• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У домкомов есть вопросы...

Московская среда. 2004. № 47. 22 декабря

...Елена Шомина, доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики:
- Постановление о домкомах вышло своевременно, но я бы хотела выделить другую ипостась этих комитетов. Дело, быть может, даже не столько в расширяющихся возможностях контроля над управляющими и эксплуатационными организациями, сколько в повышении информированности жителей обо всем происходящем в доме и на окружающей территории...

После выхода в свет постановления правительства г. Москвы "О домовых комитетах", подписанного мэром столицы Ю.М. Лужковым 21 сентября 2004 г., в редакцию стали приходить вопросы о том или ином положении документа. И мы решили провести встречу председателей домкомов с представителями исполнительной власти территориального и отраслевого уровней, учеными, юристами. Круглый стол на тему "Домком: организация, становление, проблемы" прошел в помещении префектуры Южного административного округа, за что редакция благодарит префекта Петра Павловича Бирюкова.

Разговор о предыстории постановления, о наиболее важных его моментах начал Виталий Акимкин, начальник управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы:
- Года два назад на координационном совете по развитию самоуправления в жилищной сфере при правительстве г. Москвы мэр Ю.М. Лужков отметил, что создание ТСЖ ведется медленными темпами. Более того, законодательство о ТСЖ предусматривает участие в управлении жилым домом только собственников жилья. Несобственники, наниматели жилья, оказались отстраненными от управления многоквартирными жилыми домами, хотя проживают в них порой с самого рождения. Они оказались отодвинуты и от участии в контроле над содержанием и ремонтом своих зданий, придомовых территорий. Поэтому мэр поручил разработать нормативно-правовой документ, который бы дал основания общественным объединениям граждан активнее участвовать в контроле деятельности ДЕЗов, управляющих и обслуживающих организаций и т.д. Первоначально предполагалось, что постановление предоставит домкомам самые широкие полномочия, вплоть до права подписи на платежных документах. Однако на первом этапе, когда большинство комитетов только организуется, мы поостереглись включать это положение в документ, поскольку они прежде всего являются общественными организациями, кроме того, у них нет пока своих расчетных счетов. Впрочем, от этой идеи мы не отказываемся. На следующей фазе развития самоуправления, вполне возможно, домкомы станут регулировать и движение денежных средств. Пока же ограничились тем, что председатель домкома вправе ставить свою подпись на акте приемки-сдачи любых видов работ по ремонту дома или благоустройству территории.
"МС": И что, подрядная организация без этой подписи не получит денег за выполненные работы?
В. Акимкин: Без визы домкома акт будет считаться недействительным. Но председатель домового комитета должен обосновать причину отказа от подписи. На согласительной комиссии, которая будет организована в каждой управе, рассмотрят его доводы. Если требования чрезмерны, их могут игнорировать.
Михаил Коденко, начальник управления реформирования ЖКХ Южного административного округа:
- У нас в округе уже давно действует правило: по распоряжению префекта работы по программе "Мой двор, мой подъезд" не считаются выполненными, если в акте нет подписи старшего по дому. Мне самому довелось поработать в ДЕЗе, и я помню, сколько неприятных минут доставило это распоряжение. После выполнения работ приходилось вместе со старшим по дому заглядывать чуть ли не в каждый угол, по его требованию что-то переделывать. Постановление правительства Москвы о правах домкомов сделает эту работу более системной.
В. Акимкин: Собственно, документ этот изначально предусматривал две цели. Первая - повысить эффективность деятельности управляющих организаций за счет прямого контроля жителей, кровно заинтересованных в том, чтобы состояние их дома улучшалось. Вторая - воспитание у жителей чувства хозяина, чувства причастности к управлению и эксплуатации жилищного фонда, чувства ответственности. Пока город доплачивает за поддержание зданий и придомовых территорий в порядке, но недалеко то время, когда мы полностью будем оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Территориальное общественное самоуправление в лице товариществ собственников жилья, территориальных общин, а теперь и домкомов должно подготовить к этому граждан, внедрить в их сознание мысль о том, что "доброе" государство уходит из этой сферы, что отныне за все придется отвечать самим.
Елена Шомина, доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики:
- Постановление о домкомах вышло своевременно, но я бы хотела выделить другую ипостась этих комитетов. Дело, быть может, даже не столько в расширяющихся возможностях контроля над управляющими и эксплуатационными организациями, сколько в повышении информированности жителей обо всем происходящем в доме и на окружающей территории. Я 15 лет занимаюсь жилищным движением, а последние 8 лет возглавляю совет нашего подъезда. Люди порой просто не знают, что происходит вокруг. Вот пример. Кто-то принял решение заделать в нашем доме межпанельные швы. Никого об этом не предупредил. И когда рабочие повисли в своих люльках напротив окон, наши бабушки запаниковали, начался шквал звонков по 02: "Караул! Грабят!" Ничего этого не было бы, проинформируй управляющая компания о предстоящей операции. Информационный вакуум призван заполнить домком. Кроме того, он должен обеспечить безопасность и комфортность нашего повседневного бытия, жизнь по принципам доброго соседства.
С 2006 года начнет действовать закон о местном самоуправлении. В нем есть статья, посвященная территориальному общественному самоуправлению, которое может осуществляться на уровне подъезда, дома, микрорайона.Если есть необходимость, советы подъездов могут объединиться в домовый комитет, а те, в свою очередь, создать территориальную общину, которая может стать юридическим лицом. Главное, чтобы интересы жителей были озвучены во властных инстанциях, а их права защищены. Есть, правда, опасность превратить создание домкомов в очередную кампанейщину. Недавно встречаю главного инженера нашей управляющей компании - говорит мне: а мы уже организовали домком! Как же так, я живу в этом доме и ничего об этом событии не знаю? Оказывается, они создали один домовый комитет на несколько домов. Без ведома жителей появилась организация, которая будет претендовать на то, чтобы представлять их интересы. А если где-то уже действует ТСЖ или ЖСК? Стоит ли их сталкивать с домкомом лбами?
Владимир Котов, специалист управы района Савеловский:
- Пока у нас в районе зарегистрировано только шесть домкомов, но уже сейчас возникли проблемы. Кое-кто начал путать самоуправление с самоуправством. Поскольку ни в самом постановлении, ни в приложении к нему не указан количественный состав домкома, в одном из подъездов в него было избрано... сразу 15 человек. А что же другие подъезды? Они ведь тоже должны иметь представительство в комитете. Когда я отказал в регистрации, меня тут же обвинили в том, что я ущемляю права граждан. Наверное, в документе все это надо было оговорить.
И еще. Управы, ДЕЗы многое делают по программе "Мой двор, мой подъезд". Но вот принять на сохранение уже сделанное никто не хочет - ни старшие по домам, ни домкомы. Почему? Кто, как не сами жители, заинтересованы в сохранности их домов и благоустройстве территорий? Может быть, и об этом следовало сказать в постановлении.
Как бы то ни было, общественное самоуправление понемногу развивается. Сейчас идет межевание придомовых территорий. Иной раз получается так, что детская площадка отводится одному дому, а спортивная - другому, парковка - третьему. Люди поняли, что надо объединяться - во имя справедливости, во имя того, чтобы пространство дворов служило всем в равной мере. Для этого наши товарищества собственников стали создавать территориальные общины. Надеюсь, что следующий правительственный документ будет посвящен именно их организации.
Максим Третьюхин, депутат муниципального собрания, муниципальное образование Печатники:
- Желание жителей самоорганизоваться в домкомы естественно. Однако само по себе это не произойдет - нужны методические рекомендации, а их пока что нет, по крайней мере до домкомов они не доведены, хотя после выхода в свет постановления прошло уже немало времени. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда надо бы поторопиться с этим делом.
Регистрация домкомов тоже вызывает сомнения. Кто ее будет проводить? Управа? Муниципальное собрание? Может быть, эту процедуру упростить? Достаточно будет протокола общего собрания, чтобы признать полномочия председателя домкома?
В. Акимкин: По этому поводу были разные мнения. Мы остановились на том, что никакой официальной процедуры не надо. Другое дело - учетная регистрация. Но это необходимо хотя бы для того, чтобы и органы власти на местах, и управляющие организации знали, что к ним обращается не самозванец, а легитимный представитель общественного самоуправления, что он вправе контролировать деятельность подрядчиков. И председатель домкома должен иметь соответствующий документ. Чистая формальность, но она необходима, чтобы не было конфликтов. Заниматься учетной регистрацией будут специалисты в управах, назначенные для работы с населением.
Е. Шомина: Уполномоченных по работе с населением надо специально готовить, обучать, а поскольку это работа деликатная, то и подбирать их надо с разбором. Я как-то зашла к такому специалисту в нашу управу. Попыталась поговорить, но человек попался абсолютно равнодушный, смотрел на меня, как на пустое место. У меня большая библиотека по самоуправлению, я принесла ему несколько нужных книг, подарила. А потом увидела: это ему совершенно не интересно...
В. Акимкин: Мы организовали постоянно действующие курсы по подготовке таких менеджеров при центре содействия жилищной реформе. Правда, сейчас их работа временно приостановлена. Но в самое ближайшее время дадим рекомендации в префектуры, где можно пройти такое обучение. Предполагается, что это будут двухнедельные курсы продолжительностью 86 часов. На занятиях специалисты смогут понять принципы общественного самоуправления, порядок образования ТСЖ, территориальных общин, домкомов и т.д.
Е. Шомина: Если домкомы наделяются правом контроля над управляющими и эксплуатационными компаниями, то, вероятно, и председателей комитетов надо готовить к такой деятельности?
В. Акимкин: Понятно, что председатель домкома, не имеющий специального технического образования, вряд ли сможет проконтролировать инженерные решения. Но в простейших-то делах он вполне способен разобраться. Вот живой пример. У нас во дворе должны были снять неплодородный, зараженный химикатами грунт. На его место надо было завезти свежую землю. Вместо этого привезли несколько машин торфа, рассыпали его сверху, посадили деревья и кустарники. Кто-то бросил непотушенный окурок - торф выгорел. Разве председатель домкома подписал бы такой акт? Да никогда! Никакой особой подготовки тут не требуется.
Владилен Прокофьев, Институт экономики города:
- Самое трудное - научить людей уважать свою собственность. Ведь любой объект недвижимости надо бережно содержать, вовремя ремонтировать, увеличивая тем самым его стоимость. Собственники должны нести бремя содержания недвижимого имущества. Создание домовых комитетов должно послужить воспитанию жителей, превращению их в рачительных хозяев.
Что же касается контроля, то это право принадлежит в первую очередь собственникам жилья, а не нанимателям. Но вот решение общественных вопросов - правил взаимного проживания, права на полную информированность - должно принадлежать всем без исключения жителям дома. В постановлении правительства Москвы это надо было прописать более четко. Необходимо, чтобы управляющая компания не. реже одного раза в квартал отчитывалась перед жильцами каждого дома. И не председатель домкома должен идти к ее руководству и о чем-то просить, а само оно должно быть подотчетно общему собранию жителей.
К сожалению, сегодня сами чиновники определяют, хорошо они сработали или плохо. А надо добиться того, чтобы оценку их деятельности давали жители, причем по конечному результату. Для этого их все-таки необходимо обучать. В городе Бор мы попробовали провести такую учебу. Активистам рассказали, например, как вывозится мусор. Показали, как оценивать состояние площадки, контейнеров. Они сами проставляли оценки - в баллах. Теперь самостоятельно могут проверить работу компании по вывозке твердых бытовых отходов. Такая работа общественности помогает органам местного самоуправления принимать необходимые административные решения.
М. Коденко: На мой взгляд, постановление правительства, приложение к нему, примерный устав домкома и методические рекомендации не должны быть жестко регламентированными. Они должны предполагать свободу выбора - в применении к особенностям каждого дома. А кроме того, давать "зазор" для поиска компромиссов, когда сталкиваются интересы отдельных жителей. Скажем, устраивать ли стоянку для автомашин в каком-то углу двора или нет?
У нас сложилась странная ситуация: люди поделились на жителей и чиновников. И к чиновникам относятся чуть ли не враждебно. Но ведь они тоже заинтересованы в том, чтобы все работы были сделаны хорошо. Правда, из окна своего кабинета не всегда видят детали. Вот для того и нужны домкомы, чтобы подсказать им правильное решение. Так, в Бирюлеве Западном надо было построить продовольственный магазин, чтобы обеспечить шаговую доступность для жителей. Наметили место - вроде бы подходящее по всем параметрам. Однако пришли общественники и сказали, что они не против строительства, но площадку надо бы передвинуть метров на 30 в сторону, потому что здесь как раз расположена детская площадка. В принципе проектировщики детскую площадку тоже предусмотрели, но наметили ее в 20 метрах от проезжей части дороги. Что оставалось делать чиновникам? Только сказать людям "спасибо" и переделать проект.
Домкомы должны стать первыми помощниками властей, их советчиками, добросовестными информаторами. Тот же глава управы не может знать состояние дворов вплоть до каждого квадратного метра, а общественники могут подсказать ему, где надо срочно провести благоустройство, а где пока можно и потерпеть.
Как мне кажется, уведомительный характер регистрации домкомов обязателен. Конечно, выбор людей должен быть свободным, его нельзя лимитировать. Однако и в органах власти должны знать: кто есть кто? Был случай, когда в управу пришел человек и сказал, что он председатель домкома. Пожаловался на начальника участка. Оказалось, что человек этот решил отомстить тому после конфликта. Впоследствии выяснилось, что он самозванец, никто его не выбирал в домком, не уполномочивал ни на какие действия. Удостоверение домкомовца поможет снять такого рода казусы.
Кроме того, чиновникам полезно было бы проводить своего рода день домкома, во время которого они могли бы информировать председателей комитетов о том, какие работы предполагается провести в их домах. А посоветовавшись с ними, внести коррективы. Иногда не грех обратиться и за прямой помощью жителей. Был у нас как-то случай: в одном из подъездов облезла краска. На тот момент денег для ремонта у ДЕЗа не набиралось. Жители в складчину собрали недостающие средства и привели подъезд в порядок.
Как правило, жители знают в своем подъезде всех. Однажды в подъезде какой-то малолетний балбес разрисовал все стены фломастерами. Жильцы вычислили его элементарно - по почерку. Родителей вызвали к участковому и заставили делать ремонт за свой счет. С тех пор стены в подъезде стали чистыми. Это только несколько примеров плодотворной работы домкомов.
Юрий Андрюхов, председатель домкома "Велозаводская, 9":
- Нашему домкому исполнилось 50 лет, и все эти годы он продолжал работать, несмотря на новые веяния. Жители ценили его работу и продолжали поддерживать. Действует домком на территории, где стоит 13 домов, проживает около 3 тысяч человек. В состав комитета входят старшие по домам, представители советов подъездов. Мы добились, что при нашем участии проведен ремонт в 20 подъездах, отремонтировали кровли на восьми домах. В шести домах - вдоль третьего автомобильного кольца - установили стеклопакеты. По нашей просьбе переносится высоковольтная линия, прокладывается подземный кабель. Правительство Москвы выделило на это около 60 млн. рублей. Для этого потребовались немалые усилия нашего домкома, вмешательство депутатов Мосгордумы.
Домком можно создать и в одном доме, но он будет работать намного эффективнее, если объединит группу домов. Постановление правительства Москвы о домовых комитетах должно стать отправной точкой в решении жителями жилищно-коммунальных проблем, в продвижении реформы ЖКХ, развитии местного самоуправления. Документ этот рождался трудно и, по большому счету, он даже запоздал. Тем не менее он есть, и мы свои шаги будем отныне сверять с ним.
Есть в постановлении и минусы. Оно носит рамочный характер, а потому к исполнению не обязательно. Разумеется, мы не должны силой насаждать домкомы, но вести работу по организации самоуправления обязаны. Иначе никогда не преодолеем инертности и безразличия жителей. В постановлении не оговорены конкретные сроки по созданию домовых комитетов, хотя какие-то временные рамки все-таки должны быть оговорены. Примерный устав и методические разработки необходимо как можно скорее довести до домкомов, иначе самодеятельность управ и ДЕЗов может привести к печальным результатам, дискредитировать саму идею самоуправления. Кстати, сам текст постановления надо расклеить буквально в каждом подъезде. Иначе жители просто не будут о нем знать.
Наш домком стал инициатором создания ТСЖ. Уже сложилась группа активистов-общественников, которые заняты решением этой проблемы. Получили описание кондоминиума на два дома. Домком, по сути, стал переходным этапом к организации товарищества собственников жилья. Произошло это по доброй воле самих жителей, а не так, как на Коломенском проспекте, д. 3/9, где глава управы воспротивился созданию домкома, а сразу потребовал организовать ТСЖ. Видимо, такое предписание получил из префектуры...
Нам удалось отстоять помещение домкома. Благодаря этому сейчас успешно работает информационно-методический совет, проведено уже 14 научно-практических семинаров, участие в которых принимали сотрудники Департамента жилищной политики и жилищного фонда, работники комплекса городского хозяйства, ученые из Института экономики города, американские специалисты и т.д.
Создание домкомов - проблема настолько важная, что финансирование этого мероприятия надо бы включить в городской бюджет отдельной строкой. Средства необходимо вкладывать и в обучение специалистов районных управ - уровень их подготовки, к сожалению, пока крайне низок, а ведь они должны работать с людьми, досконально знать все детали организации общественного самоуправления.
Герман Карасев, председатель домкома "Южнопортовый, д. 5/9":
- Чиновники управы района считают, что власть - это они, а население предназначено для того, чтобы исполнять указания. А ведь по Конституции источником власти является народ. Он и должен давать распоряжения властям, находящимся у него на службе. Интересы жителей должны стоять во главе угла деятельности каждого чиновника. Домкомы и призваны, чтобы собирать наказы и пожелания жителей, доводить их до сведения властей.
Здесь говорили о примерном уставе домового комитета. Мне кажется, нельзя его спускать на низовой уровень. Префектуры и управы навяжут его домкомам, а ведь в любом из домов - своя ситуация. Такой устав будет отражать интересы его создателей, а не жителей. Мы у себя в домкоме разработали свой устав. Он, правда, пока сыроват, но мы его доведем до ума, его и будем придерживаться. Лучше бы позаботились о том, чтобы каждому домкому предоставить свое помещение. А то вот мы собираемся прямо на улице. Разве это дело?
В. Акимкин: Постановление разрабатывалось без малого два года, в его основу положены пожелания, предложения, наказы жителей и уже действующих домовых комитетов. На этой же базе готовился и примерный устав. Он совсем не обязателен для применения в каждом комитете. Любой волен написать свой устав, лишь бы он не противоречил закону. А примерный устав как раз и предназначен для того, чтобы было на что опереться при подготовке своего документа. Что же касается помещений для проведения заседаний домкома, то можно использовать уже имеющиеся - комнаты советов ветеранов, библиотеки, соответствующие площади могут предоставить РЭПы, ДЕЗы, управы районов.
М. Коденко: Наши общественники встречались в помещении, где проходили заседания депутатов муниципального собрания. Даже вывеску сделали: "Кабинет общественных организаций жителей района".
Анна Отраднова, председатель молодежного совета при домкоме "Проспект Мира, 120":
- У нашего домкома - давние традиции, образовался он еще при сдаче дома в эксплуатацию. Были разные периоды за время его существования - и спады, и взлеты в работе. Нынче он действует очень результативно, пользуется у жителей авторитетом. Впрочем, и местные власти прислушиваются к его мнению.
Года полтора назад мы создали при домкоме молодежный совет. Сосредоточились на развитии культурных и творческих инициатив молодых жителей, на воспитании у них чувства хозяина дома. К сожалению, у молодых сформировался некий стереотип: домком-де - это пережиток прошлого и сегодня не нужен, надо искать новые формы работы. Убеждаем их, что это не так, что домком - объединение жителей действенное и эффективное. Доказываем это на конкретных примерах, привлекаем ребят к благоустройству двора, украшению подъездов.
Наладили выпуск газет, посвященных различным праздникам. Например, в преддверии 60-летия Победы подготовили специальный номер, посвященный девушкам, которые к началу Великой Отечественной войны были совсем юными, всю тяжесть военного времени вынесли на своих плечах. Сегодня они уже пожилые, и мы рассказали жителям о их нелегких, героических судьбах. Выпуск этой газеты вызвал огромный резонанс у домовой общественности, что свидетельствовало о том, что межпоколенческие связи по-прежнему существуют.
Организуем и проводим детские праздники, на которые к нам приводят малышей даже из соседних дворов. В молодежном совете - почти все студенты, но, несмотря на занятость, все же стараемся в меру сил учиться управлению домом, помогать нашим старшим товарищам по домкому. Насколько мне известно, такой молодежный совет - единственный в Москве. А ведь молодежь рано или поздно должна будет принять эстафету общественного самоуправления от старших поколений. Так что опытом социальной активности юноши и девушки должны овладевать уже сегодня.
Е.Шомина: Такие примеры пока действительно единичны, но тем не менее в столице, в разных ее районах опыт такой есть, его надо открывать и широко пропагандировать. Например, в Перове открыли школу юного управдома. Уроки в ней дают специалисты управы, преподаватели Высшей школы экономики, юристы. В моем доме пять лет работал детский садик, выпускалась даже детская газета, а организовал все это совет подъезда. Сейчас в Высшей школе экономики готовим программу, которая называется "Жилищный урок для школ".
В. Акимкин: Я знаю 600-квартирный дом, построенный по программе "Молодой семье - доступное жилье" на улице Верхние Поля. Он полностью заселен молодыми семьями. Сдан с большими недоделками, и молодежь стала добиваться их устранения. Возникли проблемы во взаимоотношениях не только со строителями, но и с местными властями. Мы помогли им создать домком, молодежь самоорганизовалась, сумела защитить свои права. Они даже открыли свой сайт в Интернете, с его помощью общаются друг с другом, помещают оперативную информацию. Своей деятельной работой этот домком добился того, что конфликтные отношения с органами власти постепенно превратились в партнерские. Так что опыт деятельности этого молодежного домкома тоже может быть поучительным.
Анатолий Поляков, председатель ассоциации комитетов самоуправления, ул. Чертановская:
- Я более 15 лет назад возглавил комитет самоуправления. Тогда мы были полны энтузиазма, не знали еще о предстоящих трудностях и проблемах. Да и документов, подобных обсуждаемому нами постановлению о домовых комитетах, не было. Теперь перед нами открываются новые возможности. В нашу ассоциацию комитетов самоуправления входят 22 дома. Народ работает в основном пожилой, никакого стимулирования у нас не предусмотрено. Впрочем, я убежден, что все общественные организации и не должны финансироваться из бюджета. Как только такое случится, они поменяют общественный статус и уже не будут служить населению, станут зависеть от властей.
Нет, я ни в коем случае не отношусь к чиновникам, представителям власти, как к соперникам. Но пока и в соратниках их не вижу - наверное, потому, что у них и общественных объединений разные цели.
А ведь цель у нас должна быть одна: благополучие наших сограждан, их спокойное и комфортное бытие. Далеко не все чиновники понимают, что общественные организации - не враги им, а первые помощники. Они надежны и неподкупны, всегда могут подсказать что-то дельное. Конечно, с ними трудно - их не уволишь, не поманишь премией. Да и на грубость они тут же достойно ответят. Однако если наладить отношения с общественниками, они станут самыми верными партнерами.
Конечно, далеко не все под силу ДЕЗу и РЭУ - не хватает средств, кадров, материалов. Там работает очень много добросовестных и порядочных людей - будь их воля, они бы устроили коммунизм нам завтра к обеду. И вот тут-то поддержка жителей могла быть очень существенной. Мы, например, в своем доме сами отремонтировали кровлю, хорошо ее загидроизолировали, теперь горя не знаем и ДЕЗ не терроризируем каждую весну.
Постановление по домкомам дает нам существенные рычаги по контролю над работой управляющих и эксплуатационных предприятий, и мы этой возможностью непременно воспользуемся. Этот документ обещает настоящий прорыв в социальной сфере.На моем веку сменилось пять глав районной управы, и у каждого я просил хоть какой-то документ, который бы подтверждал право контроля качества ремонта в подъездах. Мне его обещали выписать на протяжении десяти лет, но так и не выдали. Теперь удостоверение председателя домкома уже никому не позволит от меня отмахнуться.
Ирина Шрамко, 1-й заместитель руководителя Центра реформы в ЖКХ:
- Хорошо, что этот круглый стол собрал людей неравнодушных, заинтересованных в развитии общественного самоуправления. Мы можем прийти к важным результатам. Пора, скажем, уяснить, что сегодня мы живем в другом правовом поле, которое определяет наши возможности при проведении той или иной деятельности. Так, сегодня активизировался процесс приватизации жилья. Надо полагать, что к концу будущего года 85-90 процентов жилья обретут собственники. Это неизбежно вызовет изменение правовых отношений. Рынок жилищно-коммунальной сферы начнет реально действовать. Правила будут суровы и просты: есть поставщик ресурсов и есть их потребитель. Их взаимоотношения должны регулировать договоры. Сегодня комплекс городского хозяйства работает над тем, чтобы выстроить четкую систему этих договорных отношений.
Предстоит абсолютно точно разграничить права собственника и нанимателя. На что может претендовать собственник жилья и на что рассчитывать наниматель. По новому Жилищному кодексу, принятому во втором чтении Госдумой, домовладельцы должны выбрать способ управления своей собственностью. Такая норма, кстати, была обозначена и в законе о ТСЖ, но реализовать ее мы не смогли. Нужен нормативно-правовой инструмент, который бы подвигнул собственников все-таки определиться: кому они отдают предпочтение - ДЕЗу, частной компании или собираются управлять своим домом сами. Право на это у них есть, и в Москве уже немало товариществ и территориальных общин, которые доказали свою дееспособность со всей очевидностью.
"МС": В редакции есть факты, свидетельствующие о том, что между некоторыми ТСЖ и вновь создаваемыми домкомами уже возникли трения. Неужели они станут антагонистами?
И. Шрамко: Согласно постановлению домкомы имеют право участия в контроле деятельности управляющих и эксплуатационных, обслуживающих организаций. И они, на мой взгляд, могут стать ступенькой к созданию ТСЖ. Не случайно здесь председатель домкома "Велозаводская, 9" Юрий Андрюхов сказал, что они уже начали работу по образованию ТСЖ. Конечно, управлять домом вправе только члены товарищества - с правовой точки зрения это непререкаемо. Но задача домкомов, как мне кажется, лежит в другой, более широкой плоскости. Она не ограничивается только одним домом, а расширяется до границ микрорайона, района.
Домкомы, как составляющая территориального общественного самоуправления, должны стать главными советчиками местных властей. Например, они со знанием дела могут подсказать, где нужна остановка общественного транспорта, какого вида благоустройство необходимо дворовым территориям, где установить дорожный знак или светофор и т.д. Они могут помочь ДЕЗам определить адреса необходимых ремонтов и то, как рациональнее использовать средства, идущие на программу "Мой двор, мой подъезд". А в случае некачественной работы подрядных организаций предъявить им претензии, выразить особое мнение в акте сдачи-приемки и отстаивать его в согласительной комиссии.
Словом, ТСЖ и домкомам делить нечего, они органично должны дополнять друг друга, вместе проходить школу самоуправления. Постановление правительства о домовых комитетах как раз и нацелено на то, чтобы найти золотую середину, чтобы наш жилищно-коммунальный комплекс заработал наконец эффективно.