• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представители библиотек выразили обеспокоенность предстоящей реформой учреждений культуры

ИА REGNUM. 2005. № 17:23. 25 марта

...Проректор Государственного Университета "Высшая школа экономики" Борис Рудник, со своей стороны, обратил внимание участников семинара на необходимость совершенствования базового налогового законодательства, от которого зависит как активность меценатов, так и выживание негосударственных учреждений культуры...

Научно-практический семинар, посвященный обсуждению предстоящей реформы в культурной сфере и ее возможному влиянию на библиотеки, музеи и архивные учреждения, прошел 21 марта в Российской государственной библиотеке (РГБ). Организаторами семинара выступили РГБ и Фонд научных исследований "Прагматика культуры" Высшей школы экономики. В настоящее время в профессиональном сообществе активно обсуждаются возможные последствия принятия закона "О реорганизации государственных муниципальных учреждений социальной сферы", предполагающего разделение бывших государственных учреждений культуры на две крупные категории - учреждения, остающиеся бюджетными организациями, и учреждения иных организационно-правовых форм, существование которых будет подчинено общим рыночным механизмам. Поскольку проект данного закона, в декабре 2004 г. внесенный в Правительство РФ, вызвал сильную обеспокоенность в среде деятелей культуры, рассмотрение его отложено. В настоящее время Совет по культуре и искусству при Президенте РФ собирает предложения по его доработке, после чего, возможно, уже в апреле проекта закона будет повторно внесен в Правительство.
Как отметил, выступая на семинаре, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, необходимость реформирования сферы культуры и модернизации действующих в ней правовых и экономических механизмов не подлежит сомнению. Однако при этом должна соблюдаться осторожность, подчеркнул он. По его словам, общественно доступные, предоставляющие бесплатные услуги населению и тем самым обеспечивающие свободный доступ к информации библиотеки являются очень важным элементом демократии и гражданского общества. В этом качестве они должны быть сохранены. Отказ от государственного финансирования библиотек, отметил М.Швыдкой, обернется трагедией для них - эти учреждения не смогут выдержать то налоговое бремя, которое падет на них. То, что расширение платности в сфере культуры приведет к уменьшению давления на бюджет, - иллюзия, заметил М.Швыдкой. "Чем больше будет расширяться сфера платных услуг, тем больше государство должно увеличивать вложения в те сегменты культуры, которые никогда не будут доходными", - заявил он.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, участники отметили семинара, что вопрос о праве государственных учреждений самостоятельно распоряжаться внебюджетными доходами, поступающими от аренды помещений, рекламы, оказания платных услуг и т.п. является зачастую вопросом выживания для учреждений культуры, так как большая часть этих поступлений направляется на формирование доплаты к заработной плате сотрудников, которая без прибавок просто неспособна обеспечить существование работников библиотек, музеев или театров. Заложенную в проект закона идею обязательности направления всех внебюджетных доходов государственных учреждений в бюджет (Ст. 51 Бюджетного кодекса РФ рассматривает любые доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, как неналоговые доходы федерального бюджета) участники семинара расценили как деструктивную, подрывающую хрупкое финансовое равновесие учреждений культуры и лишающее их стимула к поиску дополнительных доходов.
"Не допустить деньги к контролю над культурой", - так сформулировал необходимое условие реформирования данной сферы профессор экономического факультета МГУ Александр Бузгалин. В то же время главный редактор газеты "Культура" Юрий Белявский указал на необходимость принятия федеральных законов "О меценатстве" и "О творческом союзе", которые должны содействовать привлечению негосударственных средств в сферу культуры. Проректор Государственного Университета "Высшая школа экономики" Борис Рудник, со своей стороны, обратил внимание участников семинара на необходимость совершенствования базового налогового законодательства, от которого зависит как активность меценатов, так и выживание негосударственных учреждений культуры.
Как отметил генеральный директор РГБ, член Совета по культуре и искусству при Президенте Виктор Федоров, при наличии единых экономических подходов, характерных для закона, необходимо обеспечить индивидуальный подход к учреждениям культуры разных отраслей, Театры, библиотеки, организации шоу-бизнеса и т.п. функционируют в различных условиях и требуют внимания к своим специфическим нуждам. В частности, бытует мнение о затратности библиотек, отметил В.Федоров. Между тем исследования британских экономистов показали, что на 1 фунт стерлингов, вложенный в развитие British Library, национальная экономика получает 4,5 фунта стерлингов. Эта прибыль образуется в результате труда специалистов, получивших образование благодаря библиотеке и использующим ее информационные возможности в своей деятельности. Между тем, отметил в своем выступлении ведущий научный сотрудник МГУ Андрей Калганов, в настоящее время государственная политика в отношении социальной сферы и культуры может быть охарактеризована как явно недружественная. По его словам, господствующая тенденция экономической политики России состоит в поддержании заработной платы на низком уровне и опоре на сырьевые сектора, при том, что заявления о стремлении к переходу на инновационные рельсы остаются только декларациями. Инновационный рост невозможен без улучшения качества человеческого потенциала, без высокого уровня доходов трудящегося населения и без высоких инвестиций в культуру и образование, подчеркнул он. Таким образом отношение государства к библиотекам, научным учреждениям и учреждениям образования является индикатором серьезности его намерений перейти от сырьевой экономики к современной экономике, основанной на знаниях. Как отметил заведующий отделом культурной политики Государственного Института искусствознания Борис Сорочкин, фактическое отношение государства к культуре легко определяется при анализе затрат государственного бюджета на эту сферу. Распространенная точка зрения, которую повторяет даже министр культуры и массовых комуникаций Андрей Соколов, состоит в том, что эти затраты постоянно растут. Часто звучит утверждение, что за период с 1997 по 2004 гг. расходы федерального бюджета на культуру выросли примерно в пять раз, однако перерасчет с использованием индекса-дефлятора, позволяющего учесть влияние фактора инфляции, показывает, что в абсолютных ценах государственные расходы на культуру в 2004 г. составляли около 91% от расходов 1997 года.
С учетом высокой ответственности предстоящих преобразований, участники семинара также отметили необходимость консолидации представителей разных отраслей культуры для совместного отстаивания своих интересов в диалоге с государством.