• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От купюр За фильмы теперь можно голосовать деньгами

Культура. 2003. № 36. 18 сентября

В конце сентября в Москве стартует эксперимент "Синема" по введению новой модели оплаты за киносеансы. Автором этой идеи выступил профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. Он рассказал нам, что цель эксперимента - изменить правила расчетов между зрителем и кинотеатром. По мнению профессора, в цене билета обязательно должно быть учтено также мнение публики, а не только абстрактный рейтинг кинокартины, затраты на ее производство, рекламу.

В конце сентября в Москве стартует эксперимент "Синема" по введению новой модели оплаты за киносеансы. Автором этой идеи выступил профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. Он рассказал нам, что цель эксперимента - изменить правила расчетов между зрителем и кинотеатром. По мнению профессора, в цене билета обязательно должно быть учтено также мнение публики, а не только абстрактный рейтинг кинокартины, затраты на ее производство, рекламу. Выяснить же отношение аудитории к тому или иному фильму он предлагает "путем переноса части платы за фильм на момент "после просмотра" что дает зрителю право самому определять сумму доплаты или, наоборот, компенсации в зависимости от его субъективной оценки качества "потребленного" времени" Иными словами, за понравившийся фильм зритель может доплатить сверх обычной стоимости билета, а если картина не пришлась ему по душе - забрать деньги обратно.
Этим летом посетители столичного кинотеатра "Победа" уже имели возможность оценить увиденный фильм с помощью купюр: каждому зрителю перед сеансом вручался конверт, в котором находились 50 рублей, а по окончании фильма участникам предлагалось либо изъять из конверта сумму в пределах от 10 до 50 рублей, либо доложить деньги в тех же пределах и сдать конверт организаторам. "Главным предварительным итогом эксперимента стал вывод о том, что зрители согласны действовать в предложенной логике оценивания и способны к денежной оценке качества картины, - комментирует Александр Долгин. - Об этом свидетельствовало то, что участники не стали вести себя "вероломно" и не принялись тотально изымать доверенные им суммы денег" В сентябре к "Победе" присоединятся такие московские кинотеатры, как "МДМ-кино" "Кодак" "Матрица" "Люксор" Переговоры об участии в эксперименте также ведутся с Киноцентром.
Проект "Синема" - российское ноу-хау. На Западе ограничиваются исследованием рейтингов тех или иных фильмов, считая их единственно верным доказательством зрительского интереса. "На самом деле рейтинги - вещь очень относительная, - считает Александр Долгин. -Мы не отрицаем их значимости, однако считаем, что они очень часто оценивают картину по какому-то одному параметру. Чтобы привести все мнения о фильме к общему знаменателю, мы и задаем общеупотребительный масштаб - деньги. К тому же к денежным оценкам люди всегда подходят ответственнее, чем просто к высказываниям" Проект "Синема" поддержал нобелевский лауреат Верон Смит, прославившийся работами в области экспериментальной экономики и психологии принятия решений. Ученый уверен, что результаты российского эксперимента со временем перевернут индустрию кинопроката и дадут зрителям реальную возможность не переплачивать за разрекламированный фильм.