• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже

2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.

Поводом стала публикация в газете «Коммерсант», где Ярослав Кузьминов предстал в образе противника олимпиад. Участники пресс-конференции разъяснили позицию представителей профессионального сообщества, считающих, что для получения льготы при поступлении в вуз победители олимпиад должны сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее чем на 70 баллов. Речь идет об олимпиадах, которые проводит Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). 

Лишь 10-15% победителей олимпиад учатся в вузах плохо

Как отметил Алексей Семенов, олимпиады школьников  традиция нашего общества: олимпиаду по математике впервые провели в 1930-е годы, и ее задачей было не обеспечить поступление в вуз, а заинтересовать, увлечь ребенка наукой еще с основной школы.

Идея сделать вузовские олимпиады альтернативой единому госэкзамену для неординарно мыслящих детей возникла в начале 2000-х годов  письмо тогдашнему президенту Владимиру Путину подписали ректор МГУ Виктор Садовничий, нобелевский лауреат Жорес Алферов и Ярослав Кузьминов. Их победители получили право поступать в вузы в обход ЕГЭ.

Однако очень скоро олимпиады РСОШ стали массовыми  по их результатам становятся студентами 16-17 тысяч человек ежегодно. У государства и общества возникло к ним недоверие: есть даже предложения вообще отменить льготы для победителей. Причины понятны: олимпиады менее формализованы, чем ЕГЭ, слишком многое здесь зависит от организаторов и проверяющих. По оценке Алексея Семенова, то, что олимпиады стали альтернативой ЕГЭ, подталкивало к коррупции: «можно туда заплатить, а можно сюда».

Однако говорить о масштабном бедствии не стоит: анализ показывает, что лишь 10-15% студентов, поступивших в вузы по результатам олимпиад, учатся плохо (такой же показатель — среди 100-балльников ЕГЭ). По мнению Ярослава Кузьминова, даже если бы олимпиады РСОШ проводились вдвое хуже, чем сейчас, от них отказываться нельзя, потому что тогда слишком многие дети упустят свой шанс. Вышка занимает второе место после МГУ по количеству зачисленных победителей олимпиад. В числе топ-20 вузов, где они учатся, — не только столичные университеты, но и вузы Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска. 

Если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит

Ключевая идея — сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается.

Ключевая идея  сопоставление результатов олимпиад с результатами ЕГЭ соответствующего профиля. Если результат ЕГЭ менее 70 баллов, олимпиада при поступлении в вуз не засчитывается. Предположительно, это коснется менее 10% победителей олимпиад. Мера необходима, чтобы доказать обществу: если кто-то «купил» результат олимпиады, в вуз он не поступит. Иван Ященко предлагает еще одну меру: если человек победил на двух олимпиадах, у которых разные организаторы, он поступает в любом случае, вне зависимости от ЕГЭ.

Чтобы гарантировать честность проведения олимпиад, нужен комплекс мер, который сделает их не менее защищенными, чем ЕГЭ, за реформирование которого Минобрнауки и Рособрнадзор в этом году, похоже, взялись всерьез. Например, на олимпиадах должно быть организовано видеонаблюдение и общественное наблюдение.

Нужно изменить структуру олимпиад — не ограничиваться состязаниями по предметам школьной программы, но расширять практику межпредметных предпрофильных олимпиад для будущих инженеров, врачей, геологов, психологов, агрономов и прочих. Организовать такие олимпиады сложнее, но их эффективность выше. 

ЕГЭ поможет победителям олимпиад удержаться в вузе

Анализ достижений школьников в Москве показывает, что обладатели 95-100 баллов ЕГЭ и победители олимпиад  разные люди. По мнению Ивана Ященко, главное на олимпиаде  красивые идеи, а мелкие ошибки не так влияют на результат, как на ЕГЭ. 100-балльники должны, прежде всего, обладать высоким уровнем мышления и уметь себя организовывать. А вот обладатели 70-75 баллов ЕГЭ и призеры олимпиад  люди одни и те же.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ  значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Если победитель олимпиады по математике не набрал 70 баллов на ЕГЭ — значит, ему был безразличен результат, поскольку льгота при поступлении и так гарантирована, или же его победа на олимпиаде была нечестной.

Анализ траекторий победителей олимпиад на младших курсах вуза показывает, что одна из ключевых проблем для них — самоорганизация, поэтому подготовка к ЕГЭ лишь поможет им ликвидировать этот пробел. Если человек победил на олимпиаде и плохо сдал ЕГЭ, его наверняка отчислят с первого курса, считает Иван Ященко. 

Нужно менять формат ЕГЭ и добиваться честности его проведения

Совершенствование механизма проведения олимпиад неотделимо от реформирования ЕГЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо, во-первых, создать открытый банк заданий ЕГЭ, из которого на экзамене для каждого ученика будет формироваться случайная выборка.

Во-вторых, процедура апелляции на ЕГЭ должна быть организована так, чтобы люди не боялись отстаивать свои права.

В-третьих, уже лет пять предлагается прекратить практику, когда результаты ЕГЭ по субъекту Федерации становятся одним из критериев оценки эффективности губернаторов.

Четвертая мера  сделать ЕГЭ двухуровневым. Первый уровень  это, условно говоря, части А и В, его сдают те, кто не собирается поступать в ведущие вузы и кому достаточно до 70 баллов по нынешней шкале. Второй уровень  те, кто хотел бы получить до 100 баллов и сдает часть С, самую трудоемкую. При этом вузы могли бы объявлять, что, например, на физфак нужно сдать русский язык на первом уровне, а математику и физику  на втором. Иначе, как заметил Иван Ященко, абитуриент математического факультета учит русский язык в ущерб математике.

Пятая мера  предоставить возможность сдавать ЕГЭ дважды, пусть даже второй раз за это нужно будет заплатить порядка 1,5 тыс. рублей, и засчитывать лучший результат.

Шестая мера  отправлять задания части С на проверку в другой регион, и в этом учебном году руководство Минобрнауки обещает это сделать.

Есть и другие меры, которые неоднократно обсуждались в последние несколько лет на различных площадках. 

Практика проведения дополнительных экзаменов не должна расширяться

В проекте приказа Минобрнауки России об утверждении порядка приема в вузы на 2014\2015 учебный год, который сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, пункт 22 гласит: «Организация высшего образования может включить в перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего общего образования следующие дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности». Наряду с направлениями и специальностями, где такие испытания обоснованы и понятны,  например, «Музыкально-театральное искусство» или «Журналистика», в списке появились «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Международные отношения», «Строительство», «Филология» и другие.

По мнению участников пресс-конференции, дополнительные испытания для тех, кто выбрал эти профессии, вряд ли имеют смысл. Непонятно, о каких именно экзаменах идет речь и что вузы собираются проверять с их помощью.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Олимпиада «Высшая лига» для студентов и выпускников: 76 профилей и онлайн-состязания

До 20 января включительно продлится регистрация на олимпиаду студентов и выпускников «Высшая лига», дипломанты которой получат льготы при поступлении в магистратуру НИУ ВШЭ. Участвовать в олимпиаде могут студенты бакалавриата и специалитета любых вузов, а также обладатели дипломов о высшем образовании с любым гражданством.

На что вы способны в Data Science: Вышка приглашает на IDAO 2020

До 15 января открыта регистрация на совместную олимпиаду факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ и компании Яндекс — International Data Analysis Olympiad. Одна из целей международной олимпиады по анализу данных — заинтересовать молодых разработчиков и аналитиков актуальными проблемами в Data Science.

«Источник исследовательских талантов»: Вышка открыла регистрацию на олимпиаду «Ступени»

До 15 декабря продлится регистрация на отборочный онлайн-этап исследовательской олимпиады для школьников «Ступени». Победители и призеры финального этапа получат дополнительные баллы при поступлении в Лицей НИУ ВШЭ и на ряд бакалаврских программ Вышки.

«Если хочется выучить русский язык, лучше заниматься с утра до ночи»

Как за два года заговорить на русском? Сложно ли привыкнуть к сибирским зимам? Может ли иностранец преподавать русский язык? Личным опытом поделился с новостной службой портала Андрес Куэльяр, студент магистерской программы «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур».

500 000

заявок подали российские студенты на олимпиаду «Я – профессионал», которая проводится уже третий год подряд.

58907

школьников зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду «Высшая проба» в этом учебном году. Представлены все 85 субъектов Федерации, включая Чукотский автономный округ.

Вышка начинает прием заявок на обучение от иностранных абитуриентов

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые хотели бы поступить в бакалавриат или магистратуру НИУ ВШЭ в 2020 году, уже сейчас могут подать онлайн-заявку на обучение в университете.

Российская магистратура ждет талантливых иностранных студентов

До 15 декабря продлится регистрация на международную олимпиаду Open Doors: Russian Scholarship Project, которая проводится уже в третий раз для иностранных абитуриентов, поступающих в магистратуру в России. Олимпиада состоит из двух онлайн-этапов. Первый, конкурс портфолио, продлится до 18 декабря.

Стартовала Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба»

Началась регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба», к участию в которой приглашаются ученики 7–11 классов. Менее чем за три дня зарегистрировалось почти 10 тысяч участников.

«Я – профессионал»: стартовал третий сезон олимпиады для студентов всей страны

Церемония открытия прошла в павильоне «Умный город» на ВДНХ. Призеры и победители прошлых лет, кураторы проекта и руководители компаний-партнеров пожелали удачи участникам и рассказали о нововведениях олимпиады.