• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страны с переходной экономикой отказываются от проведения реформ

12 декабря в ВШЭ прошла презентация доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Переходный процесс: остановка в пути». Объектом исследования ЕБРР стали страны — республики бывшего СССР и государства бывшего Восточного блока.

Представлявшие доклад заместитель главного экономиста, директор по исследованиям ЕБРР Джеромин Зеттельмайер и управляющий директор по внешнеэкономической деятельности ЕБРР Алан Руссо обратили внимание на связь между отсутствием прогресса в экономике и недостаточными реформами политических систем.

Экономические реформы в переходных государствах начали пробуксовывать с середины 2000-х годов, отметили аналитики банка. Правда, странам с более демократическими политическими системами удалось дальше других продвинуться на пути преобразований. Но и они после кризиса 2008-2009 годов стали отказываться от реформ, которые могли бы восстановить рост производительности труда и стимулировать рост экономики.

Повышение производительности труда имеет ключевое значение — именно этот фактор, по мнению экономистов ЕБРР, был главным драйвером роста для переходных экономик в 1990-е годы и в начале 2000-х. Проблема в том, что при сохранении нынешних политических моделей и институтов, рост производительности труда в ближайшее десятилетие не превысит 2-4 процента. В последующие десять лет этот показатель еще больше замедлится. Значит, замедлится или вообще прекратится процесс приближения постсоветских государств к уровню жизни развитых стран. Только государствам Центральной Европы и Балтии в ближайшие двадцать лет удастся достичь или превысить уровень в 60 процентов от среднего дохода на душу населения развитых стран, говорится в докладе ЕБРР.

Больше демократии — лучше экономика?

Для оживления экономического роста нужно дать новый импульс реформам. Важным стимулом, по версии авторов доклада, могла бы стать международная интеграция. Она способствует расширению торговых, финансовых связей и внедрению высоких международных стандартов в образовании и подготовке кадров.

Другое направление — развитие институтов и реформа политических систем. Исследователи выяснили, что, с одной стороны, уровень демократизации государства и его экономическое развитие — взаимозависимые категории: врочные экономические институты поддерживают демократию, а демократические перемены, в свою очередь, могут влиять на качество экономических институтов. Однако, с другой стороны, эта корреляция не идеальна, подчеркнул Джеромин Зеттельмайер: «Если сравнить между собой Белоруссию, Азербайджан или Казахстан, в которых одинаково невысоки уровни демократии, то мы увидим, что эти страны сильно различаются в том, что касается продвинутости рыночных реформ». Другой пример — Сербия, Латвия и Эстония. С точки зрения политических моделей, у них «полная демократия», но успех в проведении экономических реформ у них разный.

Еще одним исключением из этой модели являются страны с сырьевыми экономиками. Монополия на ресурсную ренту, как правило, избавляет государство от необходимости развивать экономические институты. «Есть идея о государствах-рантье, согласно которой страны, у которых есть природные ресурсы, такие как обширные пространства земли или нефть, менее склонны к демократии, поскольку люди, которые захватили контроль над этими ресурсами, не настроены на демократию», — говорит Алан Руссо.

О связи демократии и экономических реформ рассказал научный руководитель Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ, директор Института Харримана Колумбийского университета Тимоти Фрай, участвовавший в обсуждении доклада. «Мы забываем, что когда начались экономические реформы, многие люди думали, что взаимосвязь будет отрицательной, что для проведения реформ требуется более автократичное правительство, — отметил он. — Можно сказать, что это не так, есть корреляция в обратном направлении. Сложно определить ведут ли экономические реформы к демократии или демократия ведет к экономическим реформам». Есть разница внутри самих демократий — венгерская демократия отличается от польской демократии. Это важно помнить, когда мы рассматриваем отдельные кластеры.

Стабильность, как антипод реформ

Замедление российской сырьевой экономики серьезно осложняет проведение реформ, отметила директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. «В условиях, когда нарастают ресурсные ограничения, отсутствие движения в сторону улучшения институтов, по сути, ведет к их ухудшению, — говорит эксперт. — Когда элиты, пытаясь удержать контроль над сжимающимися ресурсами, основные усилия направляют не на реформирование, а на поддержание стабильности». В первую очередь это касается макроэкономики — речь о введении бюджетного правила, сохранении значительных резервов и контроле над инфляцией. Вдобавок стремление сохранить стабильность заставляет власти ограничивать бюджетные расходы и перераспределять их в пользу правоохранительных и силовых структур.

Исследователи выяснили, что, с одной стороны, уровень демократизации государства и его экономическое развитие — взаимозависимые категории: врочные экономические институты поддерживают демократию, а демократические перемены, в свою очередь, могут влиять на качество экономических институтов. Однако, с другой стороны, эта корреляция не идеальна.

Заведующий кафедрой теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Андрей Клименко согласен с тем, что демократизация способствует экономическому развитию. Вопрос в том, как понимать такой широкий феномен, как «демократизация». «Наверное, это предполагает уменьшение перераспределительных процессов в экономике, уменьшения доли государства», — рассуждает эксперт. Но перед российской экономикой стоят «огромные инфраструктурные проблемы» и проблема больших различий в уровне развития регионов. Решение этих проблем, по словам Клименко, требует создания крупных проектов и концентрации ресурсов. То есть активного участия государства. «Это другая точка зрения, которая, может быть, сейчас преобладает», — замечает эксперт.

Несколько странным выглядит расширение списка стран с переходной экономикой и включение в него государств, где, конечно, идут преобразования, но идут они вовсе не в сторону свободного рынка и демократии, отметил декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. «Очевидно, что в Центральной и Восточной Европе, в СНГ и в странах Северной Африки формируются совершенно разные типы общественно-экономических систем, — подчеркивает Александр Чепуренко. — Хотелось бы, чтобы после 20 с лишним лет системного транзита, накопленных данных мы переходили к каким-то типологиям». Ведь если мы имеем дело не с гомогенной группой стран и обществ, а с различными группами, то и рекомендации могут быть различными.

Презентация к докладу ЕБРР

Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Государство в экономике

Развитие отечественной экономики сдерживают низкая конкурентоспособность ее отраслей и структура, неадекватная международным трендам. Если это не изменить, среднегодовые темпы роста ВВП вряд ли превысят 1,8% при мировом показателе 3,5%. Обеспечить прорыв способно государственное регулирование рынка. О том, каким оно должно быть и что есть на самом деле, — в аналитическом докладе НИУ ВШЭ.

Отзыв на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год

Минфин РФ подготовил проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который будет использован при составлении федерального бюджета на эти годы. Эксперты ВШЭ подготовили отзыв на этот документ.

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.

Улучшение инвестиционной среды — реальный фактор решения текущих экономических задач

Тема рисков и вызовов, связанных с санкционными ограничениями в отношении России, очень важна для формирования ряда направлений экономической политики. Участники круглого стола, посвященного вопросам улучшения деловой среды как одного из способов реагирования на санкции, обменялись на XIX Апрельской конференции мнениями о том, как выйти на положительные темпы экономического роста в условиях внешнего давления.

Россияне богаче, чем три четверти населения Земли

Разница в доходах между богатыми и бедными странами составляет десятки раз, а почти все усилия международных структур помочь «беднякам» терпят неудачу. Об этом рассказал на лекции «Загадки экономического роста», которая состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ», младший научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Егор Малков.

Инвестиции в инфраструктуру поддержат экономику

Новыми драйверами роста российской экономики может стать строительство жилья, пространственное развитие территорий и инфраструктурные проекты, рассказал известный российский экономист, президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев на лекции «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?» в Банковском институте НИУ ВШЭ.

Инфляция съедает доходы россиян

Снижение доходов населения сопровождалось в сентябре ростом спроса на товары длительного пользования. Таким способом люди пытались спасать свои сбережения от инфляции. Надежда на экономический рост становится все более иллюзорной: важные макроэкономические показатели снижаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Что стимулирует стремительный экономический рост

В Институте анализа предприятий и рынков ВШЭ прошел семинар тематического цикла «Институциональные проблемы российской экономики», на котором состоялось обсуждение книги советника Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам Владимира Попова «Mixed Fortunes: An Economic History of China, Russia and the West».

Увеличение налогов мешает экономике расти

Планируемое в России повышение налогов может привести к замедлению темпов экономического роста и снижению конкурентоспособности российских предприятий, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе».

Как реализовать Стратегию развития Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский кампус ВШЭ выиграл тендер на государственный контракт «Разработка предложений по формированию и механизмам реализации экономической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Эксперты ВШЭ предложат пути реализации стратегии.