• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Платежное приручение

Афиша. 2003. № 12. 23 июня

...Раздавать зрителям деньги после сеанса (или взимать с них доплату) придумал Александр Долгин, управляющий группой компаний "Союзнихром" - крупнейшим в СНГ производителем сетки рабицы, а также президент фонда
"Прагматика культуры", заведующий кафедрой прагматики культуры в Высшей школе экономики и руководитель издательства "Прагматика культуры", выпустившего его собственную книгу "Прагматика культуры"...

"За что мы платим деньги, покупая продукты в магазине? За определенный набор содержащихся в мясе и капусте полезных веществ"

На экране возникает титр "Конец фильма". Зрители валят из зала. У выхода их поджидают специально обученные люди. Вначале зрителям вручают анкету с вопросами типа: "Чувствуете ли вы за собой склонность давать внутреннюю оценку качеству времени? " Если зрители чувствуют за собой склонность, им делают более конкретное предложение - "перевести эмоциональную оценку качества времени в денежную оплату". Иначе говоря - дополнительно раскошелиться, если только что увиденный фильм понравился, или получить обратно часть денег за билет, если фильм оказался так себе. Раздавать зрителям деньги после сеанса (или взимать с них доплату) придумал Александр Долгин, управляющий группой компаний "Союзнихром" - крупнейшим в СНГ производителем сетки рабицы, а также президент фонда
"Прагматика культуры", заведующий кафедрой прагматики культуры в Высшей школе экономики и руководитель издательства "Прагматика культуры", выпустившего его собственную книгу "Прагматика культуры". Проблема, которая волнует Долгина, в том, что цена на произведения искусства складывается случайно и, в общем, непонятно почему: как, к примеру, вышло, что "Подсолнухи" Ван Гога продаются за десятки миллионов долларов, а подсолнухи с вернисажа в Измайлово - за сумму, в десятки миллионов раз меньшую? Никакого общезначимого механизма ценообразования в сфере культуры нет - создать же его, по мысли Долгина, можно, отталкиваясь от того, насколько качественно человек проводит с тем или иным искусством время. То есть если от Ван Гога он становится в десять миллионов раз умнее, добрее и чище, чем от картины из Измайлово, - значит, во столько раз дороже Ван Гог и будет стоить. Похожая проблема была поставлена на заре перестройки в чрезвычайно полезной книге "Уроки экономики в быту": "За что мы платим деньги, покупая продукты в магазине? За мясо, капусту? Нет, мы платим за определенный набор содержащихся в мясе и капусте полезных веществ". Точно так же, приходя в кинотеатр, человек платит деньги за возможность провести полтора-два часа в темном зале и увидеть перед собой некие движущиеся картинки. Однако же цены на билет зависят от чего угодно: комфортности "мест для поцелуев", географического расположения кинозала, времени начала сеанса, но только не от содержания "полезных веществ" - то есть собственно качества фильма.
Тут-то и начинает работать проект Долгина, описанный чуть выше. История с возвратом -или отъемом - денег у населения должна развернуться вскоре в одном из многозальных кинотеатров. Опытам подвергнутся посетители двух фильмов - предположительно американского триллера категории "А" и шумного европейского блок-бастера. Опрашивать зрителей, понравился ли им фильм, пробовали в кинотеатрах и ранее, но к такому наглядному способу не прибегал еще никто. "Все должно быть просто, - говорит Долгин, - а ничего проще, чем численный индикатор, еще не придумали. К тому же в нашей традиции принято ответственно относиться ко всему, что связано с деньгами, и в этом залог искреннего высказывания". Масштаб выплат определен небольшой: примерно 25% от стоимости билета, то есть по московским ценам - в пределах полтинника. Как считает Долгин, к расходам зритель давно готов: "Нечто подобное уже делается в других сферах. Вспомните получасовые овации после концертов или чаевые в хорошем ресторане... Эти действия показывают, что люди готовы проявлять себя лучше, щедрее и благороднее, нежели им позволяют сегодняшние культурные правила". А теперь забудьте на минуту о культурных правилах и представьте еще раз: титр вспыхивает, публика валит, к вам подходят люди и предлагают: либо просто так, ни за что, получить пятьдесят рублей, либо отдать ту же сумму. Ваши действия? "Кто-то наверняка захочет взять себе эти рубли, - с грустью признает Долгин, - Деньги мы, конечно, выплатим, однако при обработке результатов они учитываться не будут. Хотя если окажется, что все просто забрали деньги и разошлись по домам, - это будет огорчительно. Значит, народ не готов".