• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С крыши на фундамент Глава РСПП Александр Шохин изложил свою версию контроля за безопасностью зданий

Российская газета. 2006. № 265. 24 ноября

...Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором предлагает "перевернуть" ситуацию "с крыши на фундамент" и разработать технический регламент, который предусматривает контроль на всем жизненном цикле объекта - от инженерных изысканий, проектирования и возведения до утилизации...

Через четыре года строительство домов, мостов и прочих объектов может окончательно остаться без четких "правил игры". Как предусматривает Закон "О техническом регулировании", прежние обязательные требования утратят свою силу. Всем в отрасли будет управлять строительный технический регламент, который определяет правила безопасности лишь на стадии эксплуатации уже построенного здания.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором предлагает "перевернуть" ситуацию "с крыши на фундамент" и разработать технический регламент, который предусматривает контроль на всем жизненном цикле объекта - от инженерных изысканий, проектирования и возведения до утилизации.
Ситуация, что называется, перезрела. Уже сейчас, во время переходного периода, до введения технического регламента, отчетливо видны будущие проблемы. Только за 2005-2006 годы в России обрушилось более 37 объектов капитального строительства, в их числе - Трансвааль-парк и Басманный рынок в Москве. Одной из главных причин этих аварий, считают эксперты РСПП, стало то, что сегодня "размыт" контроль по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и мостов, а нормы, которые должны соблюдать строители, находятся вне правового поля.
Напомним, что Закон "О техническом регулировании" был принят четыре года назад. И к 2010 году все требования по безопасности продукции должны быть закреплены в общих и специальных технических регламентах, а прежние
ГОСТы и СНИПы остаются обязательными только в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды и т.п. Однако провести четкую грань и определить обязательность соблюдения отдельных положений ГОСТов и СНИПов сложно. Например, бетонные или арматурные работы не влияют напрямую на жизнь и здоровье граждан. В то же время от их качества зависит безопасность будущих построек. Кроме того, законом запрещено вносить изменения в "старые" документы. Между тем стройкомплекс переживает настоящий бум - строители используют новые современные технологии и материалы, например, те же стеклопакеты, возводятся уникальные дома и гигантские многоэтажки, а никакой документации по этим новациям нет, пояснил вчера корреспонденту "РГ" замруководителя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. И получилось так, что фактически все эти новшества "вне закона".
Шохин пишет о трех неотложных мерах. О первой мы уже сказали - ввести контроль на всем жизненном цикле здания. Во-вторых, считает глава РСПП, необходимо определить орган исполнительной власти, непосредственно подчиненный правительству, который будет отвечать за реализацию системы технического регулирования в строительстве. В- третьих, внести поправки в Закон "О техническом регулировании". Первым делом сделать более конкретным само название строительного технического регламента, переименовав его в технический регламент "О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий". Кроме того, предусмотреть в законе необходимость использования в строительстве строительных норм, и правил, утверждаемых правительством или по его поручению федеральным органом исполнительной власти. И предоставить возможность вносить изменения в действующие нормативные документы в течение переходного периода.
СНИПы, своды правил и национальные стандарты в области строительства могут стать дополнением к регламенту, и их список должен приниматься постановлениями правительства, чтобы была возможность быстро вносить в них изменения, поясняет Лоцманов. А вот прописывать все строительные "тонкости" в техрегламенте, который имеет статус федерального закона, нереально и нецелесообразно. По опыту европейских стран, СНИПы должны стать добровольными документами по стандартизации. Это означает, что строители вправе выбрать, чем им пользоваться - российскими документами либо их зарубежными или международными аналогами.
Кстати, как сказали вчера корреспонденту "РГ" в приватной беседе сотрудники Ростехнадзора, идеи РСПП вполне достойны обсуждения. Сейчас застройщики получают разрешения на строительство на основании представленных проектов, а в дальнейшем Ростехнадзор контролирует, как он соблюдается при строительстве. И потому требования к безопасности проекта, строительным работам имеет смысл "забить" и в проект техрегламента. РСПП уже проводит консультации по своим предложениям с минпромэнерго и минрегионразвития, и там готовы прислушаться к мнению предпринимателей.