• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Театралы голосуют рублем

Полярная правда. 2004. № 7. 21 января

..."Рынки культуры устроены так, - заявил журналистам инициатор эксперимента, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин, - что они сообщают о чем угодно: сколько у нас театров, сколько постановок, сколько стоит бутерброд в буфете, каков бюджет постановки, кто спонсирует и так далее. Не говорят только о том, понравилась зрителю эта постановка или нет. И какому зрителю понравилась, а какому - нет. Нет элементарного обмена потребительским опытом в культуре"...

"Театрон" - так называется эксперимент, который начинается в среду на театральных площадках столицы. Суть его заключается в том, что зрителям предлагается вернуть часть денег за билет или, наоборот, доплатить деньги в соответствии с впечатлением от просмотра спектакля. Эксперимент организован Фондом научных исследований "Прагматика культуры" и проводится вместе с Центром им. Всеволода Мейерхольда.
Перед спектаклем зритель получает буклет с конвертом, в котором лежат анкета и шесть 10-рублевых купюр. Этот конверт нужно сохранить до конца спектакля, по окончании следует заполнить анкету, вложить ее в конверт и в соответствии с тем, понравился спектакль или нет, либо оставить эти деньги, либо забрать их себе. Если спектакль оценивается зрителем положительно, то он докладывает в конверт свои деньги в пределах 50 рублей, если же впечатление отрицательное, то забирает определенную сумму денег до 60 рублей включительно.
Пилотная часть эксперимента уже прошла в декабре, в нем участвовали такие театры, как "Эрмитаж" и Центр им. Всеволода Мейерхольда. Зрители оценивали свое впечатление в деньгах на спектаклях режиссеров Михаила Левикина и Валерия Фокина. Первые результаты показали - зрители готовы доплачивать в случае положительного впечатления от проведенного в театре вечера или забирать часть денег в случае неудовольствия. "Рынки культуры устроены так, - заявил журналистам инициатор эксперимента, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин, - что они сообщают о чем угодно: сколько у нас театров, сколько постановок, сколько стоит бутерброд в буфете, каков бюджет постановки, кто спонсирует и так далее. Не говорят только о том, понравилась зрителю эта постановка или нет. И какому зрителю понравилась, а какому - нет. Нет элементарного обмена потребительским опытом в культуре".
Именно на этот вопрос и должен ответить эксперимент, который затеял Фонд научных исследований "Прагматика культуры" вместе с Центром им. Всеволода Мейерхольда. В эксперименте согласились принять участие театры им. Евгения Вахтангова, им. Владимира Маяковского, им. Моссовета, "Сатирикон", которые готовы рискнуть и позволить оценить ряд своих спектаклей в столь хладнокровной и четкой форме.