• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

100 рэ за лабораторную. Бесплатное образование становится все дороже

Трибуна. 2004. № 24. 12 февраля

Высшая школа экономики совместно с антикоррупционным фондом ИНДЕМ подготовила свой очередной доклад на тему "Деньги и образование"

Высшая школа экономики совместно с антикоррупционным фондом ИНДЕМ подготовила свой очередной доклад на тему, которую можно условно обозначить "Деньги и образование". Дело в том, что бесплатное - на словах - образование давно перестало быть таковым. Даже за бесплатные вроде бы услуги государства, которому мы все платим налоги, приходится доплачивать из собственного кармана.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов известен как разработчик реформы образования, направленной на борьбу с коррупцией, расширение доступности образования для умных, но небогатых граждан. Люди не должны платить за то, что уже оплачено из бюджета. Но как это сделать, если одна из главных проблем - в недофинансировании образования и низких доходах людей, там работающих? Предлагается одновременно с проведением административных мер (введение единого госэкзамена, государственных сертификатов на учебу и многого другого) увеличивать инвестиции государства в эту важнейшую сферу.

Как следует из доклада, пока что без денег - личных денег студента и его родителей - в образовании делать нечего. Самые большие деньги крутятся на так называемом переходе между школой и вузом. Разрыв между школьной подготовкой и требованиями вузов порождает целую индустрию, в которой кормится большая армия преподавателей и посредников. Объем этого теневого бизнеса - до 2 млрд. долларов ежегодно. Только на прямые взятки уходит до полумиллиарда долларов ежегодно. Эту проблему призван решить единый госэкзамен, который в настоящее время повсеместно вводится в России.

Но, даже если вам удалось поступить на бесплатный факультет, это еще не гарантирует от взяток и платы за "дополнительные" услуги. Студенты, которые и так официально заплатили за обучение, вынуждены умасливать преподавателей по ходу сдачи экзаменов, зачетов, брать индивидуальные уроки. Правда, как правило, речь не идет об отличниках. На это в среднем по стране у каждого студента уходит 50 долларов США. А всего за учебу в год учащийся бесплатного вуза ежегодно в среднем выкладывает 280-300 долларов. И это касается 90 процентов всех студентов, в прошлом году эта цифра была скромнее - 82 процента. Причем в Москве за истекший год расходы на репетиторов увеличились почти в четыре раза, а на взятки - в 1,2 раза.

Из новомодных платных услуг вузов авторы доклада обнаружили такую, как выдача на дом учебников и книг из библиотечных фондов. С этим сталкиваются студенты и в Москве, и в Ярославле, и в Красноярске, и в других городах. В Перми приходится давать "стольник" за выполнение лабораторной работы, например, по химии.

Вывод, который сделали авторы доклада, неутешителен: коммерциализация образования набирает обороты. Не важно - государственный вуз или частный, коммерческий. И это при том, что многие вузы не испытывают недостатка в средствах, имеют возможность закупать дорогостоящее оборудование, в том числе компьютерное. В чем причина? Подумайте сами. Если затрудняетесь, достаточно зайти в какой-никакой захудалый вуз, пройтись по коридорам и заглянуть в приемную ректора, а еще лучше в его кабинет. И сравнить.