• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключ к доверию людей

Россiя. 2006. № 17. 18 мая

...Присутствовавший там же президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин даже выразил мнение, что тема криминального передела собственности должна прозвучать в числе главных в будущем Послании "не только в интересах государства, но и в интересах защиты частной собственности"...

С переменами начала 1990-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд.
Пожалуй, это стало одним из самых откровенных признаний, прозвучавших в недавнем Послании президента России к Федеральному собранию РФ. Отсюда отмеченный Путиным низкий уровень доверия общества к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. Ясно, что это прежде всего связано с успехами или неуспехами нашей экономической и социальной политики. И вероятно, не случайно глава государства с экономики и начал свое выступление, сдвинув ближе к концу даже вопросы оборонного характера. Что же, по мнению Путина, следует сделать, чтобы экономическая политика послужила восстановлению и укреплению доверительных отношений между теми, кто руководит государством, кто контролирует большую часть российского национального хозяйства, и обычными гражданами?
Одно из базовых условий, по словам президента, - сохранение достигнутой финансовой стабильности. В числе же факторов, делающих возможным (настрой Послания отнюдь не пессимистический!) выполнение поставленных перед экономикой задач, - улучшение основных макроэкономических показателей, обеспечение должного уровня экономической свободы, создание равных условий конкуренции, укрепление права собственности.
Мы знаем: в числе главнейших макроэкономических показателей - уровень инфляции. До сих пор, как известно, снизить его в должной мере правительству никак не удавалось. Наше Министерство финансов однозначно считает, что он обусловлен монетарными причинами, проще говоря, относительным избытком денег в обращении при недостаточном предложении товаров и услуг. С величиной инфляции связано решение проблем модернизации отраслей, их производящих, и инвестиционной привлекательности этих отраслей. Тем же обусловлен в значительной мере и размер ставок по кредиту. Все это завязано в тугой узел, и в Минфине прямо говорят: для изменения ситуации необходимо убрать из экономики избыточное количество денег.
Между тем президент говорил о вещах, которые, напротив, потребуют, как он сказал, "огромных денег". Это беспрецедентные решения, направленные на стимулирование деторождаемости в стране, намеченное и впредь повышение пенсий, улучшение жилищных условий военнослужащих... Но это также и повышение обороноспособности страны, сулящее не менее, а возможно, и более быстрое, чем в последние годы, увеличение военных расходов. Недаром же президент сравнил величины соответствующих разделов бюджетов ведущих держав с нашими, хотя и заметил, что у нас ответные меры будут асимметричными и более дешевыми.
Тем не менее министр финансов Алексей Кудрин, который очень сосредоточенно слушал выступление президента, не дрогнул и, когда заседание кончилось, сообщил журналистам, что деньги, необходимые для увеличения пособий на детей и помощи матерям - 30-40 млрд. рублей, - в бюджете найдутся. Можно думать, что инициативы президента, несмотря на закрытый характер подготовки Послания, для главного финансового ведомства страны не оказались сюрпризом и вряд ли затронут Стабилизационный фонд.
Кроме того, последние статистические данные как будто указывают на ослабление инфляционных тенденций. Цыплят, как говорится, будем считать по осени, но, возможно, благоприятные макроэкономические эффекты все же удастся увидеть.
С экономической свободой все еще обстоит неважно. В прошлогоднем Послании, например, президент уделил довольно много внимания налоговым проблемам. С тех пор решена одна - касательно налога на наследство. В нынешнем документе тема проскользнула только один раз, когда президент говорил об инновационной деятельности и заметил, что для ее финансирования надо сформировать благоприятные налоговые условия. Но в целом административные порядки в фискальной сфере все еще в значительной степени связывают руки деловым людям.
Равные условия конкуренции - также во многих случаях недостижимая мечта предпринимателей. На местах покровительство региональных и муниципальных чиновников зачастую остается решающим условием успешности бизнеса. Если говорить в целом, то слой конкурентоспособных производств сконцентрирован в очень узком секторе, преимущественно экспортно-сырьевом. Но это слабо сказывается внутри страны. Вообще настоящая, притом ведущаяся в должных этических рамках конкурентная борьба у нас еще довольно редкое явление, о чем можно судить даже по телевизионной рекламе - разве что пивовары стараются наперебой выставить свой продукт в наилучшем свете перед потребителем. Зато получил распространение такой грубый метод, как недружественное поглощение конкурирующих фирм. Об этом говорил - и резко говорил - еще в середине февраля на коллегии МВД премьер-министр Михаил Фрадков. Присутствовавший там же президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин даже выразил мнение, что тема криминального передела собственности должна прозвучать в числе главных в будущем Послании "не только в интересах государства, но и в интересах защиты частной собственности".
Что ж, она прозвучала, но в не явной форме. Однако, сказав об укреплении права собственности, президент, вероятно, имел в виду и это. Хотя есть и другие важные аспекты. Например, решение вопроса земельных отношений. В предпринимательских организациях говорят прямо: рынок земли до сих пор исполнительная власть не может ввести. Или не желает. Даже сейчас, когда было прямое указание продать землю владельцам недвижимости (зданий, сооружений, предприятий, которые они уже приобрели) по цене 2, 5% кадастровой, раздаются предложения, чтобы при смене целевого назначения взимать еще 80% кадастровой стоимости земли! То есть при переходе на новые технологии, при упорядочении бизнеса в городах, При вынесении производств из центров городов (и тем самым удешевлении или хотя бы стабилизации цен на жилье!) по сути предпринимается попытка остановить все эти процессы.
Конечно, не приходится сомневаться: конкретные указания главы государства, будут выполнены. К сожалению, с той же уверенностью нельзя говорить о задачах, поставленных в общей форме. Что вероятность их неисполнения существует, показывает и недавний доклад Контрольного управления президента, анализировавшего ход осуществления на практике тех идей и замечаний, которые содержались в предыдущем документе. В частности, мало что сдвинулось в деле совершенствования государственного бюрократического аппарата. Вероятно, отсюда вытекает и остальное.

[Графические материалы:
Качество бюрократии и экономический рост.
Данные Фонда "Институтэкономического анализа"
Материалы доступны в бумажной версии издания]