• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Я получу Нобелевскую премию мира за открытие в области коммуникаций"

Столичная вечерняя газета. 2004. № 24. 12 февраля

В Москве начался необычный эксперимент. Проводится он в десяти московских театрах. Отсюда и название - "Театрон". Зрителям вручают конверт с анкетой и 50 рублями. По окончании спектакля их просят заполнить анкету, а с деньгами поступить по своему усмотрению - забрать себе все; часть вложить в конверт, часть - себе; и, наконец, не только оставить театру "казенный" полтинник, но и доложить в конверт свои кровные рубли. Сколько не жалко. Эксперимент продлится до конца марта. Его организатор и спонсор - Александр Долгин, 42-летний бизнесмен-миллионер, "почти олигарх", как его характеризуют в театральных кругах, профессор, преподаватель Высшей школы экономики. Естественно, "Столичную" не могла не заинтересовать персона предпринимателя, который тратит свои сбережения на заведомо убыточное дело - культуру.

В Москве начался необычный эксперимент. Проводится он в десяти московских театрах. Отсюда и название - "Театрон". Зрителям вручают конверт с анкетой и 50 рублями. По окончании спектакля их просят заполнить анкету, а с деньгами поступить по своему усмотрению - забрать себе все; часть вложить в конверт, часть - себе; и, наконец, не только оставить театру "казенный" полтинник, но и доложить в конверт свои кровные рубли. Сколько не жалко. Эксперимент продлится до конца марта. Его организатор и спонсор - Александр Долгин, 42-летний бизнесмен-миллионер, "почти олигарх", как его характеризуют в театральных кругах, профессор, преподаватель Высшей школы экономики. Естественно, "Столичную" не могла не заинтересовать персона предпринимателя, который тратит свои сбережения на заведомо убыточное дело - культуру.

- Почему вы вкладываете свои капиталы в то, что почти гарантирует убытки? Созрели для филантропии?
- Я не одноклеточное животное и не филантроп. Время и тех, и других уходит. Приходит другое время и другие люди. Такие, как я.
- Что показал ваш эксперимент?
- Подтвердилось, что, первое, люди согласны платить после того, как разобрались в качестве товара. И второе - большинство зрителей просто-напросто заберет деньги себе.
- То есть люди и спектакль посмотрят, и ваши деньги заберут, и над вами посмеются. Зачем вам это надо?
- Мы закладывали процент таких людей. Он оказался по всем театрам примерно одинаков - 12-15%. Но 88% правила игры приняли.
- А если зритель оставляет себе половину?
- Неоднозначный результат. Вообще есть четыре результата: все как один заплатили 50 рублей. Спектакль очень понравился. Все забрали деньги. Тоже все ясно. Третий вариант - 25 на 25. Это сигнал к доработкам. И, наконец, зритель доплачивал из своих денег. Так было на спектаклях в "Сатириконе", в Театре имени Вахтангова и имени Моссовета. Почти 90% зрителей доплатили свои 30 рублей.
- В театрах, как и везде, существует двойная бухгалтерия - от налогов скрываются сборы и авторские отчисления, почти везде ведется двойная книжка билетов. Как это влияет на ваш эксперимент?
- Для зрителя изнанка театрального цеха никакого значения не имеет. Значение имеет одно - создание технологичного канала и возможность обмениваться зрительским опытом. Когда потребитель научится ориентироваться в хорошем и плохом, вся двойная бухгалтерия умрет сама собой и делить будет нечего. Как только зрителей, приходящих в театр наобум, станет меньше, а в идеале - не станет совсем, то плохие спектакли умрут после первого представления. Это наша цель.
- Вы сами сказали, что на эксперимент тратите свои деньги не ради филантропии. Как вы их рассчитываете вернуть?
- Естественно, речь не идет о благотворительности. Информационная экспертная система, над которой работа только начинается, будет со временем платная. Рассчитана она на людей с ограниченным ресурсом свободного времени и кошельком представителя среднего класса. Наша задача - сформировать прообраз экспертного сообщества, собрать банк данных зрительских оценок и предпочтений.
- Как это будет выглядеть технически?
- По телефону, через SМS-сообщение, интернет, пластиковую карту вы сообщаете операционисту, что хотите посмотреть, или даете свою оценку увиденного. Операционист списывает с вашего счета сумму, вами оговоренную.
- Вы это всерьез? Кто станет за свои деньги работать у вас в "экспертах"?
- Совсем недавно тоже никто не верил, что интернет станет тем, чем стал в нашей жизни, а мобильная связь войдет в привычку. Необходимость экономить время и деньги научит нас не смотреть все подряд, а выбирать. То, как движется информация, объясняет то, как должны двигаться деньги. Сумма, которую клиент заплатит за информацию, не распределяется между всеми участниками поровну, она идет в адрес информантов, которых данный клиент выбрал в качестве своих экспертов. Их деятельность становится экономически выгодной. Если ты как эксперт эффективен, ты будешь увеличивать свой счет.
- Разве вы не пытаетесь перенести законы шоу-бизнеса и спортивных зрелищ в театр?
- Спорт давно регулирует соотношение цены и качества зрелища. Показатель - рост популярности спортивных платных ТВ-каналов. В культуре пока не знают, как наладить эти ценовые сигналы. Но их подают другие люди. В 80-е годы в Москве существовала студенческая театральная "мафия", которая узурпировала власть по распространению театральных билетов. Было шесть главных кланов. Сейчас большинство этих людей переселились в Лондон, это известные предприниматели. В молодости они за счет связей и смекалки скупали билеты, часто через кассу, устраивая "лом" - одна группировка конкурировала с другой силой. Кто кого оттеснит от окошка кассы. Каждая из группировок сама ходила в театр, и билеты стали обменной валютой: они посмотрели спектакли театров, которые "держали" они, и начали обмен с теми, кто "держал" другие театры. Так сложилась билетная биржа. Каждой постановке был присвоен определенный бал - обменный коэффициент. Надо, чтобы сложилась некая площадка, для которой важно соизмерение ценностей. Я предлагаю такую систему измерения, которая выведет театры из кризиса, вернет в них зрителя и по достоинству оценит актерский труд.
- Если ваш эксперимент победит, не получится ли, что театр как "храм культуры" умрет, переродившись в масс-культуру с местами для поцелуев
- Ценностная шкала людей крайне деформирована. Галстук за 150 долларов, джинсы за 150 долларов или концерт отставной звезды за 500 долларов - это почему-то нормально. А билет в театр за такую же сумму - это почему-то "разрушает храм культуры". Нельзя оценивать тот или иной эпизод отдельно. Давайте их сравнивать с тем, что происходит. А происходит вымывание творческого ресурса, его миграция в те сферы, где талант получает достойное вознаграждение, - на ТВ, в шоу-бизнес. Где театры, согласные творить для зрителя бесплатно? Кто тот жертвователь, который должен свою жизнь положить, чтобы дать зрителю доступ к халяве? Вот мы и видим обнищание театров. Не понимая глубинных механизмов бизнеса, театр мимикрирует под чуждую ему технологию массовой цифровой культуры: генерировать формы и распространять их. Этот путь для театра гибелен. Так что если уж мы работаем в денежной системе, то давайте заставим деньги работать на культуру, а не против нее.
- То есть меньше, чем на культурную революцию в умах сограждан, профессор и миллионер Долгин не согласен?
- Я вам больше скажу. В 2012 году у нас будет два главных события - Олимпиада и я получу Нобелевскую премию мира за открытие новой науки в области коммуникаций.