Представители библиотек выразили обеспокоенность предстоящей реформой учреждений культуры
...Проректор Государственного Университета "Высшая школа экономики" Борис Рудник, со своей стороны, обратил внимание участников семинара на необходимость совершенствования базового налогового законодательства, от которого зависит как активность меценатов, так и выживание негосударственных учреждений культуры...
Научно-практический семинар, посвященный обсуждению предстоящей реформы в культурной сфере и ее возможному влиянию на библиотеки, музеи и архивные учреждения, прошел 21 марта в Российской государственной библиотеке (РГБ). Организаторами семинара выступили РГБ и Фонд научных исследований "Прагматика культуры" Высшей школы экономики. В настоящее время в профессиональном сообществе активно обсуждаются возможные последствия принятия закона "О реорганизации государственных муниципальных учреждений социальной сферы", предполагающего разделение бывших государственных учреждений культуры на две крупные категории - учреждения, остающиеся бюджетными организациями, и учреждения иных организационно-правовых форм, существование которых будет подчинено общим рыночным механизмам. Поскольку проект данного закона, в декабре 2004 г. внесенный в Правительство РФ, вызвал сильную обеспокоенность в среде деятелей культуры, рассмотрение его отложено. В настоящее время Совет по культуре и искусству при Президенте РФ собирает предложения по его доработке, после чего, возможно, уже в апреле проекта закона будет повторно внесен в Правительство.
Как отметил, выступая на семинаре, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, необходимость реформирования сферы культуры и модернизации действующих в ней правовых и экономических механизмов не подлежит сомнению. Однако при этом должна соблюдаться осторожность, подчеркнул он. По его словам, общественно доступные, предоставляющие бесплатные услуги населению и тем самым обеспечивающие свободный доступ к информации библиотеки являются очень важным элементом демократии и гражданского общества. В этом качестве они должны быть сохранены. Отказ от государственного финансирования библиотек, отметил М.Швыдкой, обернется трагедией для них - эти учреждения не смогут выдержать то налоговое бремя, которое падет на них. То, что расширение платности в сфере культуры приведет к уменьшению давления на бюджет, - иллюзия, заметил М.Швыдкой. "Чем больше будет расширяться сфера платных услуг, тем больше государство должно увеличивать вложения в те сегменты культуры, которые никогда не будут доходными", - заявил он.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, участники отметили семинара, что вопрос о праве государственных учреждений самостоятельно распоряжаться внебюджетными доходами, поступающими от аренды помещений, рекламы, оказания платных услуг и т.п. является зачастую вопросом выживания для учреждений культуры, так как большая часть этих поступлений направляется на формирование доплаты к заработной плате сотрудников, которая без прибавок просто неспособна обеспечить существование работников библиотек, музеев или театров. Заложенную в проект закона идею обязательности направления всех внебюджетных доходов государственных учреждений в бюджет (Ст. 51 Бюджетного кодекса РФ рассматривает любые доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, как неналоговые доходы федерального бюджета) участники семинара расценили как деструктивную, подрывающую хрупкое финансовое равновесие учреждений культуры и лишающее их стимула к поиску дополнительных доходов.
"Не допустить деньги к контролю над культурой", - так сформулировал необходимое условие реформирования данной сферы профессор экономического факультета МГУ Александр Бузгалин. В то же время главный редактор газеты "Культура" Юрий Белявский указал на необходимость принятия федеральных законов "О меценатстве" и "О творческом союзе", которые должны содействовать привлечению негосударственных средств в сферу культуры. Проректор Государственного Университета "Высшая школа экономики" Борис Рудник, со своей стороны, обратил внимание участников семинара на необходимость совершенствования базового налогового законодательства, от которого зависит как активность меценатов, так и выживание негосударственных учреждений культуры.
Как отметил генеральный директор РГБ, член Совета по культуре и искусству при Президенте Виктор Федоров, при наличии единых экономических подходов, характерных для закона, необходимо обеспечить индивидуальный подход к учреждениям культуры разных отраслей, Театры, библиотеки, организации шоу-бизнеса и т.п. функционируют в различных условиях и требуют внимания к своим специфическим нуждам. В частности, бытует мнение о затратности библиотек, отметил В.Федоров. Между тем исследования британских экономистов показали, что на 1 фунт стерлингов, вложенный в развитие British Library, национальная экономика получает 4,5 фунта стерлингов. Эта прибыль образуется в результате труда специалистов, получивших образование благодаря библиотеке и использующим ее информационные возможности в своей деятельности. Между тем, отметил в своем выступлении ведущий научный сотрудник МГУ Андрей Калганов, в настоящее время государственная политика в отношении социальной сферы и культуры может быть охарактеризована как явно недружественная. По его словам, господствующая тенденция экономической политики России состоит в поддержании заработной платы на низком уровне и опоре на сырьевые сектора, при том, что заявления о стремлении к переходу на инновационные рельсы остаются только декларациями. Инновационный рост невозможен без улучшения качества человеческого потенциала, без высокого уровня доходов трудящегося населения и без высоких инвестиций в культуру и образование, подчеркнул он. Таким образом отношение государства к библиотекам, научным учреждениям и учреждениям образования является индикатором серьезности его намерений перейти от сырьевой экономики к современной экономике, основанной на знаниях. Как отметил заведующий отделом культурной политики Государственного Института искусствознания Борис Сорочкин, фактическое отношение государства к культуре легко определяется при анализе затрат государственного бюджета на эту сферу. Распространенная точка зрения, которую повторяет даже министр культуры и массовых комуникаций Андрей Соколов, состоит в том, что эти затраты постоянно растут. Часто звучит утверждение, что за период с 1997 по 2004 гг. расходы федерального бюджета на культуру выросли примерно в пять раз, однако перерасчет с использованием индекса-дефлятора, позволяющего учесть влияние фактора инфляции, показывает, что в абсолютных ценах государственные расходы на культуру в 2004 г. составляли около 91% от расходов 1997 года.
С учетом высокой ответственности предстоящих преобразований, участники семинара также отметили необходимость консолидации представителей разных отраслей культуры для совместного отстаивания своих интересов в диалоге с государством.