• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Несчастный случай с частной компанией

Бизнес. 2006. № 114. 27 июня

..."Это не более чем бизнес, конкурентная борьба. Ведь на определенном этапе Arcelor согласилась на предложение российской компании, но потом Mittal Steel выдвинула более выгодные условия и, естественно, те вынуждены были согласиться" , - считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков...

Российские власти очень бурно отреагировали на сообщение о том, что сделка по консолидации люксембургского концерна Arcelor и "Северстали" не состоится. По мнению отечественных политиков, российский капитал не хотят пускать на мировые рынки, применяя против отечественных предпринимателей политику двойных стандартов. Представители бизнес-сообщества не склонны к такого рода обобщениям: по их мнению, это просто бизнес.

"Пропагандистская кампания, которая развернута против слияния „Северстали" и Arcelor, говорит о том, что нас просто не хотят пускать на мировые рынки. Сверхусилия по недопущению этой сделки лишь подчеркивают тот факт, что наш бизнес вполне конкурентоспособен" , - говорит председатель Госдумы Борис Грызлов. "Все это выглядит подчас как клич "Русские идут!". И в этом смысле мне видится некий двойной стандарт. Начинаешь сомневаться в искренности, с которой ранее звучали пожелания о том, что хотелось бы видеть Россию с крепкой, прозрачной и понятной экономикой" , - добавил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко.
Хотя власти уверены в антирусской подоплеке расторжения сделки, аналитики придерживаются иного мнения. "Это не более чем бизнес, конкурентная борьба. Ведь на определенном этапе Arcelor согласилась на предложение российской компании, но потом Mittal Steel выдвинула более выгодные условия и, естественно, те вынуждены были согласиться" , - считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. "Это частный случай, который произошел с частной компанией. Акционеры Arcelor рассмотрели предложения сторон и решили, что объединение с Mittal Steel более выгодно" , - пояснил главный управляющий директор компании "Альфа-капитал" Валерий Петров. Предложение "Северстали" было, бесспорно, интересным, но там присутствовали и риски. "Не следует выносить на первое место страновые риски. Важнее то, что эта компания, как и большинство российских акционерных обществ, не так давно стала „прозрачной" , стала показывать отчетность по международным нормам" , - добавил Валерий Петров.
Случаев, когда российским компаниям не удавалось приобрести активы за рубежом, достаточно много (см. справку), однако больше других доставалось конечно ЛУКОЙЛу. В 2002 году правительство Польши отказалось продать им нефтеперерабатывающий завод Rafineria Gdanska, несмотря на то что ЛУКОЙЛ предлагал наиболее выгодные условия приобретения по сравнению с другими претендентами. В качестве официальной причины данного решения поляки назвали "небезупречную репутацию компании в сфере экологической безопасности". В 2004 году украинские власти отказались продать ЛУКОЙЛу контрольный пакет "Лукора" - одного из крупнейших нефтехимических предприятий страны. А казахи не захотели отдать российской нефтяной компании PetroKazakhstan. Дело дошло до международного суда в Стокгольме. Не отдали ЛУКОЙЛу и литовскую Mazeikiu Nafta. "В СНГ, Прибалтике и Польше экономические выгоды порой отступают перед политикой. Но есть и положительные моменты, например наши проекты в Болгарии, там ЛУКОЙЛ обеспечивает 9 % ВВП этой страны. Мы хотели бы участвовать в большем числе проектов, но иногда вынуждены отказываться от них из-за политических рисков" , - говорит начальник отдела по связям с инвесторами НК ЛУКОЙЛ Геннадий Красовский.
Примеров, когда российским предпринимателям не давали приобрести актив в западной Европе по неэкономическим мотивам, почти нет.
Едва ли не единственное исключение - история с Аркадием Гайдамаком, которому просто не дали купить французскую газету France Soir, хотя у него был экономически обоснованный консервативный план вывода данного издания из финансового кризиса.
Пример с „Северсталью" совсем иного рода: глава компании Алексей Мордашов просто сделал менее выгодное предложение. Это частный случай, и он никак не повлияет на экспансию российского бизнеса за рубежом. "Происходящие события (по сделке Arcelor - „Северсталь". - „Бизнес") не могут поставить под сомнение потенциал российского бизнеса, а российские предприятия и компании имеют очень хорошие перспективы на мировых рынках" , - считает Борис Грызлов. С ним согласны представители бизнес-сообщества. "Я рассматриваю сложившуюся ситуацию в чем-то даже как положительную. На русских смотрят как на серьезных конкурентов, как на новую нарастающую силу, и это поможет российским компаниям развиваться, воевать за свое место на рынке" , - добавил Геннадий Красовский. "Тот же „Газпром" сейчас вполне успешно приобретает в Шотландии сбытовые сети, и никто ему в этом не мешает" , - отметил Евгений Гавриленков.