• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Движение глаз при чтении у глухих и слабослышащих носителей русского жестового языка разного возраста

Чтение – важный когнитивный навык. Особенно большую роль он играет в жизни глухих и слабослышащих, так как именно с помощью чтения и письма они могут взаимодействовать с остальной частью населения. Глухие учатся читать иначе, чем слышащие, поскольку у первых нет доступа к звукам речи. Наиболее вероятно, что отсутствие доступа к звукам речи влияет на языковое развитие глухих, об этом говорят менее развитый навык чтения у этой части населения в сравнении с людьми без слуховых нарушений (Bélanger, 2015). Однако у глухих есть значимое преимущество в обработке визуальной информации: расширенное периферийное зрение позволяет им извлекать больше символов справа от текущей фиксации при чтении, чем слышащим (Bélanger, Slattery, 2012). 

Мы хотим изучить, в чем отличие процессов чтения у глухих и слышащих людей, чтобы в дальнейшем дать рекомендации для школ и учреждений, где обучаются глухие и слабослышащие. Возможно, найденные различия в параметрах чтения помогут составителям учебных программ усовершенствовать программы обучения глухих чтению.

Глухота может быть различной степени тяжести (от частичной потери слуха до глубокой глухоты). Люди с частичной потерей слуха имеют доступ к звукам речи и, вероятно, имеют более развитые навыки чтения, чем глухие. Чтобы проверить, помогает ли глухим при чтении знакомство со звуками речи и акустическим обликом слов, мы сравнили движения глаз у глухих и слабослышащих носителей русского жестового языка (РЖЯ) при чтении. 

Результаты эксперимента на чтение показали, что обе группы имеют сопоставимые навыки чтения. Однако глухие продемонстрировали некоторые параметры менее развитых навыков чтения (меньше правильных ответов на вопросы и более выраженное замедление на длинных словах). Также у обеих групп мы нашли предрасположенность к более эффективной обработке информации на зрительной периферии при чтении: глухие склонны эффективно обрабатывать длинные слова с помощью одной фиксации; слабослышащие ускорялись в чтении и перечитывании текущих слов с увеличением частотности следующих слов. 

Во втором исследовании мы анализировали данные движений глаз при чтении у детей начальных классов с нарушениями слуха. Мы сравнивали данные глухих детей с контрольной группой слышащих детей. На данный момент в нашей целевой группе глухих только 4 участника, все они родились в глухих семьях и с глубокой степенью глухоты. Маленькая выборка и ее особенности могли повлиять на результаты исследования, но в будущем мы планируем собрать больше данных.

Сравнение движений глаз показало, что дети с нарушениями слуха прибегают к тем же паттернам чтения, что и слышащие читатели. Благодаря более развитому периферийному зрению они показали более высокую вероятность пропуска слова во время чтения, положение первой саккады на слове оказалось ближе к центу слова (т. е. к оптимальной позиции), кроме этого, они реже фиксировались на слове более одного раза. Испытуемые с нарушениями слуха реже замедлялись на более длинных словах, чем слышащие участники, и читали быстрее. Однако правильность ответов на вопросы была немного ниже, чем у слышащих детей, но не настолько низкой, чтобы мы могли сказать, что они плохо понимают прочитанное.

Итак, мы нашли, что и глухие, и слабослышащие взрослые могут эффективно извлекать информацию на периферии при чтении. Обе группы показали сопоставимые паттерны чтения – это значит, что частичная или полная потеря слуха не оказывает значимого влияния на навыки чтения. Глухие дети показали, что действительно способны эффективно использовать периферийное зрение при чтении: они делают меньше фиксаций, быстро читают и хорошо понимают прочитанное.

В дальнейшем мы планируем продолжить изучение особенностей движений глаз при чтении у глухих и слабослышащих. Мы хотим собрать больше данных о глухих детях, а результаты глухих и слабослышащих взрослых мы сравнить с результатами слышащих.



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.