• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа как центр управления полетами

Известия Удмуртской Республики. 2004. № 173-174. 11 ноября

В то время как многие говорят о кризисе школьной системы образования, находятся такие учебные заведения, которые занимаются развитием образования. Они понимают, что образование начинает жить в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет программах, репетиторстве, и молодые люди перестают тратить свое время на сидение за партой. Одной из таких площадок в Ижевске, где разворачиваются новые образовательные формы, считается Гуманитарный лицей. И мы беседуем с его директором Михаилом Черемных.

В то время как многие говорят о кризисе школьной системы образования, находятся такие учебные заведения, которые занимаются развитием образования. Они понимают, что образование начинает жить в новых, более эффективных формах: кадровых программах, летних школах, тренингах, интернет программах, репетиторстве, и молодые люди перестают тратить свое время на сидение за партой. Одной из таких площадок в Ижевске, где разворачиваются новые образовательные формы, считается Гуманитарный лицей. И мы беседуем с его директором Михаилом Черемных.

- Михаил Петрович, на ваш взгляд, почему сейчас так много говорится о кризисе традиционной школы? Почему она не устраивает современных педагогов и учеников?
- Например, классно-урочная система становится неэффективной и даже неэтичной: учить всех одному и тому же, одинаково и одновременно - все равно что изо дня в день приходить в класс и упорно отвечать на вопросы, которых вам никто не задавал. Основная проблема школы в том, что ее устройство не предполагает ответственного действия ученика, не делает его учащимся. Ученик отлучен от смысла и цели своего образования, он не вправе определять, что учить, как, когда и с кем. Но ведь бесспорно, что образование будущего физика и будущей балерины должно быть разным. Вопрос не в том, должна ли балерина знать физику, а физик уметь танцевать. И то и другое, наверное, не помешает. Вопрос в том, что является базовым образованием для одного, а что для другого? Идея профильного обучения в старшей школе отчасти решает эту проблему. Но только отчасти, поскольку даже при переходе школ на профильное обучение не решается основной вопрос: кто должен определять, какое содержание обучения нужно, чтобы стать физиком, а какое, чтобы стать балериной.
- Кто же должен брать на себя ответственность за конструирование образования конкретного ученика?
- Сам ученик. И за образование, и за выбор учебных программ. По крайней мере учиться нести ответственность. Но учиться ответственности вне ситуации личного принятия решений, граничащего с риском совершить ошибку, невозможно. Современная школа должна учить молодого человека самостоятельно реализовывать свой потенциал и решать практические задачи в различных жизненных ситуациях: в сфере реального бизнеса, реальной политики, социокультурной сфере. Если же говорить о современных стандартах образованности, то это не усвоение знаний, а освоение способов деятельности, прежде всего, исследовательского и проектного. Традиционные для школы учебные предметы оказываются в учебном плане ученика только в связи с тем исследованием, с тем проектом, который реализуется учащимся в данный момент жизни.
- То есть школа должна перестать учить?
- Абсолютно точно. Современная школа должна перестать учить в традиционном смысле этого слова.
- Но чем же тогда, если не учебой, занимается ученик в этой школе?
- Проектированием своего образования. То есть практикой работы со своим будущим, практикой создания образа себя. При этом основная цель школьного образования - выработка личных социальных и профессиональных перспектив. Результатом образовательного проектирования становится индивидуальная образовательная программа учащегося, которая реализуется не столько в школе, сколько в образовательной сети - летних школах, тренингах, интернет программах. По сути, школа, ориентированная на такую работу с учащимися, начинает выстраиваться как "центр управления полетами".
- Что вы понимаете под проектированием?
- Проектирование - это идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть. Для учащихся это может быть социальный или культурный проект. Например, благотворительная акция, культурное событие в микрорайоне, издание сборника стихов, создание интернет сайта, выставка-продажа сувенирной продукции и так далее. Либо учащийся принимает решение, какие предметы школьной программы он может освоить проектным способом. То есть не тратить время на сидение за партой, а по договоренности с учителем разработать и реализовать проект в этой предметной области. Это может быть исторический, литературный, лингвистический, экологический, экономический проект. Главное, чтобы учитель был готов зачесть выполнение проекта как выполнение учебной программы по предмету.
- Ваш рассказ о новом видении современного образования можно рассматривать как руководство к действию педагогам из других школ?
- Это можно рассматривать как приглашение к сотрудничеству тех, кто заинтересован в модернизации существующего школьного образования. Насколько проект модернизации окажется эффективным, во многом зависит от воли и упорства директоров, от творческой энергии педагогов, готовых реализовать его в своей школе. Оценить успешность проекта можно будет по тому, как будет меняться отношение учащихся к своей школе: будет ли продолжаться процесс отчуждения старшеклассников от школьного обучения или школа станет для них действительным ресурсным центром образования. Мы же в Гуманитарном лицее такой проект реализуем, и у нас получается.