• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Имитация диалога

Профиль. 2006. № 47. 18 декабря

...Как говорит президент РСПП Александр Шохин, "бизнес-организации у нас такого клубного характера, что многие рассуждают так: если есть деньги на взносы, почему не быть членом во всех сразу, ходить встречаться с интересными людьми... "...
..."Все раскланиваются, но со стороны бизнеса царит недоверие, а со стороны власти - разочарование" , - отмечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин...

Новейшая история отношений государства и бизнеса в России драматична. Активные боевые действия уже прекращены, но до взаимной любви далеко. Чем живут современные бизнес-организации? Что они думают о власти и друг о друге? Исследование "Профиля".

На прошлой неделе Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) отметил 15-летний юбилей проведением выставки "Покупайте российское". Общественная организация "Деловая Россия" , которой в этом месяце исполнилось пять лет, вообще не празднует. Народ у нас "деловых" не любит, власть к бизнесу относится неровно, так что привлекать лишнее внимание вроде бы ни к чему.
В то же время бизнес-союзы сегодня - одни из немногих действующих институтов гражданского общества.

Больше союзов, хороших и разных
У российского предпринимателя, желающего защищать свои интересы при помощи специально обученной структуры, довольно широкий выбор. В зависимости от размера своего бизнеса он может вступить либо в РСПП, если считает себя "крупняком" , либо в "Деловую Россию" , если причисляет себя к среднему бизнесу. "Малышей" с радостью примут в организации ОПОРА. Впрочем, это деление в значительной степени условно: в РСПП не все олигархи, а в ОПОРЕ - не сплошь малый бизнес. А в последнее время стало модным состоять сразу в двух организациях. Как говорит президент РСПП Александр Шохин, "бизнес-организации у нас такого клубного характера, что многие рассуждают так: если есть деньги на взносы, почему не быть членом во всех сразу, ходить встречаться с интересными людьми... ".
Есть и огромное количество отраслевых союзов, многие предприниматели вступают еще и в цеховые организации. "Мы, банкиры, приходим к пониманию того, что без взаимодействия с промышленниками ни своих задач не решим, ни рыночную экономику не построим" , - говорит председатель совета Ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев, занимающий по совместительству пост первого вице-президента РСПП. К слову сказать, многие крупные банки состоят членами одновременно и организации Мурычева, и Ассоциации российских банков. На всякий случай.
Но две ассоциации в отрасли - это, скорее, уникум. У предприятий алкогольной промышленности более 100 отраслевых союзов. Во многих отраслях чуть ли не каждое крупное предприятие создает собственную ассоциацию и лоббирует личные интересы, прикрываясь заботой об отрасли. Именно из-за неспособности договориться отраслевые союзы не могут стать серьезной общественной силой. Впрочем, как считает зампредседателя "Деловой России" Алена Николаева, будущее именно за ними. В разговоре предпринимателя с министрами аргумент "за моей спиной 75 % рынка" пока еще что-то значит.
Особняком среди деловых объединений стоит Торгово-промышленная палата (ТПП), выполняющая функции инфраструктурного характера: арбитраж, организацию выставочной деятельности, работу с иностранными компаниями. Впрочем, как отмечает вице-президент РСПП Игорь Юргенс, главный и мощнейший ресурс ТПП - авторитет и интеллект ее руководителя академика Евгения Примакова.

Борьба за клиента
Несмотря на кажущееся разнообразие, бизнес-организации заняты решением одних и тех же задач, а поскольку общественно активная часть предпринимательского сообщества крайне незначительна (по оценкам экспертов, в разного рода союзах состоит менее 10 % предпринимателей), между объединениями идет жесткая конкурентная борьба за клиента. "Пересечений по клиентской базе очень много, - признает Александр Шохин. - Нет четкой разделительной линии между РСПП и "Деловой Россией" по таким критериям: одни ориентированы на экспорт, другие на внутренний рынок, одни - на сырье, другие - на переработку, одни - с сомнительным происхождением бизнеса, другие - белые и пушистые. Если сравнить списки членов организаций, разница не очевидна. Но нам необходимо по ряду пунктов сближать позиции. Конечно, труднее бороться за членскую базу, если будем занимать схожие позиции. Однако по мне важнее убедить власть в учете интересов бизнеса в целом".
У вице-президента ОПОРЫ Владислава Корочкина иное мнение: "За членскую базу конкурировать не приходится, это капля в море. Чем перетягивать друг у друга людей, лучше вовлекать новых".

Пакет премиум
В зависимости от деловой организации и характера участия в бизнес-союзе членские взносы клиентов могут варьироваться от десятков тысяч рублей до сотен тысяч долларов (для Бюро РСПП).
В обмен на это бизнес-союзы предоставляют своим клиентам трехуровневую защиту. Задачу первого, так сказать, низшего уровня можно назвать модным словом "медиация". История любой организации полна примеров того, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем и как они помирились благодаря посредничеству бизнес-союза. Есть даже специальный орган - комиссия по корпоративной этике при РСПП, куда могут обращаться члены всех трех объединений. Впрочем, в последние годы о деятельности комиссии слышно крайне мало.
Задача второго уровня - обеспечение взаимодействия с властями, начиная с участия в рабочих группах по разработке какого-нибудь законопроекта и заканчивая встречами с президентом страны. Раньше это было прерогативой исключительно крупных бизнесменов, теперь же действует квотный принцип участия в общении с первым лицом. Впрочем, и размер квоты, и пофамильный состав участников, и повестку встреч определяет принимающая сторона - администрация президента.
В пакет услуг входит представление интересов членов организации на Совете по конкурентоспособности при правительстве, а также на различных экономических конференциях, в ходе которых иногда удается переговорить с нужным министром совершенно бесплатно (потому что распространена практика, согласно которой такие встречи в иной обстановке организуются приближенными к министру людьми за большие деньги). Члены делового объединения могут претендовать на рабочую встречу с членами кабинета министров. Поистине ювелирная работа - взаимодействие с администрацией президента.
Однако высшим пилотажем считается участие в формировании государственной политики. Правда, в последние годы бизнесмены вкладывают в это понятие совсем иной смысл, чем 10 назад.

Боевое прошлое
Новейшая история взаимоотношений бизнеса и власти началась летом 2000 года, когда Владимир Путин знаменитыми словами о равноудалении прекратил практику самостоятельных хождений в Кремль крупных предпринимателей. И все они дружными рядами отправились в РСПП, до того служивший пристанищем "красных директоров". С чьей-то легкой руки РСПП получил второе, почти официальное название - "профсоюз олигархов". Бизнесменам шутка пришлась по душе. Они чувствовали себя хозяевами жизни, имели собственное мнение по всем вопросам и вызывали "к себе" членов правительства, чтобы переговорить, например, про закон о банкротстве. Через три года, после дела ЮКОСа, члены РСПП умоляли журналистов: "Не надо называть нас олигархами, у этого слова такой негативный оттенок".
"Нас часто упрекают в том, что мы мало защищали Ходорковского, - говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс, про которого ходят слухи, что он не стал президентом РСПП как раз из-за того, что имел слишком выраженную позицию по делу ЮКОСа. - Но неужели вы думаете, если бы кто-то выступил более решительно, что-нибудь изменилось бы? Тем, кто рвался в бой, четко показали, по каким линиям пройдутся. И никто не уехал, все продолжают работать, однако понимают, что есть ограничители".
Перепуганные олигархи не стали провоцировать конфронтацию с властью. Ключевой бизнес-идеей 2003-2004 годов стала социальная ответственность, понимаемая как расплата (в буквальном смысле этого слова) за первородный грех приватизации. При отсутствии внятной социальной политики государства идея соцответственности бизнеса быстро выродилась в систему откатов и оброков, когда предприниматели в приказном порядке скидываются в разного рода благотворительные фонды, организованные под крылом федеральных и местных чиновников, или по их "просьбе" строят дороги и прочие сооружения.

Взяли "на слабо"
РСПП давно не устраивал власти: целевой аудиторией были "красные директора" и заносчивые олигархи. В 2001 году знаменитый умением проводить сложные комбинации замглавы администрации президента Владислав Сурков придумал объединения средних и малых бизнесменов - "Деловую Россию" и ОПОРУ.
Предпринимательница Алена Николаева стала одной из тех, кому пришлось воплощать эту идею в жизнь. "На одном совещании с высокими чиновниками я вышла и сказала: мы не предложили власти никаких цивилизованных инструментов взаимодействия, поэтому сами виноваты в том, что к нам относятся без уважения, - вспоминает Николаева. - После этого совещания меня пригласили в администрацию президента и предложили поработать. Я пыталась отказаться, но в ответ услышала: так, значит, это одни слова? Взяли, как говорится, "на слабо".
Параллельно на Старой площади появился глава компании "Май" , депутат Игорь Лисиненко с идеей создать в Госдуме межфракционное объединение среднего бизнеса. Это был как раз тот случай, когда человек оказался в нужное время в нужном месте. Сурков предложил ему не ограничиваться Госдумой, а действовать в масштабах всей страны. Протесты РСПП, желавшего сохранить монополию на выражение интересов бизнес-сообщества, Кремль проигнорировал.
Занять свою нишу "Деловой России" удалось не сразу. Средний бизнес, интересы которого она должна была представлять, уже растекся между ОПОРОЙ и РСПП. Через полтора года Лисиненко ушел, а руководство компанией приняли на себя Борис Титов, Сергей Генералов, Валерий Фадеев, Евгений Юрьев и Владимир Головнев. Сейчас "Деловая Россия" занимает активную позицию и гордится тем, что ее члены не имеют такого сомнительного прошлого, как олигархи.
Между тем дела у ОПОРЫ и "Деловой России" шли неважно: бизнес совершенно не стремился объединяться под их крылом. Олигархи же окончательно вышли из политической моды, и диалог крупного бизнеса с властью, как тогда шутили, перешел в монолог, в котором РСПП занял роль покорного слушателя. В январе 2004 года глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин (как говорили, с подачи кремлевской администрации) выступил с идеей слить три организации в одну. Из объединения ничего не вышло. С большими техническими сложностями был создан Координационный союз предпринимательских сообществ (КСПС).
Объединению воспротивился бывший тогда главой РСПП Аркадий Вольский (в президентской администрации про него говорят, что он "мог назвать дураком кого угодно"). "Вольский добился того, что процесс слияния притормозили, и дело ограничилось созданием Координационного совета, - рассказывает руководитель Центра Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - Но сейчас, после кончины Вольского, РСПП защищать некому, и идея глобального бизнес-союза может снова всплыть".Александр Шохин, возглавивший тогда КСПС, настроен достаточно скептически: "КСПС - мое детище, поэтому я имею право сказать, что пока дело не ладится. Вот собрались мы на последнее заседание и ничего не обсудили конкретного. Нам нужна позиция по актуальной повестке дня. Прямо сейчас, в декабре, может быть принят закон о налоговой амнистии. Может быть принят закон о выкупе земель под промышленными предприятиями, имеющий самое непосредственное отношение и к налоговому бремени. Идет процесс по переводу холдингов из офшоров в Россию, что невозможно сделать без налоговых послаблений. И эти законопроекты могут быть приняты в любой момент, а консолидированной позиции бизнеса по ним нет. Вместо этого мы делаем хитом конца года замену НДС налогом с продаж, хотя данный вопрос терпит до следующего года: еще нет всех расчетов и обоснований, а тем более проекта закона".
По мнению главы РСПП, сейчас очень важный момент: если Союз не займет устойчивую нишу в диалоге с властью, не будет активным участником процесса формирования среды обитания бизнеса, то с ним просто не будут считаться".

По партийной линии
Возможно, подходящий момент уже упущен. "Равных отношений между бизнесом и властью не получилось, - считает Игорь Юргенс. - Есть конструкция отношений младшего партнера (бизнеса) к старшему партнеру (власти). И здесь есть вина и власти, и самих предпринимателей, не сумевших вовремя отстоять свои интересы. Однако примитивно думать, будто крупный бизнес совсем лишили голоса. Шохин может, как прежде Вольский, снять трубку АТС-1, позвонить на Старую площадь и договориться о встрече. Никто ему не откажет.Тем более есть просьбы и в обратном направлении". Продуктивному взаимодействию РСПП с госорганами способствует членство Александра Шохина в "Единой России". Нельзя говорить, что он проводит в РСПП "партийную линию" , но лояльность к власти со стороны Союза обеспечена. "Деловая Россия" и ОПОРА даже не скрывают своей близостью к власти. АДР даже готовится заключить электоральное соглашение с "Единой Россией".
С точки зрения экспертов, существующая в России система бизнес-объединений не может претендовать на роль выразителя интересов отечественного предпринимательства. "Основные деловые объединения - креатуры Кремля, аффилированные с "Единой Россией". Ни у "Деловой России" , ни у ОПОРЫ нет значительного членства, а официальное соглашение о сотрудничестве с партией власти не позволяет им выступать объективными выразителями интересов всего бизнеса, - рассуждает Евгений Еонтмахер. - РСПП же сегодня, по сути, церемониальная организация. Если в ней ничего не изменится, то у нее нет будущего как у выразителя интересов бизнес-сообщества. Поэтому реального диалога между бизнесом и властью нет, вернее, он носит "имитационный характер".
"Все раскланиваются, но со стороны бизнеса царит недоверие, а со стороны власти - разочарование" , - отмечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Коллективизм не в моде
Основная масса предпринимателей, судя по существующим оценкам членства в бизнес-объединениях, относится к ним скептически. Участие в бизнес-союзе рассматривается скорее как вопрос престижа, чем как инструмент решения реальных проблем. "Я в бизнес-организациях не состою, но опыт такой имел и знаю, что подобные организации малоэффективны, - заявил "Профилю" Богдан Андрейчик, замдиректора группы компаний "Руссо-БАЛТ". - Целями их создания, по идее, должны быть улучшение условий функционирования бизнеса, лоббирование законодательств и создание преимуществ для предпринимателей. Однако реалии таковы, что все эти вопросы эффективнее решать конфиденциально. Чиновники предпочитают разбираться с каждым субъектом индивидуально, потому что для них это по понятным причинам и интереснее, и безопаснее".