• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Голосуем слезами и деньгами

Русский курьер. 2004. № 12. 24 января

..."Рынки культуры устроены так, - считает инициатор эксперимента, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин, - что они сообщают о чем угодно: сколько у нас театров, сколько постановок, сколько стоит бутерброд в буфете, каков бюджет постановки, кто спонсирует и так далее. Не говорят только о том, понравилась зрителю эта постановка или нет. Нет элементарного обмена потребительским опытом в культуре"...

Формулировку успеха - "зритель голосует ногами" - решили изменить столичные деятели театрального искусства, начав на театральных сценах города небывалый эксперимент. "Зритель голосует деньгами!", - теперь это будет звучать так. А суть эксперимента, который был назван "Театрон" (не путать с "лохотрон", хотя рифмуется неплохо) заключается в том, что зрителям будут возвращать часть денег за билет или, наоборот, попросят их выложить еще немного денег из своего кармана в соответствии с впечатлением, полученным от просмотра спектакля. Эксперимент организован Фондом научных исследований "Прагматика культуры" (им же и финансируется), проводится вместе с Центром имени Всеволода Мейерхольда. В феврале в нем будут задействованы 9 спектаклей 4 столичных театров.
В фойе перед началом спектакля каждый зритель будет получать буклет и конверт с анкетой и шестью 10-рублевыми купюрами. Но очень сильно радоваться и бежать в буфет за пивом не стоит. Деньги эти - спорные. Конверт с ними нужно будет сохранить до конца спектакля. По окончании следует заполнить анкету, вложить ее в конверт и в соответствии с тем, понравилась постановка или нет, либо оставить эти деньги в конверте, либо присвоить их. Если спектакль производит на вас впечатление положительное и вы готовы признать его произведением искусства, то вы также можете положить в конверт свои деньги, рубликов эдак 50. Так запланировали организаторы акции. Если же впечатление отрицательное, вы можете забрать из конверта сумму, в которую оцениваете моральный вред, нанесенный вам администрацией театра и его творческим коллективом.
Человеку, который самостоятельно, без чьей-либо подсказки, придумал эту негуманную акцию, следовало бы перекрыть доступ к театральным кассам. Это что же получается? Мало того, что я заплатила за билет столько, сколько было установлено администрацией театра. Ну пусть мне даже понравилось зрелище, а полтинник я вообще не считаю деньгами. За что же я должна теперь еще доплатить? За то, что входит в профессиональные обязанности режиссера и актеров?
"Рынки культуры устроены так, - считает инициатор эксперимента, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин, - что они сообщают о чем угодно: сколько у нас театров, сколько постановок, сколько стоит бутерброд в буфете, каков бюджет постановки, кто спонсирует и так далее. Не говорят только о том, понравилась зрителю эта постановка или нет. Нет элементарного обмена потребительским опытом в культуре".
Да с чего он взял, что нельзя определить, нравится спектакль зрителю или нет? Всю дорогу, с момента зарождения театрального искусства, этой проблемы не было ни у одного театра. Зритель на спектакль пришел? До конца досидел? Вздыхал, затихал, плакал? В смешных местах смеялся? В ладоши хлопал?.. Так какого же другого вам надо рейтинга?!? И при чем здесь пятьдесят рублей, когда сила искусства измеряется концентрацией всех вышеперечисленных эмоций? Смехом и слезами она измеряется, а не сиротским зрительским полтинником. К тому же господин Долгин, похоже, не берет в расчет то свойство человеческой натуры, которое в народе называют "жабой".
Отобрать назад деньги, единожды попавшие в руки к нашему человеку, в принципе невозможно. А уж своих собственных он вам и подавно не отдаст задним числом.
Один человек из жадности деньги себе заберет, другон, потрясенный зрелищем, только дома вспомнит о конверте. Третий просто постесняется взять деньги, даже если спектакль ему не понравился.
И все-таки в эксперимент включены вполне достойные театры: им. Евг. Вахтангова, им.Вл.Маяковского, им. Моссовета, "Сатирикон". Однако ни в одном из этих театров, похоже, серьезно к "Театрону" не относятся.
Финальная сцена: звоню я в "Сатирикон", а там на вопрос, мол, что это за эксперимент вы затеяли? - отвечают: "Какой еще эксперимент? Мы первый раз об этом слышим!". Занавес.

***
Куда пойти проголосовать:
Театр им. Моссовета - 1 февраля "Дамская война"
Театр "Сатирикон" - 7 февраля "Контрабас", 8 февраля "Сеньор Тодеро хозяин",
Театр им. Моссовета -12 февраля "Сирано де Бержерак", 13 февраля "Король Лир"
Театр им. Маяковского - 18 февраля "День рождения Синей Бороды", 27 февраля "Женитьба", 28 февраля "Развод по-женски", 29 февраля "Карамазовы"
Театр им. Вахтангова - 2 февраля "Без вины виноватые"