• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сектор обзора у общественных наблюдателей на ЕГЭ должен стать шире

18 ноября ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в работе всероссийского форума «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году». Обсуждались вопросы совершенствования процедуры проведения единого государственного экзамена.

Несмотря на то, что в последние несколько лет удалось достичь общественного консенсуса по поводу ЕГЭ, — признано, что более удачной унифицированной процедуры, позволяющей оценивать знания абитуриентов, в России пока придумать не удалось, — проведение ЕГЭ в последние годы сопровождается скандалами. В интернете появляются задания накануне экзаменов, в пунктах проведения тестирования организаторы закрывают глаза на нарушения и помогают отдельным ученикам, при проверке части С экзаменаторы завышают баллы детям, с родителями которых есть договоренность, а остальным — занижают (это делается для того, чтобы региональная статистика не выделялась на общем фоне), процветает ЕГЭ-туризм (когда незадолго до экзамена дети переводятся в школу, где сдать его легче). Апофеозом конфузов при экзаменационной кампании 2013 года стал арест министра образования Карачаево-Черкесии, за взятку пообещавшего обеспечить нужные результаты ЕГЭ.

Конечно, как сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступая на форуме «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», «в целом в большинстве регионов экзамен проходит в соответствии с законодательством, а его результаты достоверны в подавляющем большинстве пунктов приема». Но после проблемной кампании 2013 года министерство объявило войну нарушителям правил ЕГЭ. Был отправлен в отставку руководитель Рособрнадзора Иван Муравьев, умудрившийся за все время работы не дать ни одного интервью и не появиться перед журналистами даже в разгар экзаменационных скандалов (за него отдувались сам министр и тогдашний заместитель министра Игорь Реморенко). На его место был назначен Сергей Кравцов, начинавший карьеру на государственной службе помощником Виктора Болотова — ныне научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, а в 2000-е годы первого заместителя министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора. Сергей Кравцов заявил, что ЕГЭ в 2014 году должен пройти честно и объективно, и это, пожалуй, главная задача, которую в ближайшие полгода предстоит решать его ведомству.

Институт общественных наблюдателей на ЕГЭ закреплен нормативно, апробирована технология их дистанционного обучения, есть немало примеров, когда наблюдатели пресекали нарушения и отстаивали права детей. Вопрос в том, как этот институт будет развиваться в дальнейшем.

С начала учебного года Минобрнауки и Рособрнадзор провели в Москве и в регионах серию мероприятий, посвященных предстоящим улучшениям ЕГЭ, в том числе в последний месяц — круглый стол в Госдуме и парламентские слушания в Совете Федерации. Форум, посвященный общественному наблюдению (в Общественной палате эту тему несколько лет ведет первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования Любовь Духанина), — звено той же цепи. И хотя многие участники форума признавали, что работу общественных наблюдателей на ЕГЭ пока нельзя назвать эффективной (например, в республике Дагестан наблюдателей в 2013 году было много, а честности в проведении экзамена — мало) и отдельные выступающие раскритиковали идею общественного наблюдения в целом, не стоит опускать руки. Институт общественных наблюдателей на ЕГЭ закреплен нормативно, апробирована технология их дистанционного обучения, есть немало примеров, когда наблюдатели пресекали нарушения и отстаивали права детей. Вопрос в том, как этот институт будет развиваться в дальнейшем.

Кто пойдет в наблюдатели? Ведь это общественная, неоплачиваемая работа, и мотивация человека — лишь забота об общем благе (недопустимы ситуации, когда наблюдатель идет в пункт приема, где экзамен сдает его родственник). Как рассказал Ярослав Кузьминов, сославшись на данные Фонда «Общественное мнение», добровольческое сообщество в России — узкая прослойка, волонтеры составляют около 3% населения, но среда, из которой они рекрутируются, представительна — о своем неравнодушии к тому, что происходит вокруг, заявляют 37% россиян. Именно эти люди — состоявшиеся в профессии, имеющие определенный доход и крепкий семейный тыл, больше доверяющие другим и чаще чувствующие себя счастливыми, — способны контролировать процедуру проведения ЕГЭ. Наблюдателями должны быть представители вузов (в том числе студенты), некоммерческих организаций, региональных общественных палат, СМИ и прочих структур.

Возможность открытого доступа к базам данных ЕГЭ должны получить ведущие аналитические центры, чтобы анализировать его результаты. Институт общественного наблюдения нужно распространить и на проведение олимпиад школьников, по результатам которых ведущие вузы получают до половины своего контингента. Необходимо дать наблюдателям больше прав, организовать их взаимодействие между собой и с общественными организациями.

Роль общественности в продвижении идеи ЕГЭ изначально была высока (в середине 2000-х Минобрнауки было готово от ЕГЭ отказаться, и лишь усилиями общественности удалось переубедить тогдашнего министра). И теперь, по мнению ректора ВШЭ, нужно закрепить право общественных наблюдателей присутствовать не только в классах в момент проведения экзамена, но и при распечатке конвертов с заданиями и при сканировании бланков. Возможность открытого доступа к базам данных ЕГЭ должны получить ведущие аналитические центры, чтобы анализировать его результаты. Институт общественного наблюдения нужно распространить и на проведение олимпиад школьников, по результатам которых ведущие вузы получают до половины своего контингента. Необходимо дать наблюдателям больше прав, организовать их взаимодействие между собой и с общественными организациями (общественными палатами в регионах, управляющими советами школ и прочими), сделать так, чтобы в наблюдатели записывалось больше сознательных граждан.

Но вся эта работа будет иметь смысл в комплексе с другими мерами. В их числе формирование индивидуальных КИМов случайным образом в последний момент перед экзаменом, отправка заданий части С на проверку в другой регион, сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ (если балл ЕГЭ менее 70, победа на олимпиаде при поступлении в вуз не засчитывается), исключение результатов ЕГЭ по школе из критериев оценки школы, а результатов ЕГЭ по региону — из критериев оценки эффективности губернаторов. Последнее, по мнению Ярослава Кузьминова, искажает работу региональных органов управления образования по проведению ЕГЭ: сохранение такой модели оценки губернаторов — «смешная ошибка власти».

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ


________________________________________________________

В СМИ по теме:

Ректор ВШЭ предложил раздавать задания ЕГЭ по принципу спортлото // РИА Новости, 18 ноября 2013

ЕГЭ добавляют честный выбор // КоммерсантЪ № 212, 19 ноября 2013

Не пускать ни родителя, ни фрилансера // Учительская газета № 48, 26 ноября 2013

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.