• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почем аборты?

Новая газета.ru. 15 ноября 2013

http://www.novayagazeta.ru/society/60975.html

Почем аборты?

У идеи сделать аборты платными есть свое лобби в коммерческой медицине. Оно уже много лет мешает стране отказаться от средневековой процедуры выскабливания

15.11.2013 Теги: медицина

Профессор Василий ВЛАСОВ, президент Общества специалистов доказательной медицины отвечает на вопрос: почему сегодня в России аборты делаются унизительно, с болью и опасностью для женщины, а в Европе и Америке - достойно и без боли? Но пока материал готовился к печати ситуация усугубилась: теперь уже стоит вопрос не о том, как сделать бесплатным (по ОМС) более гуманный вариант операции, а о том, что за прерывание беременности — современное или средневековое, любое —  придется платить.

В Госдуму внесен законопроект с поправкой к ст. 35 закона об обязательном медицинском страховании: исключить аборт из программы госгарантий. Залетела — плати.

А то сейчас, как написано в пояснительной записке к законопроекту: «страховщики не по своей воле становятся соучастниками производства искусственных абортов, что в огромной степени оскорбляет чувства значительной части верующих людей». Кто эти в огромной степени оскорбленные люди? Сегодня, как убежден профессор Власов, владельцы медицинского бизнеса старались не допустить в программу госгараний щадящий женщину медикаментозный аборт, потому что делали эти процедуры в своих частных клиниках. А с новым законопроектом карман подставит уже и государство.

Только миру известно, что в странах, где государство запрещает аборт, в ход идет вязальная спица, а это часто летальный исход для молодой женщины.

Людмила РЫБИНА

Просвещу читателей о том, как это делают врачи...

В цивилизованном мире абсолютное большинство всех абортов, выполняются с помощью лекарств. У нас — только 3-4%.  Еще 30 % — методом вакуумной аспирации. Остальные женщины, решившиеся прерывать беременность, подвергаются «делатации и эвакуации» — процедуре средневековой, жестокой и выполняемой вслепую. Почему сегодня только в 17 регионах России медикаментозный аборт делается бесплатно, а в остальных 66-и — бесплатно (по ОМС) только выскабливание? Почему медикаментозный аборт не предоставляется бесплатно ни в Москве, ни в Петербурге? Да потому, что ведущие специалисты гинекологи-акушеры, владеют частными клиниками, а там значительная  часть бизнеса состоит именно в том, что пациенткам выдают таблетки за большие деньги. Это основной барьер на пути к тому, чтобы медикаментозные аборты  в России были оплачены в рамках медицинского страхования.

Два-три года назад, когда принимались законы, ограничивающие доступность абортов, врачи подшучивали над посткоммунистической религиозностью и необразованностью депутаток и раздражались очевидными интересами министра, не понимающего в здравоохранении ничего, кроме объема осваиваемых средств.  Тогда казалось, если поставить министром врача, то дела поправятся. Покажу на одном примере, что получилось сегодня.

В России уже многие годы число абортов снижается. Даже при том, что государственная статистика у нас уродлива. Она примерно на четверть завышает число абортов, считая не только искусственные прерывания беременности, но и случаи невынашивания. Эти случаи заслуживают большего внимания, потому что это показатель здоровья женщин, а госстатистика говорит, что число именно таких случаев много лет растет. Правда, и в этом разделе верить статистике трудно: в 2010 г. показатель после многолетнего роста вдруг снижается с 176 тыс. до 172 тыс., а в 2011 опять вырастает до 176 тыс. Очевидно: это или катастрофа, или неправда.

Но российских депутатов, церковников и правительство волнуют только искусственные аборты, хотя почти все их сейчас делают врачи. О самом убийственном и отвратительном — о том, как это делают не-врачи, они умалчивают.

И я просвещу читателей только в том, как это делают врачи.

Женщину помещают на операционный стол, расширяют для хорошего обзора влагалище, шейку матки фиксируют пулевыми щипцами и растягивают расширителями. Хватит? Это не для широкого читателя? А дальше еще выскабливание кюреткой — вслепую.

Я специально описал процедуру в простых словах, чтобы было понятно, какая она средневековая и жестокая. Самый болезненный момент — расширение шейки матки. Самый опасный — выскабливание. Бывает, матку протыкают. Не редки инфекционные осложнения.

Уже более 50 лет доступна процедура вакуумной аспирации — отсасывания содержимого матки. На ранних сроках беременности это можно сделать с самым примитивным оборудованием, почти совсем безболезненно и безопасно. Доступна эта процедура и в России, но делается у нас с ее помощью только 30% абортов.

Почему так много выскабливаний — это ведь более длительная, травматичная, трудоемкая процедура? Главная причина в том,  что женщины поздно попадают на операционный стол, и чем позднее, тем труднее провести аборт вакуумом. А теперь еще по закону появилась  задержка аборта для принудительных размышлений, и встреч с психологами? Мизулины и редигеры продвинули закон, который не только затрудняет доступ к аборту, но еще наказывает наших женщин страданиями и послеоперационными осложнениями. Если в Западной Европе медицинскими правилами установлено, что от момента обращения до аборта должно проходить не более 10 дней, то у нас установили: не менее 10. В это время плод растет, соответственно, осложнений будет больше.

Но это не все, в действительности ситуация еще хуже. Во всем цивилизованном мире большинство медицинских абортов на ранних сроках, то есть абсолютное большинство всех абортов, выполняются с помощью лекарств. Именно так: таблетка под контролем врача — и в абсолютном большинстве случаев в больницу не надо идти, достаточно доктору позвонить, сообщить, что все нормально.

Российское общество акушеров-гинекологов с большим опозданием, в 2012 году, все же рекомендовало процедуру медикаментозного аборта. Но сейчас только 3-4% от всех медицинских абортов у нас — медикаментозные. Тут вина Минздрава. Именно от ведомства зависит, чтобы в стандартах оказания медицинской помощи был записан медикаментозный аборт, а не только дилатация и эвакуация.  Эта процедура, а не выскабливание должна быть оплачена в рамках медицинского страхования.

Если в развитых странах медикаментозный аборт делают в срок до 61 дня задержки месячных, то у нас он разрешен только до 41 дня. Единственное объяснение непредоставлению современной помощи: Минздрав искусственно затрудняет применение безболезненных лекарств и сохраняет трудоемкую, болезненную и опасную процедуру дилатации и эвакуации. До 2010 года ни в одном регионе страны медикаментозный аборт не входил в программу госгарантий бесплатной помощи. Соответственно, получить эту современную процедуру могли только платежеспособные женщины за деньги. Сегодня всего в 17 регионах России медикаментозный аборт предоставляется бесплатно наряду с выскабливанием. Он не предоставляется ни в Москве, ни в Петербурге. Дело явно не в отсутствии средств, а в желании сделать женщинам больно. Наказать их за решение прервать беременность, отомстить за то, что не пошли на поводу у православного психолога, за то, что по мере сил ответственно отнеслись к своей семье.

Мы не можем,  вполне представить резонов министерских и думских деятелей, плодящих законы, регулирующие половую жизнь граждан. Но мы точно знаем, что для врача недостойно оказывать помощь унизительно, с болью и опасностью, если то же самое может быть сделано достойно и без боли.

Сегодня необходимые для аборта лекарства можно купить в аптеке, и, в общем, недорого. Схема их применения совсем несложна. Можно предполагать, что все больше женщин последние годы избегают обращаться в жестокие психологически и пастырски окормленные гинекологические отделения, где теперь за наши деньги сидят якобы психологи, готовые надругаться над женщиной, которая находится в сложной жизненной ситуации и не может вырваться из их рук: принуждена законом выслушивать их запугивания и ложь. Тысячи женщин в стране выбирают обращение в частные клиники. Там значительная  часть бизнеса состоит именно в том, что пациенткам выдают таблетки за большие деньги. Можно уверенно предполагать, что основной барьер на пути к обеспечению медикаментозного аборта в стране – ведущие специалисты гинекологи-акушеры, владеющие своими частными клиниками. Им не выгодно, чтобы медикаментозный аборт бесплатно предоставлялся в муниципальных поликлиниках.

Как всегда, в самом плохом положении  женщины, живущие на селе, не имеющие достаточного образования и дохода, чтобы надежно предохраняться от нежелательной беременности и чтобы получить информацию о медикаментозном аборте. Да и средств, чтобы обратиться в частную клинику за медикаментозным абортом у них нет. Если наше правительство, Минздрав думают не только о закупках томографов и жирных складках частно-государственного партнерства, а понимают свою задачу обеспечения каждого человека недорогой, но современной медицинской помощью, они должны немедленно сделать доступным медикаментозный аборт.

Что могут сделать сами граждане? Искать и распространять информацию. Прежде всего, о том, что сегодня существуют эффективные, безопасные и недорогие средства контрацепции. Если же нежелательная беременность возникла, то надо помнить, что по закону врач обязан объяснить пациенту все варианты оказания помощи и предложить правильный. А женские и правозащитные организации в тех регионах, где медикаментозный аборт не доступен бесплатно, должны предъявить народу в печати информацию о том, как ведущие акушеры-гинекологи этих регионов получают прибыль от того, что блокируют бесплатное предоставление медикаментозного аборта.

Я обращаюсь к правительству Москвы: сделайте медикаментозный аборт бесплатным в рамках программы госгарантий немедленно. Это несравнимо дешевле, чем очередная замена пластиковых рам в объединенных поликлиниках! Правительства регионов России: внесите в программу госгарантий в 2014 году вариант аборта с помощью лекарств.

Профессор Василий ВЛАСОВ, Президент Общества специалистов доказательной медицины

Автор не получал средств от производителей лекарств и изделий для прерывания беременности и предоставляющих такие услуги и не имеет иного конфликта интересов.