• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучшее, наверно, впереди

Ведомости. 2004. № 91. 31 мая

...Оптимизм положительно влияет на потребительское поведение граждан, напоминает Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ: чем меньше люди боятся завтрашнего дня, тем меньше они сберегают и тем активнее тратят. При этом рост оптимизма чреват увеличением издержек работодателей, так как граждане станут смелее менять место работы. Несколько лет назад Капелюшников вместе с коллегами установил, что россияне панически боятся безработицы. "Боясь оказаться на рынке труда и не найти новой работы, люди начинали соглашаться с любыми ухудшениями условий труда, снижением зарплаты и т.д., - рассказывает ученый. - Получается, что пессимистические ожидания людей помогали компаниям заморозить рост расходов на оплату труда".

За четыре года правления Владимира Путина доля россиян, которые считают, что подрастающее поколение, будет жить лучше, чем их родители, заметно возросла. Правда, треть населения не рассчитывает дожить до этого времени, констатируют социологи "Ромир Мониторинга".

В середине мая социологи исследовательского холдинга "Ромир Мониторинг" опросили 1600 россиян в 107 населенных пунктах всех типов.
Только 7% граждан сообщили, что "полностью уверены" в завтрашнем дне (год назад таких было 8%). 32% (29%) скорее уверены, а 40% (38%) - скорее нет. Полностью не уверен в завтрашнем дне каждый пятый россиянин. Чаще других признаются в своей уверенности жители городов с населением 100000-500 000 (10% полностью уверены и 37% скорее уверены), а по числу полностью неуверенных лидируют города-миллионники (25%) и сельская местность (22%). Полностью и частично уверенных больше всего среди 18-24-летних (57%).
Гендиректор "Ромир Мониторинга" Андрей Милехин обращает внимание на то, что показатели "социального оптимизма" в последние годы повышаются. По его словам, оптимизм распространяется волнами из центра к периферии: до села еще не дошла первая волна, а обитателям крупных городов для оптимизма уже недостаточно "одной широкой дороги и супермаркета возле дома", говорит Милехин.
Социологи спросили у россиян, когда, по их мнению, "произойдет реальное улучшение благосостояния российского народа"? Выяснилось, что 35% граждан уверены, что их поколение этого не застанет, а еще 24% ожидают улучшения не раньше чем через 10-15 лет. 43% россиян признались, что, с их точки зрения, "молодое поколение в материальном отношении будет жить лучше, чем их родители", а еще 26% - что молодые будут жить не хуже.
Исследователей такое противоречие не смущает. С помощью вопроса о перспективах молодежи респондентов можно поделить на оптимистов и пессимистов, объясняет Милехин. По данным "Ромир", за время правления Владимира Путина, с декабря 1999 г. до мая 2004 г., доля россиян, уверенных в лучшем будущем молодежи, выросла на 12 процентных пунктов, а уверенных в том, что молодым будет не хуже, чем родителям, - на 7%.
Алексей Гражданкин, замгендиректора аналитического центра Юрия Левады, обращает внимание на то, что россияне гораздо менее драматично смотрят на собственное будущее, чем на перспективы страны в целом. "Левада-Центр" регулярно задает респондентам вопрос, движется ли, с их точки зрения, страна в правильном направлении или по неверному пути? Этот вопрос, говорит Гражданкин, тоже позволяет выделить оптимистов и пессимистов. Оптимистов, уверенных, что направление верное, примерно 48%, пессимистов, предлагающих сменить курс, - около 40%.
Оптимизм положительно влияет на потребительское поведение граждан, напоминает Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ: чем меньше люди боятся завтрашнего дня, тем меньше они сберегают и тем активнее тратят. При этом рост оптимизма чреват увеличением издержек работодателей, так как граждане станут смелее менять место работы. Несколько лет назад Капелюшников вместе с коллегами установил, что россияне панически боятся безработицы. "Боясь оказаться на рынке труда и не найти новой работы, люди начинали соглашаться с любыми ухудшениями условий труда, снижением зарплаты и т.д., - рассказывает ученый. - Получается, что пессимистические ожидания людей помогали компаниям заморозить рост расходов на оплату труда".