• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С кем лучше дружить Компаниям следует искать покровителей среди крупных чиновников

Ведомости. 2006. № 125. 11 июля

...Сейчас власть сосредоточена в руках президента и его администрации, отмечает первый вице-президент "Ренессанс Капитала" Игорь Юргенс. "Это усложняет процесс, создает дополнительные риски, но гарантия исполнения решений резко возросла" , - говорит он...

Чтобы защитить свои интересы, бизнесу лучше искать друзей среди высокопоставленных чиновников, чем тратить деньги на публичные акции, уверены политические консультанты, авторы доклада "Рынок лоббизма в России в первой половине 2006 г. ". Правда, как изменится расклад сил после 2008 г. , неизвестно, поэтому не стоит забывать и об инвестициях в политику - особенно в депутатов.

Технологии лоббирования нужных бизнесу решений в органах власти в последние годы серьезно изменились, отмечается в докладе Центра коммуникативных технологий "Ргопаганда" и Международного института политической экспертизы. Лоббистский рынок авторы доклада изучали на основе результатов экспертного опроса специалистов по отношениям с госорганами (GR). Теневые процедуры влияния бизнес теперь предпочитает публичным, из-за того что возможности воздействия на работу органов власти через выборы, в ходе парламентской борьбы, через публичные акции и информационные кампании сократились. "В пользу непубличных методов перераспределяются и бюджеты, и временные ресурсы" , - говорит соавтор доклада, директор департамента "Рrопаганды" Михаил Виноградов.
Но не за любыми закрытыми дверями компании могут решить свои проблемы: круг лиц, принимающих ключевые решения, сузился, говорится в докладе. К нему относится президент, руководство его администрации, председатель правительства, два вице-премьера - кандидата в "преемники" , ключевые министры плюс около трех десятков депутатов -руководителей фракций и комитетов. Неплохо еще иметь связи в прокуратуре. Но деятельность высшего руководства страны ограничивается 2008 г. , а политические перспективы неопределенны, поэтому бизнес предпочитает занимать выжидательную позицию. "Сегодня основная цель не приобрести, а удержать [позиции]" , - пишут авторы. Поэтому сейчас эффективно вкладывать в личный и корпоративный имидж, а также присоединиться к публичной риторике власти - к примеру, использовать тему нацпроектов или России как энергетической сверхдержавы.
Именно из-за туманности раскладов сил после 2008 г. бизнес вновь оценил выгоды от участия в политике, продолжает другой соавтор, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Но не каждый мандат дает бизнесу гарантии удержания позиций. По мнению опрошенных экспертов, выгоднее всего для компании направить своего представителя в Думу. Это даст избраннику неприкосновенность, а в Думе следующего созыва, возможно, будет более конкурентная среда и появятся новые возможности для лоббизма. Инвестирование в депутатов региональных парламентов тоже выгодно, потому что они не утратят полномочий после 2008 г. Вложения в сенаторов все менее привлекательны, поскольку облегчается процедура их отзыва, может измениться и система делегирования кандидатов в верхнюю палату парламента.
Сейчас власть сосредоточена в руках президента и его администрации, отмечает первый вице-президент "Ренессанс Капитала" Игорь Юргенс. "Это усложняет процесс, создает дополнительные риски, но гарантия исполнения решений резко возросла" , - говорит он. Бизнес-структуры не могут, как прежде, сотрудничать с депутатами: даже депутатские запросы проходят утверждение фракцией, так что работать нужно с их лидерами, присоединяется сотрудник одной из крупных российских компаний. Раньше признаком профессионализма специалиста по GR была толстая записная книжка с телефонами чиновников всех регионов, а сейчас - историческая близость к элите, рассуждает источник, близкий к одному из губернаторов: "GR становится первобытным и по-восточному кумовским". Если хочешь чего-то добиться, надо сидеть тихо и не высовываться, рекомендует он. "У нас одна партия - "Единая Россия" , именно поэтому весь бизнес сейчас прямо или косвенно инвестирует в нее, но не с расчетом на быструю отдачу, а на всякий случай" , - говорит сотрудник крупной компании. Например, в Фонд поддержки олимпийцев компании ежегодно отчисляют по 13 млн без каких-либо гарантий преференций или отсутствия неприятностей.