• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершилась 11-я летняя нейролингвистическая школа, проходившая 3-5 июля

В этом году школа на тему «Детская речь: механизмы развития, инструменты диагностики (лингвистический подход)» приняла более ста человек из России и из-за рубежа. В течение трёх дней участники школы слушали лекции и доклады от исследователей детской речи, обсуждали проекты, представленные на постерной сессии, и посещали мастер-классы по использованию стандартизированных тестов, разработанных в Центре языка и мозга («КОРАБЛИК», «КАРАСИК», «ЗАРЯ», адаптированные для русского языка версии тестов RAVLT-Ru и Color Trail Test). Школа была поддержана Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» .

За три дня участники школы успели ознакомиться с исследованиями детской речи и инструментами диагностики. Свои доклады представили ведущие исследователи в области речевого развития.

В первый день школы Ирина Секерина (Городской университет Нью-Йорка) и Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ) поделились взглядом на подходы к исследованиям детской речи, использующиеся в мировой науке и отечественной традиции. Про ранние этапы усвоения языка и то, как они предсказывают более поздние речевые навыки ребёнка, рассказала Анастасия Лопухина (Университет Ройял Холлоуэй, Эгам) . Из доклада Изабель Барьер (Университет Моллой, Нью Йорк) слушатели узнали об изучении влияния языковых факторов на билингвальное развитие детей. 

Выступление Вардана Арутюняна (Seattle Children’s) было посвящено нейрофизиологическим механизмам нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).


Участники второго дня школы посетили мастер-класс по использованию стандартизированного теста речевых навыков «КОРАБЛИК» и постерную сессию, где были представлены исследования, посвящённые разным темам: от метода оценки навыков чтения на татарском языке до генетических предикторов дислексии. Также во второй день были представлены несколько лекций.

Татьяна Котова (РАНХиГС) поделилась современными теориями речевого развития детей, а в докладе Алексея Котова (НИУ ВШЭ) рассматривался эффект называемости в онтогенезе и его связь с категоризацией объектов. Елизавета Гальперина (ИЭФБ РАН) подняла вопросы нейробиологических основ синтаксической и семантической обработки речи. О тесте «КОРАБЛИК», его структуре и применении в клинической и исследовательской практике рассказала Милитина Гомозова (НИУ ВШЭ) .


В заключительный день школы участники также посетили несколько лекций: Светлана Дорофеева (НИУ ВШЭ) представила доклад на тему дислексии и рассказала о её классификации, механизмах и экспериментальных исследованиях. Лекцию о специфических расстройствах развития речи представил Илья Смирнов (ГБУЗ «ЦПРиН ДЗМ») . Мария Дьячкова (НИУ ВШЭ) рассмотрела методы для оценки уровня речевого развития MLU и IPSyn и их применение к лонгитюдным данным, а Валерия Лелик (НИУ ВШЭ) поделилась оценкой морфологического разнообразия детской речи с помощью меры MSP. Об опыте применения диагностических инструментов «КОРАБЛИК» и «ЗАРЯ» в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками рассказала Елена Барыбина (МБДОУ детский сад №7 «Солнышко») . Также были представлены краткие устные доклады об обработке слов у опытных и начинающих читателей (Илья Самойлов, НИУ ВШЭ) , о синдроме  иностранного акцента при РАС (Анастасия Губаренко, Дарья Капитанова, НИУ ВШЭ) и о взаимосвязи математических навыков и пространственных языковых конструкций у детей с общим недоразвитием речи (Алёна Колесникова, НИУ ВШЭ) .


Летняя нейролингвистическая школа 2024 завершилась экскурсией по Центру языка и мозга и мастер-классом по использованию представленных стандартизированных тестов.


Организаторы благодарят всех слушателей, лекторов и докладчиков за участие в нашей школе и ждут снова в следующем году!


Оргкомитет Летней школы:Светлана Дорофеева,Татьяна Еремичева,Мария Дьячкова,Валерия Лелик,Наталья Логвинова,Дарья Мицюк.



Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-

15-2022-325).