• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Спор за имущество

Известия. 2007. № 48. 21 марта

...Актуальность наведения порядка в сфере корпоративных конфликтов понимает и крупный бизнес. Поэтому одним из ключевых центров принятия решений в этом вопросе становятся объединения предпринимателей. Александр Шохин, председатель РСПП, в интервью Радио "Свобода" подчеркнул, что бизнес-сообщество обеспокоено ситуацией вокруг захватов чужой собственности. По мнению г-на Шохина, усилий РСПП, "Деловой России", "ОПОРЫ России" недостаточно...

Благодаря усилиям власти методы и формы разрешения корпоративных споров, когда борьба за активы предприятий выходила далеко за рамки правового поля, постепенно остаются в прошлом. Понимание необходимости следовать в своей деятельности букве закона все более прочно укореняется в российском бизнесе, а репутация компании как важнейший нематериальный актив становится одним из ключевых факторов, определяющих политику компании и принципы ее поведения на рынке.

Отрадно, что власть в нашей стране начала обращать внимание на то, как российский бизнес выстраивает свои отношения с внешним миром. Это утверждение справедливо и для такой важной сферы, как разрешение корпоративных споров и конфликтов. Усилия государственных органов направлены прежде всего на совершенствование законодательной базы, и теперь судебная система наконец получила возможность исполнять функцию беспристрастного арбитра в различных "спорах хозяйствующих субъектов". Иными словами, бизнес принуждают решать конфликты в рамках именно правового поля, не прибегая к откровенно "пещерным" методам борьбы, как это было принято еще несколько лет назад.
Согласно данным государственной статистики, количество поданных в арбитраж исков возросло в России за последние пять лет в несколько раз. Более того, статистика отмечает существенный рост количества удовлетворенных исков. Поэтому можно даже говорить о том, что при подключении к спору судебных инстанций победа истца выглядит вероятнее, чем проигрыш.
Важно отметить, что приведенные данные не свидетельствуют о росте количества споров между компаниями в нашей стране — они лишь иллюстрируют смещение приоритетов в выборе бизнесом инструментов обеспечения собственных интересов.
Как заявил на заседании правления РСПП председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов, нередко судебные органы используются как инструмент для рейдерских атак, и арбитражные суды должны рассматривать дела по корпоративным спорам так, чтобы иметь возможность противодействовать захватам. Важно, что глава ВАС признал также необходимость введения в законодательство нормы об обязательном рассмотрении корпоративных споров в судах только по месту регистрации фигурантов.
Со своей стороны, Минэкономразвития также ведет активную работу по созданию механизма регулирования отношений в бизнесе. Так, по предложению руководителя МЭРТа Германа Грефа необходимо скорее принять концепцию корпоративного управления в России, которая предусмотрит значительные изменения в судебной системе и в системе регистрации собственности. Об этом министр заявил на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве России.
Актуальность наведения порядка в сфере корпоративных конфликтов понимает и крупный бизнес. Поэтому одним из ключевых центров принятия решений в этом вопросе становятся объединения предпринимателей. Александр Шохин, председатель РСПП, в интервью Радио "Свобода" подчеркнул, что бизнес-сообщество обеспокоено ситуацией вокруг захватов чужой собственности. По мнению г-на Шохина, усилий РСПП, "Деловой России", "ОПОРЫ России" недостаточно.
Одной из инициатив самих предпринимателей явилось решение развивать службу "медиации" — посредничества, когда авторитетные юристы, бизнесмены, политики получат возможность участвовать в корпоративных спорах и не допускать незаконного изъятия собственности.
И тем не менее в России все еще популярен подход, при котором в ходе корпоративных споров судебные иски в суды различной юрисдикции и возбуждения уголовных дел используются как элемент давления и нередко комбинируются с откровенно маргинальными методами воздействия на противника. Причем зачастую именно судебный процесс является своего рода прикрытием "основного маневра".
Корпоративный конфликт, который иллюстрирует применение бизнес-структурами всего арсенала различных инструментов борьбы, вот уже несколько лет разворачивается вокруг ООО "УКЖИ480" — комбината железобетонных изделий, расположенного в городе Алексин Тульской области.
В 2003 году часть активов — производственных мощностей и помещений — комбината ОАО "480 КЖИ", входившего в то время в холдинг "Главстройпром", была продана частному инвестору. Сумма сделки по приобретению почти 17% активов составила около 3 миллионов долларов США. На базе этих активов была создана независимая компания — ООО "УКЖИ480", которая начала выпускать широкую номенклатуру изделий для домостроения.
Спустя несколько месяцев после этой сделки Российский фонд федерального имущества продал за 20 миллионов долларов госпакет акций холдинга "Главстройпром". "Главстройпром" — бывшее Главноеуправление строительства Министерства обороны РФ, преобразованное в акционерную холдинговую компанию с контрольным государственным капиталом, на тот момент являлся многопрофильным строительным холдингом, включавшим в себя производство железобетонных строительных конструкций, заводы по дерево- и металлообработке, производство керамической плитки — всего более 20 предприятий в семи регионах России и Белоруссии. Среди них был и алексинский "480 КЖИ".
По результатом торгов, организованных РФФИ, новым владельцем "Главстройпрома" стало некое ЗАО "Экслэнд", которое, как заявляет генеральный директор ООО "УКЖИ-480" Виктор Фоминых, "действовало в интересах Группы компаний "ПИК". Прошло почти 4 года, и сегодня компания "УКЖИ-480", образованная на базе уже упоминавшихся 17% мощностей алексинского комбината, является активной и успешной компанией, значительно расширившей свою деятельность, а на предприятии сейчас трудится более 1100 человек.
В то же время на комбинате "480 КЖИ" была введена процедура банкротства, а основным кредитором комбината является государство. Между тем уже после покупки "Главстройпрома" руководство "ПИК" заявило через СМИ, что, по его мнению, над некоторыми активами предприятий прежним руководством был утрачен контроль, а часть активов алексинского комбината была якобы "уведена" прежним менеджментом предприятия, и, как можно понять из заявлений руководства "ПИК", оно собиралось заниматься этим вопросом и не исключало возбуждения ряда уголовных дел в отношении должностных лиц купленных предприятий. Получается, что в ходе совершения сделки по приобретению "Главстройпрома" у покупателя было в планах бороться за ранее проданные активы "480 КЖИ", так как ООО "УКЖИ-480" уже существовало, а входе подготовки к совершению сделки по покупке производственного предприятия, как правило, проводятся инвентаризация и оценка продаваемого объекта. А именно виды, перечень и оценка конкретного имущества, которое входит в состав предприятия, указываются в договоре.
Причем, что касается производственного оборудования предприятия, то обычно указывается, в каком состоянии оно находится, давно ли производился ремонт, замена узлов и агрегатов. Поэтому предположить, что о состоянии производственной базы комбината не было известно, практически невозможно. Тем не менее ОАО "480 КЖИ" было куплено в составе "Главстройпрома", и борьба за ранее проданные активы все же началась.
С самого начала конфликта руководство "УКЖИ-480" ведет борьбу за свою собственность в суде, при этом, как заявляет руководство "УКЖИ-480", приходится противостоять и "внесудебному" давлению, направленному на принуждение собственников предприятия к продаже актива.
По мнению генерального директора ООО "УКЖИ-480" Виктора Фоминых, все действия относительно его компании хорошо спланированы и реализуются в соответствии с четким планом. "Я думаю, что можно говорить о двух вариантах, вернее, сценарных планах. Логично было купить такой крупный холдинг, как "Главстройпром", по более чем привлекательной цене — всего за 20 миллионов долларов, а потом с помощью судов и давления попытаться отобрать у нас наши активы.
Второй сценарий, думаю, предполагал в случае неудачи в суде склонить нас к продаже предприятия по заниженной стоимости. В суде мы победу одержали, сейчас же отбиваемся от "неформальных" предложений. При этом я искренне не понимаю, зачем "ПИК" нести дополнительные издержки: принадлежащий им комбинат находится в затруднительном положении, а на кону стоит репутация. Тем не менее с того момента, как мы ответили отказом на их предложение о покупке нашей компании, регулярно предпринимаются рейдерские атаки на наше предприятие.
Используются как судебные иски, таки попытки силового захвата, — рассказывает Фоминых. — На данный момент было подано несколько исков, суды по которым нами выиграны. Предприняты четыре попытки силового захвата. Последняя попытка "штурма" состоялась в конце 2006 года, когда подъездные пути, по которым к нам производится доставка сырья и материалов, а также вывозится готовая продукция, были перекрыты с помощью бульдозеров и предпринята незаконная попытка установки шлагбаумов. В другом случае два автобуса с неизвестными людьми пытались проникнуть на территорию нашего предприятия с не имеющими юридической силы исполнительными листами Солнцевского суда г. Москвы".
Как будут развиваться события вокруг "УКЖИ-480", покажет время. Тем не менее необходимо сказать прежде всего о том, что именно такие конфликты, происходящие не в столицах, а в российской "глубинке", более чем красноречиво демонстрируют: необходима реальная консолидация усилий государства и бизнеса как по дальнейшему совершенствованию законодательной базы предпринимательства, так и по искоренению незаконных и некорректных методов ведения корпоративных споров.
Увы, но время корпоративных войн в России еще не прошло. И вряд ли кто-то точно знает, сколько в нашей стране таких примеров. Поэтому, к сожалению, говорить о полной прозрачности российского бизнеса пока рано. И недопущение подобного рода конфликтов является сегодня одной из важнейших задач государства и бизнес-сообщества на пути создания высокой деловой репутации российского бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами.