• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологичное развитие Хайтек идет в массы

Ведомости. 9 января 2008

Развитые страны не заинтересованы в поставках развивающимся передовых технологий, говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Эти рынки интересны им как база для массового производства уже опробованных новинок.

За последние 15 лет развивающиеся страны поглощали новые технологии быстрее, чем развитые рынки, выяснил Всемирный банк.

Всемирный банк исследовал, как развивающиеся страны воспринимают технологические новации. В начале 1900-х гг. нужно было 50 лет, чтобы новые технологии получили распространение в большинстве стран, а сейчас – только 16 лет. Но это во многом наверстывание упущенного. Последние технологические новинки в самых бедных странах распространяются почти вдвое медленнее, чем в самых богатых, а уже опробованные технологии (интернет, мобильная связь) – вчетверо быстрее.

Развивающиеся страны – еще и колоссальные рынки сбыта уже опробованных технологий. За 1999–2005 гг. в странах с наименьшим доходом пользователей интернета стало больше на 72% (в странах с высоким доходом – на 14%), но их пока более чем на порядок меньше по сравнению с богатыми странами: 44 человека против 527 на 1000 жителей. Число персональных компьютеров на 1000 жителей возросло на 25%, но всего до 11 (в странах с высоким доходом – рост на 12% до 579).

Развитые страны не заинтересованы в поставках развивающимся передовых технологий, говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Эти рынки интересны им как база для массового производства уже опробованных новинок.

Импорт инвестиционных товаров в развивающиеся страны возрос с 1994 г. более чем на 80%. Благодаря техно- логизации импорта развивающиеся страны увеличили и экспорт технологических товаров – с 11% от общего объема экспорта в середине 1990-х гг. до 19% в 2004 г. В китайском экспорте доля хайтека выросла с 3% до 11%.

Новые технологии на развивающиеся рынки несут иностранные инвесторы. В Бразилии на долю иностранных компаний приходится более 40% затрат на исследования и разработки, в Китае – порядка 25%, в Мексике – более 30%, а в Венгрии – более 60%. Транснациональные корпорации активно скупают компании в развивающихся странах: за 20 лет объем таких сделок вырос с $400 млн до $100 млрд. А развивающиеся страны стремятся открыть в развитых исследовательские центры. Пример – центры в Швеции, созданные китайскими Huawei Technologies и ZTE Corporation. Еще развивающиеся страны активно покупают лицензии на новинки, объем лицензионных платежей вырос с $7 млрд в 1999 г. до $22 млрд в 2006 г.

В России научные разработки на 60–70% финансируются государством, знает Яковлев. На многих развивающихся рынках существенную роль в повышении эффективности бизнеса играют не НИОКР, а управленческие инновации, говорит Яковлев. Международные компании в отличие от российских стадию реструктуризации управления уже прошли.

Основные затраты отечественных предприятий направляются не на инновации, а на поглощение и консолидацию, говорит советник главы АФК "Система" Владимир Рудашевский: "Рынок еще не исчерпан, норма прибыли высока". Интерес к инновациям проснется, когда компании станут конкурировать на мировом рынке, считает он.