• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сектор обзора у общественных наблюдателей на ЕГЭ должен стать шире

18 ноября ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в работе всероссийского форума «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году». Обсуждались вопросы совершенствования процедуры проведения единого государственного экзамена.

Несмотря на то, что в последние несколько лет удалось достичь общественного консенсуса по поводу ЕГЭ, — признано, что более удачной унифицированной процедуры, позволяющей оценивать знания абитуриентов, в России пока придумать не удалось, — проведение ЕГЭ в последние годы сопровождается скандалами. В интернете появляются задания накануне экзаменов, в пунктах проведения тестирования организаторы закрывают глаза на нарушения и помогают отдельным ученикам, при проверке части С экзаменаторы завышают баллы детям, с родителями которых есть договоренность, а остальным — занижают (это делается для того, чтобы региональная статистика не выделялась на общем фоне), процветает ЕГЭ-туризм (когда незадолго до экзамена дети переводятся в школу, где сдать его легче). Апофеозом конфузов при экзаменационной кампании 2013 года стал арест министра образования Карачаево-Черкесии, за взятку пообещавшего обеспечить нужные результаты ЕГЭ.

Конечно, как сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступая на форуме «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», «в целом в большинстве регионов экзамен проходит в соответствии с законодательством, а его результаты достоверны в подавляющем большинстве пунктов приема». Но после проблемной кампании 2013 года министерство объявило войну нарушителям правил ЕГЭ. Был отправлен в отставку руководитель Рособрнадзора Иван Муравьев, умудрившийся за все время работы не дать ни одного интервью и не появиться перед журналистами даже в разгар экзаменационных скандалов (за него отдувались сам министр и тогдашний заместитель министра Игорь Реморенко). На его место был назначен Сергей Кравцов, начинавший карьеру на государственной службе помощником Виктора Болотова — ныне научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, а в 2000-е годы первого заместителя министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора. Сергей Кравцов заявил, что ЕГЭ в 2014 году должен пройти честно и объективно, и это, пожалуй, главная задача, которую в ближайшие полгода предстоит решать его ведомству.

Институт общественных наблюдателей на ЕГЭ закреплен нормативно, апробирована технология их дистанционного обучения, есть немало примеров, когда наблюдатели пресекали нарушения и отстаивали права детей. Вопрос в том, как этот институт будет развиваться в дальнейшем.

С начала учебного года Минобрнауки и Рособрнадзор провели в Москве и в регионах серию мероприятий, посвященных предстоящим улучшениям ЕГЭ, в том числе в последний месяц — круглый стол в Госдуме и парламентские слушания в Совете Федерации. Форум, посвященный общественному наблюдению (в Общественной палате эту тему несколько лет ведет первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования Любовь Духанина), — звено той же цепи. И хотя многие участники форума признавали, что работу общественных наблюдателей на ЕГЭ пока нельзя назвать эффективной (например, в республике Дагестан наблюдателей в 2013 году было много, а честности в проведении экзамена — мало) и отдельные выступающие раскритиковали идею общественного наблюдения в целом, не стоит опускать руки. Институт общественных наблюдателей на ЕГЭ закреплен нормативно, апробирована технология их дистанционного обучения, есть немало примеров, когда наблюдатели пресекали нарушения и отстаивали права детей. Вопрос в том, как этот институт будет развиваться в дальнейшем.

Кто пойдет в наблюдатели? Ведь это общественная, неоплачиваемая работа, и мотивация человека — лишь забота об общем благе (недопустимы ситуации, когда наблюдатель идет в пункт приема, где экзамен сдает его родственник). Как рассказал Ярослав Кузьминов, сославшись на данные Фонда «Общественное мнение», добровольческое сообщество в России — узкая прослойка, волонтеры составляют около 3% населения, но среда, из которой они рекрутируются, представительна — о своем неравнодушии к тому, что происходит вокруг, заявляют 37% россиян. Именно эти люди — состоявшиеся в профессии, имеющие определенный доход и крепкий семейный тыл, больше доверяющие другим и чаще чувствующие себя счастливыми, — способны контролировать процедуру проведения ЕГЭ. Наблюдателями должны быть представители вузов (в том числе студенты), некоммерческих организаций, региональных общественных палат, СМИ и прочих структур.

Возможность открытого доступа к базам данных ЕГЭ должны получить ведущие аналитические центры, чтобы анализировать его результаты. Институт общественного наблюдения нужно распространить и на проведение олимпиад школьников, по результатам которых ведущие вузы получают до половины своего контингента. Необходимо дать наблюдателям больше прав, организовать их взаимодействие между собой и с общественными организациями.

Роль общественности в продвижении идеи ЕГЭ изначально была высока (в середине 2000-х Минобрнауки было готово от ЕГЭ отказаться, и лишь усилиями общественности удалось переубедить тогдашнего министра). И теперь, по мнению ректора ВШЭ, нужно закрепить право общественных наблюдателей присутствовать не только в классах в момент проведения экзамена, но и при распечатке конвертов с заданиями и при сканировании бланков. Возможность открытого доступа к базам данных ЕГЭ должны получить ведущие аналитические центры, чтобы анализировать его результаты. Институт общественного наблюдения нужно распространить и на проведение олимпиад школьников, по результатам которых ведущие вузы получают до половины своего контингента. Необходимо дать наблюдателям больше прав, организовать их взаимодействие между собой и с общественными организациями (общественными палатами в регионах, управляющими советами школ и прочими), сделать так, чтобы в наблюдатели записывалось больше сознательных граждан.

Но вся эта работа будет иметь смысл в комплексе с другими мерами. В их числе формирование индивидуальных КИМов случайным образом в последний момент перед экзаменом, отправка заданий части С на проверку в другой регион, сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ (если балл ЕГЭ менее 70, победа на олимпиаде при поступлении в вуз не засчитывается), исключение результатов ЕГЭ по школе из критериев оценки школы, а результатов ЕГЭ по региону — из критериев оценки эффективности губернаторов. Последнее, по мнению Ярослава Кузьминова, искажает работу региональных органов управления образования по проведению ЕГЭ: сохранение такой модели оценки губернаторов — «смешная ошибка власти».

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ


________________________________________________________

В СМИ по теме:

Ректор ВШЭ предложил раздавать задания ЕГЭ по принципу спортлото // РИА Новости, 18 ноября 2013

ЕГЭ добавляют честный выбор // КоммерсантЪ № 212, 19 ноября 2013

Не пускать ни родителя, ни фрилансера // Учительская газета № 48, 26 ноября 2013

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.