• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы чувствуем ответственность за формирование городской среды»

Московские новости. 2 декабря 2013

Открытый лекторий Высшей школы экономики летом работал в парке Горького, а теперь продолжается в музеях Москвы.

Этим летом профессора и преподаватели Высшей школы экономики провели в парке Горького серию бесплатных научно-популярных лекций, посвященных различным областям знания — от лингвистики и литературы до экономики. Проект «Университет, открытый городу» стал настолько популярным, что с наступлением холодов его решили не сворачивать, и с сентября преподаватели Вышки стали выступать с лекциями в разных музеях Москвы. Директор по корпоративным проектам НИУ ВШЭ Валерия Касамара рассказала о том, зачем проект нужен университету, и о том, как он перекликается с современными образовательными трендами.

— Как возникла идея создать открытый лекторий?

— Осенью 2012 года в честь 20-летия Высшей школы экономики мы впервые провели День Вышки в парке Горького. Этот день нам хотелось сделать праздничным для наших студентов, преподавателей, а также для всех москвичей, которые пришли в парк. День Вышки объединил и день открытых дверей, и день первокурсника, и встречу выпускников. На площадках открытого лектория выступали известные ученые и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов. Мы даже не ожидали, что интерес к нашим лекциям окажется таким большим. Это натолкнуло нас на мысль, что такие публичные лекции стоит проводить на регулярной основе и что парк Горького — самая подходящая для этого площадка. Все лето 2013 года профессора Вышки выступали с открытыми лекциями в парке Горького.

— На кого ориентируется проект?

— Мы работаем сразу с несколькими целевыми аудиториями. Во-первых, это взрослые люди, почувствовавшие и осознавшие современный тренд, — сейчас ценятся не узкие специалисты, а люди с широким багажом знаний.

Во-вторых, это студенты других вузов, которые могут заинтересоваться нашими лекциями и в дальнейшем, возможно, выберут магистратуру в нашем университете.

В-третьих, это студенты самой Вышки, которые с удовольствием ходят на открытые лекции своих преподавателей и преподавателей других факультетов.

В-четвертых, это школьники старших классов, которые выбирают не только вуз, но и факультет, на который они будут поступать.

А в-пятых, это люди старшего поколения, которым также интересно расширить свои горизонты.

— На ваш взгляд, почему такой формат оказался востребованным?

— Современный специалист должен расширять свои знания и совершенствовать свои навыки постоянно, для того чтобы оставаться востребованным в конкурентной среде. Поэтому получение новых знаний становится постоянным приоритетом.

— Можно ли с помощью лекций научиться чему-то новому или это только импульс к его познанию?

— Разовые лекции скорее помогают человеку узнать о чем-то новом и захотеть изучить эту сферу подробнее в будущем. Лекторы всегда рассказывают, какую литературу можно почитать по этой теме. В дальнейшем, возможно, мы будем читать и циклы лекций — тогда уже можно будет говорить о том, что знания даются системно.

— А в чем вообще разница между лекциями для студентов, и теми, что вы проводите в городе?

— Понятно, что при учебе в университете у вас появляется более глубокое представление об изучаемой области, но такие занятия требуют определенной подготовки. Лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу», составлены с учетом того, что в аудитории будут и неподготовленные люди. Поэтому экономисты, например, читают лекции без формул и цифр, а такой формат требует большого профессионализма.

— На протяжении последних лет Вышка уделяет все больше внимания своей открытости. Почему это так важно для университета?

— У Вышки нет единого кампуса, здания наших факультетов разбросаны по всему городу. Мы и на Хитровке, и на Покровке, и на Мясницкой, и на окраинах Москвы. Тем сильнее мы чувствуем нашу неразрывную связь с городом, нашу ответственность за формирование городской среды.

— Как вы выбираете темы лекций для открытого лектория?

— Мы отбираем скорее не темы, а лекторов. Очень важно, чтобы человек умел донести знания не с сухой академичностью, но и не в слишком упрощенном, поверхностном виде. Лекции — это так называемый эдьютеймент, формат, сочетающий в себе образовательные и развлекательные элементы. Важно, чтобы человек, никогда специально не интересовавшийся экономикой, социологией или лингвистикой, ушел с лекции, получив определенное представление об обсуждаемом предмете.

— Какие лекции пользуются большей популярностью?

— Особым успехом пользуется несколько групп тем. Первая — прикладные знания. Это, например, очень востребованные лекции по психологии, помогающие лучше понять себя и других. Вторая тематическая группа — естественно-научное направление. Третья группа — гуманитарные знания. У молодых людей высок интерес и к истории, и к искусству, и к литературе.

— Вы поддерживаете обратную связь с аудиторией проекта?

— У нас большие и дружелюбные группы «вконтакте» и на фейсбуке. Пока мы не видели никакого негатива, только положительные мнения.
Кроме того, лекции мы записываем на видео и выкладываем на сайте лектория, так чтовсе заинтересованные имеют к ним равный доступ.

— Будет ли, на ваш взгляд, в целом меняться парадигма высшего образования?

— Интерес к нему будет только расти. Наличие высшего образования всегда было равноценно определенному социальному статусу. В постиндустриальном обществе этот статус более чем важен.