динамической слуховой обработки и обучения.


29 июня 2019
Докладчик:  Брэндан Уикс. Университет Гонконга.
Тема: Грамотность при языковых контактах - чтение и письмо носителей языка, владеющих несколькими системами письма в регионе Великого шёлкового пути.
Анонс: Лекция посвящена социо- и психолингвистическим аспектам грамотности в регионе Великого шёлкового пути, где большое количество людей читают и пишут с использованием нескольких систем письменности.


27 июня 2019
Докладчик:   Ольга Буйволова. Центр языка и мозга.
Тема: Итоги семинара “Writing a Persuasive Cover Letter” и обсуждение запомнившихся докладов с конференции Nordic Aphasia Conference.


21 июня 2019
Докладчики:  Кузовлев Артем Николаевич; заместитель руководителя по научной работе, заведующий лабораторией клинической патофизиологии критических состояний Научно-исследовательского Института общей реаниматологии им. В.А. Неговского Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии».Теплых Борис Анатольевич; Заведующий отделением, врач-анестезиолог-реаниматолог высшей категории Национального медико-хирургического Центра имени Н. И. Пирогова.
Тема: Биомаркеры повреждения головного мозга.


20 июня 2019
Докладчики: Светлана Малютина и Мария Худякова. Центр языка и мозга.
Тема: Научные битвы в психо- и нейролингвистике.


13 июня 2019
Докладчик: Нина Здорова. Магистратура ФГН.
Тема: Разрешение анафоры при нулевых и ненулевых местоимениях у взрослых изучающих испанский язык.

Докладчик: Елена Савинова. Центр языка и мозга
Тема: Роль типа стимула и морфологических признаков: могут ли они компенсировать возрастные изменения при лексическом поиске?

Докладчик: Светлана Малютина. Центр языка и мозга.
Тема: Объективные и субъективные признаки возрастных изменений, связанных с лексическим доступом и обработкой.


22 мая 2019
Докладчик: Альфредо Ардила. Флоридский международный университет.
Тема: Афазия в дополнительной моторной области.


25 апреля 2019
Докладчик: Алексей Алексеевич Косенко. Психолог-педагог, специалист по коррекционно-развивающему обучению.
Тема: Проблема диагностики дислексии, дисграфии и акалькулии: психолого-педагогический подход.
Анонс: В докладе представлены результаты обширного психолого-педагогического исследования проблем дислексии, дисграфии и акалькулии, а также предложен новый взгляд на решение этой многофакторной проблемы.


18 апреля 2019
Докладчик:
Рулин Бастиаансе. Центр языка и мозга; Гронингенский университет.
Тема: Два исследования реабилитации при афазии: преимущества дизайна Multiple Baseline Across Behaviors.


11 апреля 2019
Докладчик: Галина Рязанская. Центр языка и мозга.
Тема: Методы автоматического анализа дискурса при шизофрении.

 
4 апреля 2019
Докладчик: Юлия Акинина. Центр языка и мозга.
Тема: Обсуждение системы CRediT (Contributor Roles Taxonomy).

Докладчик: Анна Артемова. Центр языка и мозга.
Тема: Адаптация теста “КОРАБЛИК” для монолингвальных и билингвальных детей из ЯНАО


28 марта 2019 года
Докладчик: Светлана Малютина. Центр языка и мозга.
Тема: Обзор семинара по академическому письму "International Style in Academic Writing: Why Pursue Clarity and Avoid Complexity".

Докладчик: Анастасия Каприелова. Центр языка и мозга.
Тема: Обработка многозначных слов при чтении предложений.

Докладчик: Анастасия Кромина. Центр языка и мозга.
Тема: Контроль движений глаз в парадигме “Визуальный мир”.


25 марта 2019 года
Докладчик:
 Джорджио Аркара . Исследовательский центр Сан-Камилло, Венеция, Италия.
Тема: Исследование мозговых сетей для оценки и реабилитации неврологических расстройств: исследовательская программа MEGLab Венеции.



21 марта 2019 года

Докладчик:
Виктор Карпычев. Центр языка и мозга.
Тема: Исследование биомаркеров эпилептогенных зон мозга

Докладчик: Вардан Арутюнян. Центр языка и мозга.
Тема: Нейролингвистические исследования детей с аутизмом.
Анонс: За последние 10-15 лет нейрофизиологические исследования аутизма позволили совершить невероятный прорыв в понимании нейронных механизмов этого расстройства. На сегодняшний день одной из наиболее влиятельных нейрофизиологических теорий, объясняющих особенности функционирования мозга детей с РАС, является теория повышенного баланса возбуждения / торможения между нервными клетками (Rubenstein & Merzenich, 2013). Известно, что нейрофизиологическим маркером взаимодействия возбуждения и торможения являются гамма-осцилляции, функционирование которых серьезным образом нарушено у детей с РАС. Цель настоящего исследования – выявить при помощи методов магнитоэнцефалографии (МЭГ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ) особенности восприятия звуковых сигналов у детей с РАС в различных экспериментальных условиях. Основная гипотеза исследования заключается в том, что речевые нарушения у детей с РАС / задержка речи могут иметь в своей основе общий базовый дефицит обработки акустической информации в первичной слуховой коре.


14 марта 2019 года
Докладчик: Анастасия Лопухина. Центр языка и мозга.
Тема: Поверхностная обработка языка при чтении предложений у подростков и взрослых.



28 февраля 2019 года
Докладчик: Нина Ладинская. Центр языка и мозга.
Тема: Усвоение падежа в русском языке детьми-монолингвами и детьми-билингвами.


 

26 февраля 2019 года
ДокладчикиМария Худякова и Вардан Арутюнян. Центр языка и мозга
Тема:
 Экспериментальные исследования языка туюка.
Анонс: Сотрудники лаборатории рассказали о поездке в провинцию Ваупес к носителям языка туюка. Во время поездки были собраны записи рассказов для исследования трансфера эвиденциальности из туюка в испанский, а также собраны данные по проекту "Разрешение референции у говорящих на разных вариантах испанского языка".


21 февраля
2019 года
ДокладчикРулин Бастиаансе. Центр языка и мозга; Гронингенский университет.
Тема:
Картирование речи перед операциями с пробуждением.


7 февраля 2019 года
Докладчик Светлана Малютина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема:  
Доклад об исследовании нейрональных коррелятов аграмматизма (Cortical and structural-connectivity damage correlated with impaired syntactic processing in aphasia).
Анонс: Исследование было посвящено нейрональным коррелятам аграмматизма. В исследовании приняли участие 71 человек с постинсультной афазией, аграмматизм оценивался на основании теста Northwestern Assessment of Verbs and Sentences и клинической оценки спонтанной речи. По данным МРТ анализировалось, поражения каких зон и связей коррелировали с различными показателями аграмматизма (voxel-based & connectivity-based lesion-symptom mapping). У разных показателей аграмматизма были обнаружены разные нейрональные корреляты: морфосинтаксические нарушения порождения речи были связаны с поражениями левой нижней лобной извилины, а нарушения обработки аргументной структуры глагола и понимания предложений (в особенности неканонических) - с поражениями левой верхневисочной и угловой извилины, а также связей в составе вентрального "пути", соединяющего лобные и височные зоны. Таким образом, исследование показывает неоднородность поведенческих и нейрональных профилей пациентов, клинически классифицируемых как пациенты с "аграмматизмом".


31 января 2019 года
ДокладчикКсения Дмитриева
. Центр исследований мозга Трентского университета, Италия и Лейпцигский университет, Германия.
Тема: Прогнозирование траекторий усвоения родного языка младенцами по данным мозговых сетей в состоянии покоя.



24 января 2019 года
Докладчик
Кирилл Елин. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Морфологическая обработка у пожилых людей. Исследование на материале русского и немецкого языков.


1
7 января 2019 года
ДокладчикЕкатерина Ступина. Центр языка и мозга НИУ ВШЭ.
Тема: Усвоение рода и эффект превосходства изображения при изучении новых слов.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.