• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Газовый альянс

Красная звезда. 20 февраля 2007

...Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс так и заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы": создание Россией и Ираном совместной организации для сотрудничества в газовой сфере – "это вопрос больше политический, чем экономический". По его словам, при любом объединении необходимо учитывать "негатив, который мы получаем в обострении международных политических отношений". С его точки зрения, "на чисто рыночной основе объединение выглядит довольно сложным"...

Одной из основных тем переговоров Президента РФ Владимира Путина в Катаре и Саудовской Аравии стало партнерство в нефтегазовой сфере. Шла речь, в частности, о возможности координации действий на газовом рынке. В отличие от нефтяного этот рынок только начинает складываться, чему способствует быстрое развитие технологий сжижения природного газа (СПГ). По своей структуре рынок СПГ идентичен нефтяному.

РОСТ в мире потребления "голубого топлива" ставит в повестку дня вопрос о создании газодобывающими странами "площадки" для согласования своих действий, в том числе координации ценовой политики. Известно, что существование ОПЕК позволяет нефтедобывающим странам оказывать существенное влияние на мировой рынок "черного золота".
Впервые идею о создании газового аналога ОПЕК высказал Президент России в 2002 году. Тогда на встрече с президентом Туркмении, ныне покойным Сапармуратом Ниязовым, он предложил бывшим советским республикам Средней Азии объединиться с Российской Федерацией в евразийский газовый альянс. Но эта идея не нашла поддержки у его потенциальных участников.
Четыре года спустя потребность в координации экспортной политики стала все чаще подводить лидеров газодобывающих стран к мысли об аналоге ОПЕК. Так, например, и Россия, и Алжир расширяют поставки природного газа во Францию и объективно нуждаются в механизме согласования своих действий на европейском рынке. Доля Алжира в совокупных поставках для "Газ де Франс" составляет немногим менее 20%. Алжир поставляет во Францию 7,5 млрд. кубометров (в виде СПГ), а Россия по трубопроводам – 11,5 миллиарда (при общем потреблении Францией около 45 млрд. кубометров "голубого топлива").
Алжирская государственная компания "Сонатрак" недавно подписала с французами соглашение о ежегодных поставках одного млрд. кубометров природного газа по подводному газопроводу "Медгаз" в течение 20 лет. Газопровод, который намечено ввести в строй в 2009 году, свяжет Алжир с Европой через Испанию. В свою очередь "Газпром" подписал в прошлом году новый контракт на ежегодные поставки во Францию 12 млрд. кубометров газа в течение ближайших 24 лет.
Потребность в механизме информационного взаимодействия и согласования ценовой политики на мировом рынке испытывают также другие арабские страны и Иран, поставляющие индустриально высокоразвитым государствам "голубое топливо" танкерами в сжиженном виде. Не случайно духовный лидер и руководитель Исламской Республики Иран (16 проц. общемировых запасов "голубого топлива") аятолла Али Хаменеи на встрече в Тегеране с секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым в январе этого года заявил о возможности создания совместно с Россией организации по сотрудничеству в газовой сфере. "Наши страны могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК", - сказал Али Хаменеи, отметив при этом, что "половина мировых запасов природного газа находится в России и Иране".
Несколько ранее, в июне 2006 года, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным в Шанхае также предлагал сотрудничество "с точки зрения определения как цены на газ, так и основных потоков в интересах глобальной стабильности".
ПОДОБНОГО рода предложения стимулируют, сами того не желая, страны Евросоюза. Энергетическая политика ЕС нацелена, по сути, на объединение европейских стран – потребителей газа по картельному типу и разобщение производителей газа, чтобы иметь возможность диктовать им свои условия цены на "голубое топливо". Это традиционно западноевропейская стратегия "разделяй и властвуй".
Вполне естественно, что Евросоюз и США крайне настороженно относятся к идее "газового картеля". Их, очевидно, не воодушевляет перспектива оказаться перед единым фронтом газодобывающих стран, согласующих свою экспортную политику по примеру ОПЕК и влияющих на ценообразование через механизм квотирования добычи.
В ноябре прошлого года влиятельная газета "Файнэншл таймс" опубликовала выдержки из конфиденциального аналитического доклада, подготовленного экономическими экспертами НАТО. Аналитики Североатлантического альянса зачислили в потенциальный газовый аналог ОПЕК, нежелательный для Запада, Алжир, Иран, Катар, Россию, Ливию и страны Центральной Азии.
Только добыча газа в первых четырех странах составляет свыше 30% мировой (при этом их суммарных доказанных запасах, превышающих 60% мировых). По данным Международного энергетического агентства, около 41% запасов природного газа находится на Ближнем Востоке, еще 32% - в России, Туркмении, Казахстане и Узбекистане.
Евросоюз, кстати, очень нервно отреагировал в январе с. г. на наметившееся развитие российско-алжирских отношений в нефтегазовой сфере (подписание меморандума, определяющего рамки партнерства между российскими и алжирскими компаниями на всех этапах добычи, транспортировки и реализации газа), подкрепленных расширением военно-технического сотрудничества. Еврокомиссия запросила у России и Алжира объяснения по поводу соглашения о производстве газа. "Поставки газа из этих двух стран покрывают 35% потребностей стран ЕС в газе, - заявил еврокомиссар по энергетике Андрис Пибалгс. - Соглашение вызывает наши опасения, и мы хотим получить от наших партнеров в Москве и Алжире пояснения относительно их намерений и последствий этого соглашения для европейских потребителей энергии".
МОСКВА очень взвешенно относится к практической реализации идеи "газового ОПЕК", тем более в условиях массированной кампании в западных СМИ, обвиняющих Россию в использовании энергетического оружия во внешнеполитических целях. На РФ сейчас оказывается сильное политическое давление с целью заставить российское руководство ратифицировать Энергетическую хартию и "интернационализировать" доступ к своей экспортной трубопроводной сети.
Довольно активно на тему газового альянса высказываются представители "Российского газового общества" во главе с их руководителем Валерием Язевым, возглавляющим Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Но большинство экспертов занимают выжидательную позицию, считая, что в этом вопросе больше политики, чем экономики.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс так и заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы": создание Россией и Ираном совместной организации для сотрудничества в газовой сфере – "это вопрос больше политический, чем экономический". По его словам, при любом объединении необходимо учитывать "негатив, который мы получаем в обострении международных политических отношений". С его точки зрения, "на чисто рыночной основе объединение выглядит довольно сложным".
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко во время своей недавней поездки в Алжир также был весьма осторожен в оценках возможности создания газового картеля. Он высказал мнение, что "нам (имелись в виду Россия и Алжир. – Ред.) не следует двигаться по пути картельного соглашения". На своей пресс-конференции Виктор Христенко акцентировал внимание на том, что Россия не обсуждает вопросов создания каких-либо картелей или альянсов со странами-производителями газа, которые бы ущемляли интересы потребителей. Он подчеркнул, что глобальный диалог, в котором участвуют все звенья "энергетической цепочки", - единственно эффективный инструмент повышения глобальной энергетической безопасности.
РАЗВИТИЕ событий показывает, что в отношении России к идее "газового ОПЕК" возможна некоторая эволюция, обусловленная углубленным анализом ситуации в энергетической сфере и учетом новых внешнеполитических тенденций.
Глава российского государства на февральской пресс-конференции в Кремле, отвечая на вопрос о позиции РФ в отношении недавнего предложения Ирана, отметил, что Россия не собирается создавать какой-либо газовый картель. Вместе с тем он назвал "интересной" идею о создании "газового ОПЕК". "Мы согласны с иранскими партнерами и некоторыми другими странами, которые в большом количестве добывают и поставляют на мировые рынки газ, координировать свои действия, и уже сейчас стараемся это делать", - подчеркнул Владимир Путин.
Накануне поездки Президента России на Ближний Восток председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками академик РАН Андрей Кокошин высказал мнение о том, что формирование "и де-факто, и де-юре "газового ОПЕК" вполне возможно". С его точки зрения, сообщило агентство ИТАР-ТАСС, на постсоветском пространстве в этом, помимо России, объективно могут быть заинтересованы Казахстан, Узбекистан и Туркмения: "усиление координации действий между экспортерами природного газа будет, по-видимому, усиливаться по мере роста рынка сжиженного природного газа".
Андрей Кокошин отметил, что и Россия, и другие крупные производители углеводородов очень внимательно следят и за попытками ряда западных политиков сколотить некую коалицию импортеров природного газа и нефти, направленную на то, чтобы ущемить права стран-экспортеров углеводородов. По его словам, "такие попытки предпринимаются Западом в том числе в отношении таких важных потребителей энергоресурсов, как Китай и Индия. Мы не можем не рассматривать это как стремление "вбить клин" между этими великими азиатскими державами и Россией".
Сам глава российского государства, находясь в Катаре, заявил 12 февраля, что Россия будет координировать свои действия с другими государствами-производителями газа и пока не отвергала предложение по созданию газового картеля. "Кто сказал, что мы отвергли предложение по картелю? Мы ничего не отвергали. Я сказал, что это - интересное предложение", - сказал Президент РФ на совместной пресс-конференции с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифом Аль Тани.
Возможность создания государствами-производителями газа каких-либо альянсов будет обсуждаться в апреле на форуме в Дохе (Катар) с участием России. "Наши специалисты приедут в апреле на конференцию по газу в Доху", - сказал В.Путин в столице Катара.