• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Колосс на атомных ногах В России создана госкорпорация, которая не имеет аналогов в мире

Московские новости. 2007. № 50-51. 21 декабря

Большинство экспертов положительно оценивают объединение атомных активов в единое целое. Глава РСПП Александр Шохин называет передачу функций Федерального агентства созданной госкорпорации "шагом вперед". Он поясняет, что существует ограниченный круг стратегических отраслей и видов деятельности, где государство имеет право на 100-процентное участие. И атомная энергетика к ним, безусловно, относится. С этим солидарен президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, полагающий, что атомная отрасль России нуждается в централизации. По его словам, "долгие годы она находилась в застое, и решительных мер по ее развитию не предпринималось. Предприятия атомной сферы мало строили и мало зарабатывали". Григорьев отмечает высокую конкуренцию на мировом атомном рынке. "Чтобы на нем успешно конкурировать, у Росатома нет иного выбора, кроме как сконцентрировать усилия разобщенных сегодня предприятий", — считает он.

Под занавес уходящего года в России появилась еще одна государственная корпорация— "Росатом". Пока она существует лишь на бумаге, но ее будущие масштабы уже поражают воображение. Атомная монополия объединит около 200 предприятий и 10 атомных электростанций страны. Этот колосс будет держаться на трех китах: заводах ядерного оружейного комплекса, производственных предприятиях, входящих в структуру госхолдинга "Атомэнергопром", а также научно-исследовательских институтах и отраслевых вузах. Таким образом, госкорпорация будет контролировать отрасль от и до: добычу природного урана, его переработку, производство ядерного топлива, его экспорт за границу, строительство АЭС внутри страны и в зарубежных государствах, утилизацию отходов. Руководителем госкорпорации назначен экс-глава Федерального агентства по атомной энергетике Сергей Кириенко.

Большинство экспертов положительно оценивают объединение атомных активов в единое целое. Глава РСПП Александр Шохин называет передачу функций Федерального агентства созданной госкорпорации "шагом вперед". Он поясняет, что существует ограниченный круг стратегических отраслей и видов деятельности, где государство имеет право на 100-процентное участие. И атомная энергетика к ним, безусловно, относится. С этим солидарен президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, полагающий, что атомная отрасль России нуждается в централизации. По его словам, "долгие годы она находилась в застое, и решительных мер по ее развитию не предпринималось. Предприятия атомной сферы мало строили и мало зарабатывали". Григорьев отмечает высокую конкуренцию на мировом атомном рынке. "Чтобы на нем успешно конкурировать, у Росатома нет иного выбора, кроме как сконцентрировать усилия разобщенных сегодня предприятий", — считает он.

В правительстве перед Росатомом ставят масштабные задачи. К 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 26 новых энергоблоков, увеличив количество вырабатываемой АЭС энергии до 25–30%. На мировом рынке ядерного топлива предполагается расширить российскую долю с 17 до 30%.

Насколько достижимы столь масштабные цели — вопрос спорный. Например, за весь советский период было построено 30 атомных энергоблоков. В среднем на возведение одного уходило около десяти лет. А нынешней программой намечено строительство 26 блоков за 12 лет. Позволят ли материально-технические и людские ресурсы, которые по сравнению с советскими временами уменьшились, решить столь амбициозную задачу?

Кроме того, неизбежно встает вопрос об эффективности атомной госкорпорации. Тот же Леонид Григорьев, в целом одобряя консолидацию отраслевых активов, подчеркивает, что сам он не является сторонником создания подобной концентрации предприятий. И приводит в пример США, где атомная отрасль находится в руках множества компаний.

Следует отметить, что все госкорпорации, в том числе и Росатом, находятся в привилегированном положении. Так, бюджетные средства, поступающие на их счета, перестают считаться государственными. А их целевое использование не может проверять даже Счетная палата — контроль финансовых потоков возложен на наблюдательный совет, состоящий из высокопоставленных чиновников.

По словам научного сотрудника Института экономики РАН Александра Либмана, "сложная иерархическая система и отсутствие прозрачной отчетности снижают эффективность государственного бизнеса, ведь его главный владелец, а точнее, его представители, чиновники и политики нередко выигрывают от подобной непрозрачности". Он также добавляет, что выделяемые из Стабфонда деньги на глобальные проекты, включая Росатом, приведут лишь к эквивалентному росту воровства и "взяткоемкости" системы.

Сегодня на международном атомном рынке присутствуют три ведущих игрока — транснациональные компании AREVA-Mitsubishi, Toshiba-Westinghouse и General Electric-Hitachi. Но в мире нет аналога госкорпорации "Росатом". Соответственно, нет примера успешной деятельности подобной структуры. Остается лишь надеяться, что она окажется жизнеспособной и сумеет достигнуть целей, ради которых и была образована.