• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нейрональные основы грамматики языка

Для изучения нейрональных основ грамматики языка сотрудники центра с 2014 по 2016 год провели четыре крупных проекта.


Языковая норма и патология: континуум нейрональных репрезентаций (2014)

Мы показали, что здоровые люди и пациенты с расстройствами речи задействуют в обработке языка принципиально одни и те же нейронные механизмы. Несмотря на то, что речь пациентов имеет особенности, их механизмы понимания и порождения речи во многом схожи присущими здоровым людям. В нейровизуализационных экспериментах нам удалось показать, что неповрежденные отделы мозга, которые в норме реализуют речь, активны и у пациентов с повреждениями мозга и нарушениями речи. А те изменения в активации мозга, которые мы наблюдали, связаны с компенсаторной реорганизацией языка в мозге и объясняются индивидуальным профилем пациента.


Нейрональные основы грамматики языка: лингвистические и общекогнитивные компоненты (2014)

Мы изучили нейрональные механизмы, специфичные для грамматической обработки, и взаимосвязь обработки речи и нелингвистических когнитивных функций. В частности, мы разработали и внедрили парадигмы, которые локализуют активацию коры во время понимания предложений и определяют области мозга, без которых не обходится обработка видовременных глагольных форм в структурно сложных языках. Еще одна группа результатов указывает на взаимосвязь управляющих функций и языка. Мы показали, как здоровые люди и пациенты с афазией реализуют многоуровневые намерения и референцию (Laurinavichyute et al., 2014, Neuropsychologia) и как язык взаимодействует с рабочей памятью на функциональном уровне (Ivanova et al., 2015, Aphasiology).


Нейрональные основы грамматики языка: структурные и функциональные компоненты (2015)

Мы исследовали структурные и функциональные аспекты грамматической обработки. С точки зрения структурных отношений наши результаты показывают, что языковая обработка широко опирается на общую когнитивную обработку. С точки зрения функциональных отношений, мы установили, что когнитивные процессы тесно вовлечены в обработку языка. Мы изучили взаимодействие между языком и моторной системой, изучив вклад моторных стереотипов в обработку предложных и инструментальных конструкций в группах здоровых испытуемых и пациентов с повреждениями мозга. Пациенты с афазией, как и здоровые люди, продемонстрировали эффект фасилитации, когда синтаксическая конструкция отражала сенсомоторный стереотип, и заметное снижение правильности ответов и времени реакции, если предложение не совпадало с моторным стереотипом вне зависимости от порядка слов (Dragoy et al., 2016, Aphasiology).

Нейрональные основы грамматики языка: универсальные и языковые компоненты (2016)

В последнем проекте мы развили тему лингвистических механизмов обработки речи в связи с общекогнитивными, которые на нейрональном и психическом уровнях поддерживают языковую обработку. Особенно нас интересовала психологическая и нейрональная обработка глаголов, поскольку глагол является центром предложения и лежит в основе грамматической обработки. В серии нейровизуализационных экспериментов мы выделили широкий набор отделов коры, участвующих в обработке глаголов, который включает в себя лобные и височные регионы и островок.  Особенно заметная активация проявлялась, когда испытуемый обрабатывал абстрактные, а не конкретные глаголы (Malyutina et al., 2016, Journal of Neurolinguistics). Кроме этого, мы продемонстрировали, что когнитивные процессы, такие как рабочая память и ингибиция, тесно связаны с языковой обработкой у испытуемых с афазией - в частности, при небеглой афазии, когда пациент демонстрирует сниженную способность к одновременной обработке нескольких репрезентаций (Ivanova et al., in press, Aphasiology). Наконец, в еще одной серии экспериментов с применением диффузионно-тензорной трактографии мы выделили три главных нервных пути - дугообразный пучок, нижний лобно-затылочный пучок и продольный пучок, - которые вносят вклад в обработку речи на уровне предложений и отдельных слов. Наши результаты подчеркивают роль одновременно задействованных во множестве когнитивных процессов мозговых трактов для определении профиля нарушения. Кроме этого, впервые мы четко продемонстрировали что отдельные сегменты этих трех трактов в разной степени ассоциированы с порождением и пониманием речи при афазии (Ivanova et al., in press, Cortex). Эта серия исследований позволила увидеть и структурное, и функциональное пересечение вклада лингвистических и общекогнитивных механизмов в обработку языка на психическом и нейронном уровнях. Тем не менее, необходимо дальнейшее изучение общекогнитивных процессов, с целью уточнения механизмов понимания и порождения речи.

Функциональная активация мозга при обработке инструментальных/неинструментальных глаголов 
(Malyutina 
et al., 2016, Journal of Neurolinguistics)

 

Публикации

Ivanova M., Isaev D. Y., Dragoy O., Akinina Y., Petrushevsky, A. Fedina, O., Dronkers N. (In press).Diffusion-tensor imaging of major white matter tracts and their role in language processing in aphasia.  Cortex.

Ivanova M., Kuptsova S., Dronkers N. (In press).A comparison of two working memory tasks in aphasia.  Aphasiology .

Dragoy, O., Bergelson, M., Iskra, E., Laurinavichyute, A., Mannova, E., Skvortsov, A., & Statnikov, A. (2016).Comprehension of Reversible Constructions in Semantic Aphasia. Aphasiology, 30(1), 1-22.

Malyutina, S., Dragoy, O., Ivanova, M., Laurinavichyute, A., Petrushevsky, A., Meindl, T., Pöppel, E., & Gutyrchik, E. (2016).Fishing is not wrestling: Neural underpinnings of the verb instrumentality effect. Journal of Neurolinguistics, 40 , 37-54.

Ivanova M., Dragoy O., Kuptsova S., Ulicheva A., Laurinavichyute A. (2015).The contribution of working memory to language comprehension: Differential effect of aphasia type.  Aphasiology, 29(6) , 645-664.

Laurinavichyute, A.K., Ulicheva, A., Ivanova, M.V., Kuptsova, S.V., & Dragoy, O. (2014).Processing lexical ambiguity in sentential context: Eye-tracking data from brain-damaged and non-brain-damaged individuals. Neuropsychologia, 64 , 360-373.

 
Проект поддержан Центром фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и субсидией Правительства РФ в рамках реализации «Дорожной карты» Программы 5/100  Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (2014 - 2016). Руководители - Ольга Драгой и Нина Дронкерс

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.