• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большой бизнес в Кремле Владимир Путин встретился с предпринимателями

Российская газета. 2007. № 25. 7 февраля

...Глава РСПП Александр Шохин привел в Кремль 23 крупных предпринимателя. "Тяжеловесы" не спеша занимали места за круглым столом в Екатерининском зале Кремля в ожидании Владимира Путина. В кулуарах многим из них было о чем поговорить и с помощником президента Игорем Шуваловым, и с заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым...

Вчерашняя встреча президента с российскими промышленниками и предпринимателями прошла по-крупному.

Не потому, что на кону были большие ставки, хотя тема, которую обсуждал "профсоюз олигархов" с президентом, была поистине масштабной — как российской экономике слезть с нефтяной иглы. А потому, что в Кремль пригласили исключительно крупный бизнес. Средний — "Деловая Россия" — и малый — "Опора России", а также банковские ассоциации в этот раз просили не беспокоиться.
Подобный расклад сил был предсказуем заранее. Ведь именно Российский союз промышленников и предпринимателей сегодня отмечает круглую дату — 15-летие создания своей организации. В такой ситуации отказать профсоюзу олигархов во встрече президент не смог.
Глава РСПП Александр Шохин привел в Кремль 23 крупных предпринимателя. "Тяжеловесы" не спеша занимали места за круглым столом в Екатерининском зале Кремля в ожидании Владимира Путина. В кулуарах многим из них было о чем поговорить и с помощником президента Игорем Шуваловым, и с заместителем руководителя администрации президента Владиславом Сурковым.
Когда же все места за столом были заняты, оказалось, что олигархи поступили ровно так, как когда-то сказал Борис Ельцин: не так сели. Фамилии на табличках явно не совпадали с персонами, которых, благодаря разным заслугам, знает вся страна. Но пересаживаться уже никто не стал.
Вошедший в зал Владимир Путин после короткой поздравительной речи сразу же перешел к делу. Тема нынешней встречи по большому счету напоминала ту, которая была два года назад. Тогда обсуждались вопросы либерализации системы возврата налога на добавленную стоимость (НДС) и разбюрокрачивание экономики, снятие административных барьеров и восстановление профтехобразования. Президент обещал упростить систему возврата НДС "при инвестировании внутри страны" и советовал бизнесу участвовать в развитии образования. Два года прошло, а проблемы остались те же. Хотя название темы несколько трансформировалось: теперь предпочли говорить о диверсификации отечественной экономики. То есть Путин хотел услышать от бизнесменов о том, что они готовы сделать для того, чтобы не вывозить сырую нефть, а продавать нефтепродукты, не гнать лес за границу в виде кругляка, а обрабатывать его внутри страны. В общем, возродить обрабатывающую промышленность, несмотря на то, что российскую экономику перевести на инновационную основу, как считает Шохин, можно лишь за семь—десять лет и за сотни миллиардов долларов. Скрывать, во сколько обойдется возрождение обрабатывающей промышленности, предприниматели не стали. Разговор с президентом был конкретный, речь шла и о суммах, и о сроках реализации проектов.
За более чем два часа "профсоюз олигархов" успел рассказать главе государства и об общих системных проблемах российской экономики, и об отраслевых, а также о крупных проектах и как должны, по их мнению, делить риски государство и бизнес.
— Надеюсь, вы уже оценили выгоду строгого соблюдения установленных правил и налоговой дисциплины, — задал тон разговору Владимир Путин.
По его словам, в диалоге власти и бизнеса "был инициирован и реализован целый ряд практических решений, послуживших развитию отечественной экономики". Отечественный бизнес уже обладает серьезной ресурсной базой для роста, а государство, считает президент, стремится обеспечивать стабильность, законодательство и благоприятный инвестиционный климат. Но предприниматели, судя по всему, лишь отчасти разделяли уверенность президента. Нет, они ни в коем случае не отказывались "предпринять согласованные действия по более рачительному использованию природных богатств страны, переориентируя экономику на инновационный путь развития, прямо говоря, сделать качественные шаги — от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке", но все же рассказали о том, что за два года дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
— Нынешняя экономическая ситуация в России создает благоприятные условия для экономического роста, но качество этого роста не может удовлетворять, поскольку в первую очередь связано с благоприятной мировой конъюнктурой, — заметил президент РСПП Александр Шохин.
И здесь глава "профсоюза олигархов" усмотрел недоработки правительства, которое так и не решило ряд вопросов по стимулированию развития перерабатывающих производств. Министры кабинета Фрадкова — Алексей Кудрин, Герман Греф, Юрий Трутнев и Виктор Христенко, присутствовавшие на встрече, при этих словах не подали виду. Зато сам Фрадков, который совсем недавно расценил некоторые заявления президента как карт-бланш правительству, наверное, расстроился бы. Ведь именно он почти три года занимается именно тем, чтобы возродить обрабатывающую промышленность и снять российскую экономику с сырьевой иглы. Но, по мнению Шохина, пока правительству многое не удается. Например, в части обеспечения устойчивых поставок сырья на предприятия глубокой переработки. Президент РСПП предложил учитывать в лицензиях на месторождения, которые должны выдаваться на долгое время, инвестиционные программы компаний, занимающихся глубокой переработкой сырья. Поскольку выйти на мировые рынки с продукцией глубокой переработки намного сложнее, чем с сырьем, необходимо обеспечить благоприятную ситуацию на мировых рынках для российских компаний. В общем, здоровый государственный протекционизм, которым на протяжении всего премьерства Фрадков только и занимается, здесь не повредит, считает президент РСПП.
Впрочем, у премьера вчера был повод и позлорадствовать.
Буквально два года назад, когда Михаил Фрадков настаивал на снижении НДС до 13 процентов, Шохин упирал на то, что для бизнеса гораздо важнее упорядочивание сбора существующих налогов и прежде всего "нейтрализация" НДС, нежели уменьшение ставок. Вчера же он пожаловался президенту, что совместно с минфином, правительством, Госдумой добившись поправок в Налоговый кодекс, упрощающих процедуру возврата НДС, проблем меньше не стало: "Опыт показывает, что чем больше степеней переработки, тем меньше возможностей для возврата НДС". Практически весь возврат НДС сегодня идет через суды. В общем, "если администрирование НДС не будет упрощено, то РСПП будет настойчиво требовать от правительства снижения налога до более низкой планки — до 10%, а не до 13%, как это предлагает правительство". Шохин, безусловно, понимает, что это, с одной стороны, принесет потерю для бюджета, но, с другой стороны, не будет обременительным для бизнеса, а главное, чем решил подкупить президента глава РСПП, "снизит рентабельность криминального бизнеса, который занимается возвратом НДС".
Глава РСПП не был бы им, если бы не использовал все отведенное ему время для лоббирования интересов членов своего клуба.
Он предложил определить регионы и сектора экономики, где возможно использовать налоговые каникулы на прибыль и имущество для вновь создаваемых производств.
К несчастью прибывших на встречу министров, предложения профсоюза олигархов не иссякали. РСПП предлагает создать единые правила и подход к переоценке основных фондов. Впрочем, подобную идею Герман Греф поддержал с удовольствием. Чего не скажешь о министре финансов Алексее Кудрине. Нет, Кудрин не против того, чтобы создать единые правила, главный финансист против переоценки основных фондов в принципе. Так как, по мнению министра, тогда затраты должны переноситься на другую статью, а это почти 200 миллиардов рублей, выпадающих из дохода бюджета. Владимир Путин, как правило, старается не занимать чью-либо позицию, находясь над схваткой, но в этот раз он заметил, что на месте министра финансов "каждый занимал бы осторожную позицию, так как многое зависит от мировых цен, от политической конъюнктуры, которая влияет на цены". Успокоились олигархи на том, что договорились о возобновлении деятельности одной из рабочих групп в РСПП с участием министерства финансов по определению и уточнению элементов налоговой реформы.
Наконец, пришла очередь и самих олигархов. Глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов старался не отставать от генеральной линии, заметив, что "задача номер один сейчас — переработать всю добываемую продукцию на территории страны". Как известно, объем добычи природных ресурсов увеличивается уже не первый год.
Алекперов же считает, что возможности у российских компаний есть и для перехода к 2015 году на стандарт евро-5 нужно только инвестировать в предприятия переработки 5 млрд. долларов. Но для строительства новых нефтехимических производств необходимы не только дополнительные средства, но и концентрация рабочих ресурсов. Кстати, стимулировать создание нефтехимических производств Алекперов предложил по-простому: перенести налоговую нагрузку с экологически чистых производств на экологически грязные. Очевидно, что таким образом произойдет и неестественный отбор. Зато страна получит евро-4 и евро-5. Но ведь именно об этом говорил президент, напоминая, что "наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки". Так что Алекперов попал в точку.
В отличие от Алекперова совладельцу "СУАЛ-Холдинга" Виктору Вексельбергу нужна помощь, и не чья-нибудь, а государства, в осуществлении инфраструктурных проектов металлургической промышленности. Кроме того, заметил олигарх, необходима и полная ясность в вопросе заключения соответствующих договоров при организации водо, газо-, теплоснабжения новых предприятий. "Сегодняшние нормативы не позволяют заключать долгосрочные договоры", — считает он. На зарубежном рынке— другие проблемы. "Мы сталкиваемся с жесткими мерами протекционизма", — посетовал Вексельберг.
Пока олигарх жаловался, Владимир Путин писал записку своему помощнику Игорю Шувалову. Получив записку, Шувалов активно начал консультироваться с финансово-экономическим блоком правительства, явно выверяя какую-то цифру. Сурков с улыбкой поглядывал на Кудрина, Грефа и Шувалова, пытающихся прийти к компромиссу. Наконец, он был найден. Шувалов передал записку президенту, и оказалось, что это была цифра, в которую оцениваются наши инвестиции, — в 80 млрд. Путин предложил отказаться от привычной терминологии: захват, экспансия, завоевание рынков. По его мнению, это пугает зарубежных партнеров.
"Наши коллеги пугаются, непонятно, правда, чего", — искренне заметил Путин. Действительно, инвестиции российских компаний за рубеж значительно меньше, чем иностранные инвестиции в Россию. "Но страх какой-то непонятный у партнеров возникает, и очень политизированно обсуждается вопрос освоения российским бизнесом иностранных рынков, — заметил он. — Мы поддерживаем и будем поддерживать ваше стремление к освоению рынков, но рассчитываем, что это будет реализовано и на нашей территории".