• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Администраторы от ФСФР Предотвратят злоупотребления на рынке

РБК daily. 3 апреля 2007

...Управляющий директор компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков также полагает, что эти новации не будут работать в полной мере без разработки и принятия других важных законов, ожидаемых участниками рынка, таких как закон об использовании инсайдерской информации.

В распоряжении РБК daily оказался законопроект, предполагающий усиление административной ответственности за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах. Согласно этому законопроекту предлагается увеличить размер штрафов для юридических лиц в 20 раз, то есть до одного миллиона рублей. Кроме того, в случае его принятия у ФСФР появится право рассматривать дела об административных правонарушениях на рынке ценных бумаг сейчас такое право есть только у арбитражного суда. Однако, по мнению участников рынка, эти меры будут недостаточно эффективны из-за отсутствия закона об использовании инсайдерской информации.
Законопроект, разработанный ФСФР "для устранения реально существующей сегодня практики манипулирования на рынке ценных бумаг", на днях был внесен на рассмотрение Госдумы. "Резкое ослабление административной ответственности привело к существенному росту числа правонарушений. Если в 2002 году было выявлено 1367 нарушений, то в 2005-м — уже 5332. Санкции за нарушения настолько малозначительны, что не могут оказать серьезного воздействия на правонарушителей, а также предотвращать в дальнейшем подобные незаконные действия", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В связи с этим предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях специальной статьей "Манипулирование на рынке ценных бумаг", на основании которой должностным лицам грозят штрафы в размере от 150 до 200 МРОТ или дисквалификация на срок от года до трех лет. Для юридических лиц манипуляция на финансовом рынке обернется штрафными санкциями в размере от 7,5 тыс. до 10 тыс. МРОТ, то есть от 750 тыс. до 1 млн руб. При этом к ответственности будут привлекаться члены советов директоров, наблюдательных советов, ликвидационных и счетных комиссий. Кроме того, штрафы до одного миллиона рублей будут грозить компаниям и за правонарушения, которые, по мнению авторов законопроекта, активно используются в корпоративных конфликтах с целью захвата контроля над предприятиями: нераскрытие или нарушение сроков раскрытия информации, нарушение правил ведения реестра.
Законопроект также предусматривает расширение функций ФСФР. В случае его принятия служба станет уполномоченным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области законодательства об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, рынка ценных бумаг и инвестфондов.
Первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев заявил РБК daily, что данная законодательная инициатива представляется вполне разумной, так как ведет к совершенствованию надзора со стороны ФСФР за деятельностью профучастников рынка ценных бумаг. "У Банка России уже есть право рассматривать дела об административных нарушениях кредитных организаций, и это позволяет регулятору действовать более оперативно, чем судебным органам, — пояснил г-н Медведев. — Если же банкиры не согласны с решением ЦБ, они вправе обжаловать его в суде. Полагаю, что аналогичное право будет и у профучастников фондового рынка".
По мнению главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, дополнительные полномочия, безусловно, повысят статус ФСФР, однако сейчас сложно сказать, будут ли эти меры способствовать кардинальному снижению количества нарушений на рынке. А вице-президент Ситибанка Наталья Николаева считает, что предложенные меры будут эффективны лишь в том случае, если ФСФР будет по существу, а не формально подходить к рассмотрению таких дел, иначе они вряд ли приведут к усилению дисциплины на рынке.
Управляющий директор компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков также полагает, что эти новации не будут работать в полной мере без разработки и принятия других важных законов, ожидаемых участниками рынка, таких как закон об использовании инсайдерской информации.