• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Евгений Гавриленков: у России появилась собственная точка зрения

Полит.РУ. 31 декабря 2007

Главный экономист "Тройка-диалог", профессор ГУ ВШЭ Евгений Гавриленков поделился с "Полит. ру" мнением об основных событиях уходящего и главных ожиданиях следующего года.

Главный экономист "Тройка-диалог", профессор ГУ ВШЭ Евгений Гавриленков поделился с "Полит. ру" мнением об основных событиях уходящего и главных ожиданиях следующего года.

5 событий 2007 года:

1. Нам осветили взгляд в будущее, кто будет стоять во главе страны и кто будет премьером.

2. Ельцин и его кончина, точнее, то, как к этому отнесся народ: я говорю о массовом прощании на добровольной основе.

3. Ускорившаяся инфляция: явное преломление тренда. Не снижение, как в предыдущие годы, а ускорение.

4. Явное ускорение экономического роста на фоне повышенной активности госкорпораций.

5. Финансовая нестабильность в мире. Россия оказалась пока не столь существенно затронута.

5 ожиданий 2008 года:

1. Экономический рост будет устойчивым, но ниже, чем в этом году. Деньги не будут столь легкими и дешевыми, как в прошлом году, когда мы могли иметь масштабы заимствований. Чуть ниже 7%, порядка 6%.

2. Сохранение высокой инфляции, на уровне 10%, в этом году озвучивается цифра 12%. Хотелось бы ожидать какого-то снижения, но все равно инфляция будет оставаться высокой.

3. Финансовый кризис, точнее, нестабильность, - идет внутренняя перестройка всей глобальной финансовой системы. Россию это затрагивает, но не так активно, как другие страны. Ожидается планомерное продолжение этих тенденций. Одна из проблем заключается в том, что образовалось достаточно много денег в развивающихся странах, и те проблемы, которые мы наблюдаем на рынке ипотечного кредитования, перекинулись на всю банковскую систему, начинают затрагивать экономику. Деньги не циркулируют, они аккумулируются в резервных фонда арабских стран, Китая, России, в следующем году будет восстановлено потребление этих денег. Я имею в виду не просто покупку восточными инвесторами развивающихся стран казначейских обязательств, европейских или американских, а более активную конкретную покупка активов, акций, компаний, которые находятся в состоянии банков. Арабскими и китайскими инвесторами будут все более активно покупаться отдельные пакеты.

4. В России сложнее видеть какие-то яркие события, я бы считал следующий год продолжением начавшихся трендов, с той поправкой, что аномальное ускорение этого года просто вернет нас на траекторию более плавного роста.

5. Хотелось бы верить, что государственные корпорации как-то прекратят размножаться.

Три персоны и три антиперсоны года:

На самом деле, журнал Time уже вполне конкретно высказался по этому поводу. По крайней мере, у России начинает появляться собственная точка зрения, она порождает все эти дискуссии, и это объективно связано с ростом экономики. Другое дело, что это, может быть, нестабильно, что во многом держится на внешней конъюнктуре, диверсификации экспорта сейчас практически никакой. Тем не менее, на фоне этих показателей Россия может заявить о себе.

Что Вас удивило в уходящем году?

Ускорение экономического роста и гигантский объем заимствований, сделанный в первом полугодии компаниями.

Что могло бы удивить Вас в ближайшее время?

Если бы я знал, что нас может удивить, то это уже не было бы удивительным.

Что Вас напугало в 2007?

В уходящем году, произошел очень нехороший разворот в геополитической риторике: похолодание отношений между Россией и странами Запада. И эта риторика как-то и насторожила.

Чего Вы боитесь в 2008?

Хотелось бы верить, что не будет продолжаться этот негативный тренд противостояния России и Запада, когда страны находят все меньше точек взаимопонимания, что по проблеме Косово, что по теме прав человека, Ирака, Ирана. Не хотелось бы углубления этой пропасти.

Что Вас насмешило в уходящем году?

Наиболее забавная цитата: когда довольно известный молодой кинорежиссер во всем хорошем, что произошло в кино, благодарит известного нам человека. И когда председатель ЦИК выдвигает тезис, что всем нам известный человек не может быть неправ.